Найти тему
Эконо-MЕN

Бюджетирование: конфликт целей

Оглавление

Мечты о бюджете

В советское время, годах в 80-х, каждый второй мужик мечтал о своей машине. Мечтал, копил, присматривал гараж, собирал свой ящик инструментов, который надо было потом постоянно возить в багажнике. А после вожделенной покупки начинал бесконечный процесс допиливания автомобиля. Менял чехлы, рукоятку рычага КПП, обязательно нужна была оплетка на руль и запасные свечи в бардачке. Многолетняя эпопея, куда там «Санта-Барбаре».

-2

Вот с бюджетом на предприятии такая же фигня. Только автомобили продаются более-менее работоспособные, а с бюджетом так не получается. Почти каждый собственник рано или поздно начинает мечтать про этот расхваленный девайс, дозревает, инициирует эту штуку и потом мучительно все пытаются его заставить двигаться.

Неоднократно наблюдал этот процесс на разных стадиях как снаружи, так из первых рук. И прихожу к выводу, что одна из базовых трудностей в запуске бюджета – разное понимание «что это?» и «зачем оно ваще надо?».

Начнем с того, что у бюджета, как у процесса есть 3 участника:

  1. Потребитель. Он же Заказчик. Как правило это собственник или директор. Тот, кто в дальнейшей работе получает оттуда циферки и на их основании делает какие-то свои магические выводы. От чего потом летят головы, строятся заводы, и прочие корабли начинают бороздить разные просторы.
  2. Исполнитель. И нет, это не экономист. Это тот несчастный производственник, который вместо того, чтобы строгать, пилить и создавать ценность, сидит, морщит лоб, придумывает цифры, обоснования и матерки в адрес экономистов. А потом, уже в процессе пытается все свои «хочу» уместить в те скромные рамки, которые были утверждены.
  3. Консолидатор. А вот это уже экономист. Его задача организационная. Придумать как собирать бюджет. Всех включить в процесс. Собрать бюджет. Доказать, что там все верно собрано. Убедиться, что нифига не верно и там полно ошибок. Пересобрать бюджет. Вспомнить, что обоснования тоже нужно стребовать. Всех окончательно достать. Провести презентацию. А потом весь год сравнивать бюджет с фактом.

Как уже видно из описания, у всех участников разные ожидания от процесса. Ну и действия, конечно, тоже будут разные. Отчего и получаются потом искажения и страдания. Давайте сначала поймем, чего хотят стороны и почему.

Цели собственника

-3

Если ваш директор / собственник внезапно решил, что ему нужен бюджет, то все. Считайте, что вам повезло с руководителем. И тут нет ни грамма иронии. Это реально хорошо, когда ТОП понимает ценность денег, их планирования и учета. К сожалению, это встречается не всегда. И если вам повезло, давайте разберемся, чего же ему нужно? Что он хочет получить с помощью этого инструмента?

Понятно, что он хочет предсказуемости итога. Но какого? Что за итог для него наиболее важен? Рентабельность деятельности? Расход ФОТ и правильность его расчета? Списание сырья и выполнение нормативов расхода на единицу продукции? Он, безусловно, будет все это смотреть. Но для чего? Что первично, а что – лишь косвенное подтверждение основного вывода?

Для правильного ответа нужно понимать в какой системе ценностей он живет. И базовая ценность на этом уровне – это рост и развитие бизнеса. А для роста и развития бизнеса как на войне, нужно всего 3 вещи: деньги, деньги и деньги. Весь бюджет для него – это просто инструмент прогноза и обеспечения генерации свободного денежного потока. Или, если попроще: понимание, сколько свободных денег в какой момент времени появится. Вроде всем понятный и очевидный вывод. Тем не менее мало кто пытается продолжить эту мысль:

  • ДДС более востребован, чем БДР, т.к. дает информацию о свободных денежных средствах в моменте;
  • срочность гораздо важнее, чем точность. Порой даже погрешность в несколько десятков миллионов – вполне допустимое приближение, а вот есть если информация поступает с запозданием в 1-2 месяца, то ценность ее мизерна;
  • БДР сам по себе мало ценен, он становится важен только в увязке с ДДС, запасами на складах, ДЗ и КЗ. Для собственника мало толку в высокой рентабельности на бумаге, если ваша дебиторка превысила всю прибыль.
Ну и самый важный вывод: для собственника, впервые столкнувшегося с бюджетом, совершенно не очевидно, что бюджет должен собираться всей компанией. Для него это нечто, похожее на бухгалтерскую или обычную экономическую отчетность. «Бюджет», «баланс», «отчет» - какая разница? А значит это вроде как могут экономисты сваять не вылезая из своего кабинета. Если у вас ровно такая ситуация, мои вам соболезнования. Даже начинать не стоит.

Цели консолидатора

-4

Очень много моих знакомых экономистов воспринимают бюджет как доказательство собственной важности. Да, все согласны, что это инструмент управления деньгами. Но это не рядовой инструментик, типа отчета о продажах. А Инструмент! Ого-го какая сложная и даже грандиозная вещь! Не каждый ее может потянуть! Поэтому в работе экономиста есть отчеты, а есть Бюджет. И в работе с ним сказывается профессиональная деформация экономиста-перфекциониста. Каждая цифра должна быть проверена, точна и неоспорима! На языке потребителя это означает «Бюджет собрать быстро невозможно!». По этой же причине из всех видов бюджета экономист больше ценит БДР. Как наиболее точный и многожды проверенный. Можно даже и без прочих видов бюджета.

Уже видно расхождение во взглядах директора и экономиста?
Давайте добавим сюда третью сторону.

Цели исполнителя

-5

Во всей этой истории самыми несчастными выглядят те бедолаги, которые наравне со своей основной работой будут вынуждены еще и выполнять бюджетные требования. Сначала сочинять планы, а потом и выполнять их. И ладно бы планы были в привычном формате, типа, завершить ремонт к такому-то числу или выпустить столько-то продукции за смену. Так ведь нет, план будет в деньгах, которые, зачастую, они вовсе не видят. Для ЦФО в этом ценности почти нет. Формирование бюджета прямо не помогает ему выпустить продукцию. А длинную логическую цепочку зависимости одного от другого он строить не будет. Надо ли удивляться, что такая работа выполняется только под принуждением. Поэтому его цель в бюджетировании – сначала попытаться отбиться от работы, в которой он не видит смысла. А когда не получится, выполнить на «отвали уже». И потом, когда вдруг не хватит запланированного бюджета на что-либо, обматерить экономистов за то, что мешают ему работать.

Такая вот получается басня Крылова. Каждая компания, проходя этот тернистый путь, все же преодолевает эти и другие трудности. Часто эти трудности, словно хронические заболевания, тянутся годами, становятся привычными и даже встраиваются в бизнес-процессы компании. Но не менее часто удается не только успешно всех научить, убедить и запустить процесс, но и существенно его оптимизировать. Некоторые из возможных способов оптимизации я покажу в других статьях.