Найти в Дзене
Alexey Grishin

Старец Фаддей Витовницкий. Последнее интервью 2 апреля 2002 года.

Старец Фаддей Витовницкий. «Каковы мысли твои. Такова и жизнь твоя»
-Как давно вы бывали в Белграде или вообще в городе?
-Не помню когда.
-Неужели вам совсем не нужна городская жизнь?

Старец Фаддей Витовницкий. «Каковы мысли твои. Такова и жизнь твоя»

-Как давно вы бывали в Белграде или вообще в городе?

-Не помню когда.

-Неужели вам совсем не нужна городская жизнь?

-Мне всё равно. Куда меня поставят, там я и буду. У меня нет стремления чего-то достичь. Моё время прошло. Теперь дело за молодыми, пусть молодые думают, чего они хотят достигнуть пока живут. Ведь приходит старость, а в старости уже не можешь того, что мог бы сделать в молодые годы. В молодые годы нужно постараться достигнуть что сможешь. Надо над чем-то трудиться. А потом, когда пройдет время, будет видно, что всё-таки не впустую прошла жизнь. Что-то сделал, что-то обдумал, и чего-то достиг, хоть одну ступень. Нужно сохранить внутренний мир любой ценой, как говорится: «Не отдавай свой внутренний мир ни за что в этом мире». Любой ценой сохрани свой внутренний мир.

-Отец Фаддей родился в 1914 году. Ушёл в монастырь, когда ему исполнилось 18 лет. Его желанием было – подвизаться по очень строгим монашеским правилам. Поэтому он оказался в единственном тогда русском монастыре, в Сербии – монастырь Мильково, под Свилайнцем. С 1928 года большинство братии монастыря Мильково составляли русские монахи, уехавшие с Валаама и Оптиной пустыни от коммунистического преследования в России. В начале 50-х годов Мильково становится женским монастырём. Отец Фаддей подвизается в монастырях Горняк и Туман. Затем уезжает в Косово и Метохию. Одно время он был игуменом Печки Патриаршей. Затем - игумена монастыря Витовница у Петровцы на Малави. В монастыре Витовница отец Фаддей становится одним из самых известных духовников в Сербии. Много желающих встретиться с ним, исповедаться, поговорить кратко или получить благословение. Об отце Фаддее стали говорить в средствах информации верующие, почувствовавшие его духовную силу. Всё больше статей пишется о чудотворце из Витовницы. Как-то, когда отец Фаддей приехал в Белград, дворец конгрессов оказался слишком мал, чтобы принять всех, кто желал видеть и слышать его. Уличные пробки на дорогах свидетельствовали о необычном госте столицы, привыкшей к разным посетителям. Разговаривая современным языком, отец Фаддей стал узнаваемой фигурой в средствах информации. Но о нём в первую очередь с уважением говорят монахи и священники. О нём пишутся книги. Некоторые из них довольно серьёзные, как например книга психиатра и профессора богословского факультета Владета Йеротича «Духовные разговоры». Об отце Фаддее сегодня заботятся братья Ковильского монастыря с игуменом владыкой Порфирием, где мы и провели нашу беседу.

-Как вы себя чувствуете отче?

-Ну хорошо. Как всякий старик. В молодые годы, совсем другая жизнь, по сравнению со старостью. В старости уже многое испытано в жизни. Как говорил один старец, когда его спрашивали, как он живёт, отвечает: «Теперь заново проживаю. То, что я жил, теперь повторяется». Возвращается жизнь.

-Как-то вы сказали, что болезнь может служить предупреждением, что человек находится не на добром пути.

-Да. Это так. Господь знает, что кому нужно. Часто бывает так, что человек здоров, ничего ему не мешает, а между тем, он тяжело больной. А выглядит здоровым, ничего его не беспокоит. И так, так течёт жизнь человеческая на земле.

-Как видно, что человек болен? А ему ничего, выглядит как здоровый. Как вы это видите?

-Ну, он сам чувствует, что ему что-то мешает. Раз что-то мешает, значит есть некая болезнь, какой-то недостаток, мешающий ему правильно жить.

-Как может помочь себе такой человек?

-Смирением. А когда смирится, вот ему и спасение, и физическое и психическое. У смиренного человека в покое нервная система, и всё тогда легко. Никакие невзгоды не влияют на него. Знает, что так должно быть и смиряется. А если много чего-то хочет, то он сам себя мучит, человек. В чём бы не состояла потребность, ничего не может быть без попущения и дозволения от Господа. Человек всегда связан не только с окружающими его, но и со всем миром. Связан. Жизнь едина и един источник жизни, всё пронизывающий и всё держащий.

-Как человеку смириться, если он грешен? Как смириться и этим помочь себе?

-Надо покориться воле Божьей, как Он его поставил, как ему дал эту жизнь, да будет доволен и благодарен Богу за всё. Иначе, если человек много захочет, чего-то достичь, сам себя мучит. Нужно трудиться, нельзя быть ленивым, если будет ленивым, то сам себя мучит. Нужно быть ревностным, но по совести,- чисто, благородно, возвышенно. Не вредя ничему около себя и не вредя самому себе.

-Как человеку можно пребыть в скромности, не преувеличивая своих возможностей и мыслить себя ниже того, что он есть?

-Не творить своей воли, а всё принимать как из руки Господней. Всё, что с нами происходит, есть промысел Божий и надо покориться. Как только смиримся – так вот и спасение.

-Вы говорили, что даже и рак человек может вылечить силой воли и добрым душевным настроением?

-Всё это можно с Божией помощью. Когда к Господу обратимся от сердца, это невероятная некая энергия, которой человек может двигать, всё что существует. Может остановить солнце. Чудо может сотворить. Это невероятно. Бог всюду есть. И если человек в Источнике жизни, всё что пожелает, будет ему. Видите, вот дети – они простодушны, они не знают. Ты ему скажешь – так и так… И чудо видишь, как оно простодушно. Оно не знает, ни что с ним будет, ни как с ним будет, не размышляет об этом, но простодушно, и как ему укажешь – аминь! Значит - полон веры. И как укажешь ему, то так по вере и будет. Будет ему. А люди удивляются, что дитя – это что-то особое, а ему так даровано от Бога.

-Означает ли это, что дети ближе к Богу, а позже отходят от Него плохой жизнью?

-А это во многом зависит от окружающей среды, в которой развиваются. Для детей это важно. Они принимают всё, что видят. Всё что видят, им кажется хорошим, они это любят. А особенно, если какая душа благородная и мирная, дитя сразу идёт к нему. Если даже и не родная, он его привлекает. Дитя бежит к нему с раскрытыми объятиями, как к родному. Узнаёт душу смиренную, кроткую, мирную, а это означает, что божественные свойства влияют через него для смирения и кротости этой души. Конечно, когда дитя видит такую душу, хоть и никогда её в жизни ранее не видел, сразу бежит к ней, к этой душе, бежит к Богу. Если бы человеческий род взялся за ум, и смирился, - вероятно бы была великая милость Божия на человеческий род. И тогда бы была совсем другая ситуация, умная, мысленная в мире. А люди много обременены материальной стороной. И эта сторона закрывает в них то доброе, что в них есть. Бог является как Жизнь и Энергия, которую даёт каждой твари. Всюду жизнь, всюду. Мы, человеческий род, настолько соединены, невероятно, взаимно связаны энергией, неразлучны по энергиям. А люди не могут это заметить и понять. Мы вообще не можем понять, что есть наша жизнь в этом мире. Где видим жизнь – это наша жизнь, и не можем друг без друга. Хотя нам и кажется, что можем, но не можем.

-Много людей любят говорить с Вами, слушать Ваши советы.

-Я уже старый. Старый. Старый человек живёт жизнью своей молодости. Много чего происходило. Иногда вспоминает – что было, как было… Живёт воспоминаниями. Если они хорошие – тогда хорошо. А если плохие – тогда человеку нужно их устранить, и помнить только хорошее. Никто не виноват перед нами. Какие мысли у нас, такова и жизнь наша. Жизнь проявляется путём мысли. Когда у кого мирные мысли, добрые желания, – то нам хорошо. А если у нас мирные мысли, тихие, - то и жить будем мирно, тихо.

Отец Фаддей говорит, что мы гневаемся, от неисполнения наших желаний, или из-за превозношения над теми, на кого мы гневаемся. Но если прекратить относиться к людям с позиции судей, то если даже и будет нам кто-то вредить, гнева не будет. Тоже самое, и когда мы не мирны. Не мирные

мысли вызывают беспокойное состояние у других людей, с которыми мы общаемся. Мы должны научиться владеть своими мыслями, наводить порядок в них. Тогда нам не могут повредить беспокойные мысли других людей. Нужно учиться простоте Христовой. Если хотим куда-то пойти и кого-то посетить, зная, что можем ему помешать, наш визит не будет таким как нужно. Так как уже приходя с немирными мыслями, мы можем произвести негативное влияние на того, к кому идём.

-Если мы кроткие, мирные, смиренные, то эти мысли благоприятно влияют на нервную систему не только людей, но и на животный мир, и на растительный мир. Все ожидают нашего внимания.

-А что такое тоска? Сейчас в мире много депрессивно настроенных людей, людей, потерявших веру.

-Обременяет человек себя ненужными мыслями, и не может ничего сделать. Он может о чём-то хорошо думать. А сделать что-то хорошее, опять же, без Бога не может. Добро мы можем делать только с помощью Божьей, потому что только Бог благ. И от Него исходит всё доброе и милосердное. Слава Богу, что Господь всюду присутствует, и помогает всякому – и слабому, и сильному. Всем помощь нужна. Бог всюду присутствует.

-Когда вам грустно, что тогда вы делаете?

-Не знаю. Много не волнуюсь, не беспокоюсь, что будет со мной, как будет – иначе, если бы думал, - не было бы у меня мира и всё. Как Бог даст, так и будет. Какова будет воля Божья, так и быть. Если положиться на волю Господню, тогда нечего и думать. Сам со своими мыслями не можешь ничего создать. Можешь, если у тебя хорошие мысли, и чувствуешь мир. Если имеешь добрые мысли, мирные мысли. А если станешь думать – «будет то, или будет это», то сам себе портишь настроение, и не имеешь мира, не имеешь покоя. И зачем тебе это? Достаточно нам наших ежедневных трудностей. Сколько бы не был человек здоров физически, всё равно имеет недостатки. Не может быть ни одного совершенного существа, без недостатков. Ни одно существо не совершенно. Совершенный – один Бог. С богом и мы можем быть совершенными. А без него не можем. Потому что Он – Любовь. Весь – Любовь. Когда обратимся к Нему сердцем, - и вот нам - помощь сразу.

-Как нам спасаться в окружающем нас мире, человеческом и материальном, как открыть наше сердце и искренне обратиться к Богу?

-Нужно упражняться. И молитва – тоже упражнение. Когда человек постоянно творит молитву, это само собой переходит в навык, и тогда творит её по навыку, молитву. Когда повторяем слова, приходит чувство, о котором пишут святые отцы, творившие умную молитву, многие святые отцы. Если постоянно повторять что-либо, то это становится частью нашей природы.

Также и с молитвой. Многие в начале получили «бесплатную» благодать. И все они, кто обращаются от сердца к Господу умной молитвой, - она в своё время становится постоянной, она в тебе сама идёт… молитва. И от этого такая радость, некий мир, который не от сего мира. И те мир и тишину, что получаешь, потом опять теряешь. А благодатная молитва – она несказанная радость… да…

-Могли бы вы дать нам некоторые советы по молитве? Какие молитвы? Как их говорить, где их говорить?

-Святые отцы говорят об Иисусовой молитве, что всякому нужно упражняться в ней. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. Если будем упражняться в ней ежедневно, сами на себе чувствуем благодать Божью. Когда она начнёт совершаться сама, без твоей воли и желания, и придёт в навык, когда её произносишь, то невероятная Божественная сила с нами. И чувствуешь мир и радость. Радость несказанную, и сам изумляешься, что это такое… всё тебе мило… всё хорошо. На что ни посмотришь - всё святое. Всё, до чего ни дотронешься – всё святое. И это Божественная благодать, которая даётся человеку. Это не зависит ни от нашей воли, ни от наших желаний, ни от чего. Она сама собой идёт. Как некий двигатель, без остановки. Человек живёт, а у него непрестанно радость неописуемая. Радуется…чтобы ни увидел, – всё в радость. Как вот преподобный Серафим Саровский, он всем, кого видел, - говорил: «Радость моя!». И от непрестанной божественной благодати радуется, когда видит божественную силу во всякой душе, без разниц, - в детстве ли, или в старости. И для него это – божественная энергия и невероятная радость.

Отец Фаддей говорит, что всё исходит от мыслей, от их изменчивости и непостоянства. Негативные мысли когда появляются. Нужно как можно скорее удалить от себя, так как если они спустятся в сердце, достигают чувств и с ними смешиваются, становятся опасными и их сложнее устранить. А если к ним присоединится ещё и воля, то свобода человека представляет собой уже некую негативную смесь мыслей с чувствами, которые, удерживая в себе, человек превращает в действие. Тогда грех полностью охватывает человека, и устранить его ещё тяжелее.

-Какова разница, между молодостью и старостью?

-Да нет тут большой разницы. И старец может быть млад,Ю и молодой может быть старцем… Большое утешение, когда человек видит человека в добром расположении. Вот на улице, когда идёт, посмотрит – и видит - в добром ли человек расположении или нет. И у нас есть способность оценить в каком он расположении, в каком духе.

-Нужно ли избегать людей в плохом расположении?

-Не нужно участвовать во зле, а нужно помочь тому, у кого неприятности. Нужно много сказать, чтобы человек освободился от негативных мыслей. Кто-нибудь испортит ему настроение, и ничего он не может. Приходит другой, что-то ему говорит,- он всё равно не может…так и третий, четвёртый… а вот придёт дитя малое, обнимет, и он в ребёнке находит утешение. Дети не делают разницы, для них – все хороши. И человек получает благодать, потому что дитя полно благодати. Подойдёт, обнимет его, хоть и не знаком с ним, и детская благодать Божия озаряет его, и он освобождается от депрессии. И это великая помощь. Дитя исцелило. Дитя…

-А что есть депрессия?

-2

-Комбинация мыслей. Комбинирует одно, другое, третье. Размышляет человек: «будет то, будет это…» А в итоге, ничего не будет. Сам усложняет всё, и теряет покой и портит себе настроение. Думает: - «кто-то виноват, что он не в настроении. Прошёл кто-то и он говорит: он испортил мне настроение». Не он! - а сам человек. Сам ты носишь своё бремя. Идёшь к своим родным, ближним, а сам не в духе, ничего у тебя не выходит, ни то, ни это. И твоё нерасположение приходит в дом, к твоим самым родным, и ты портишь им настроение. Твоё состояние передаёшь своим родным. И кто потом тебе виноват? Сам и виноват. Сам себе это сделал. Себе и дому. Идёшь к приятелю и там испортишь настроение. Если так, то эти мысли как будто излучаются из тебя. А у того человека своих мыслей нету – он и схватывает твоё, - что ты носишь. А ты принёс ему плохое расположение. Поэтому многие говорят: «Лучше бы в дом не приходил!» Как будто принёс, говорит, жар и дом спалил! Никакого настроения, никакого мира, никакого утешения, когда кто носит с собой свои проблемы. И ему нужно выйти из этого настроения.

-Можете ли вы дать нам, живущим в миру, какой-либо совет, как оставить нам эти проблемы, что мы носим с собой, как оставить нехорошие мысли?

-Лучше петь про себя, чем жаловаться. Пой! «Кто поёт, тот зло не мыслит» – народ говорит.

«Много лет назад, будучи духовником в Печерской Патриархии, отец пережил два сильных нервных срыва, когда дрожал всем телом и был в состоянии страха и общей слабости» - пишет профессор Владет Йеротич, в своей книге «Духовные беседы» об отце Фаддее. «Тогда он понял, что должен изменить образ жизни, ограждая себя от всяческих забот. Он понял, что мы слишком заботимся о себе, и только тот человек, кто полностью предался воле Божьей, может быть радостным и мирным. С того времени отец трудился передавая все заботы в руки Божии. Гордость – большой человеческий порок, и как узнать его в человеке? Потому, как мы реагируем, когда нас оскорбляют. Когда почувствуем себя обиженными и оскорблёнными, когда нам кто-то что-то сказал, что нам не понравилось, не взирая на то – прав ли человек или нет, мы находимся во власти гордости.

-Какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной в духовной жизни?

-Нужно помнить, что все призваны быть святыми. Не бывает ни одной рождённой души – не святой. Нельзя поступать не по правилам добра. Все святы – и мал и велик, все являются частью Жизни, и имеют Божественную энергию. Жизнь – это Божественная энергии, полученная от Бога, а у Бога - всё добро. И ангелы, и всё творение, черпают все из Источника Жизни. Жизнь – едина. Бог – Жизнодавец.

-Божественная энергия наверное ближе к нам, мы приходим в церковь, или приезжаем на Святую Гору?

-Да постоянно она с нами, человек. Постоянно. Постоянно с нами. Мы Божественной энергией и живы. Нет у нас своей жизни. Жизнь нам дарована. Эта жизнь – дарится.

-Каково время, в котором мы сейчас живём?

-Жизнь зависит от наших мыслей, от наших желаний. Мы сами создаём себе и гармонию и дисгармонию. И в семейном кругу, и в обществе. И в стране также. Многое зависит от нашего умного и мысленного расположения. Создаём дисгармонию и гармонию. Какие смиренные и кроткие души у беззлобных и простодушных! Как они сияют добротой. Невероятно, добротой сияют, да.

-Правы ли говорящие, что приближается конец времён?

-Конец мира постоянно приближается. Каждый год он всё ближе, ближе. Да. Как Господь доведёт до конца?..Увидим, как Он это управит.

-Отец Фаддей, можем ли мы общаться с близкими нам, усопшими лицами?

-А мы всегда, как подумаем о них, получаем связь. Когда молимся за упокой их душ, - получается связь. С теми из них, кто благородного, мирного, тихого духа, - часто и во сне разговариваем, с теми, с кем желаешь. И всё, что хочешь – получишь. На вопрос получишь ответ. Потому что мы связаны с умным мысленным миром. Не только с материальным, но и с духовным миром, больше соединены, чем с материальным.

-3

-Вы общаетесь с отцом Антонием?

-Я не думал об этом. Нужно размыслить и получить разрешение. Но, бывает конечно, когда человек что-то пожелает, это исполняется, потому что когда сильно хотим чего-то, - это становится связующей мысленной энергией. Эта связующая энергия намного более чёткая, чем телефонная связь. Сразу соединяет. Пожелает человек, - и будет ему. Если будет смиренным и кротким, - то будет. Когда кого-то много жалеешь в жизни, и молишься Богу за него, то он получает невероятно много в духовной жизни, получает

энергию. Ибо ты жизнь свою отдаёшь за того, о ком думаешь, и желаешь ему добра. Ты ему посылаешь энергию, Божественную энергию, с которой мы связаны. Мы так соединены с Божественной энергией, но мало думаем об этом, мало обращаем на это внимание. А когда обращаем на это внимание – видно, что мы близки друг другу. Не далеки.

-О чём можно просить усопших? Что они нам говорят? Как мы для них выглядим?

-Они ждут нашей помощи, ибо как только переходят в вечность, они для себя не могут ничего сделать. Они могут для ближних. Могут молиться, но что-нибудь сделать для себя не могут. Могли, пока было тело. Как только приходит конец жизни, теряют право молиться за себя. Нету больше права просить за себя, потому что его покаяние истекло. За него могут молиться другие, и это принимается пред Богом.

«Всё то в жизни, что я считал моим большим несчастьем и бедой, я только теперь вижу, что это была великая благодать, и обратилось благом»- говорит отец Фаддей. Воспоминание о содеянном грехе – не означает, что грех не прощён. Это чувство служит напоминанием, дабы мы опять не возгордились. На самом деле, не прощает себе сам человек, а не Бог. И это опять из-зи гордости. А чётким знаком, что грех прощён, является то, что он больше не повторяется, и человек в душе мирен. Немаловажным является то, как мы живём последние годы нашей жизни. Богоугодная жизнь в старости очищает грехи молодости. И некрещёные, но жившей честной и Богоугодной жизнью, будут приняты Богом после смерти. Есть люди, которые от рождения кроткие, благие и добрые. Это – вся их награда от Бога. Намного больше в мире людей «шустрых» и непокорных, которым придётся пройти через многие беды, но которые, каждой победой, одержанной над злом, принимают в себя радость, как дивную Божию награду».

-Как в Сербии быть в единстве с миром? Вы говорите, все мы соединены, но сегодня сербы и Сербия не находятся в единстве с остальным миром.

-Не знаю как. И ненавидеть друг друга не можем…соединены все…ненависть не на пользу. Видишь, -если ненавидишь, портишь себе настроение. Тогда ты ещё хуже. А тот, кого ты ненавидишь, -он расположен к тебе, и создаёт настрой этому…Приходит к тебе с любовью, а ты удивляешься, как так… -«Он самый мой большой неприятель, а приходит ко мне, как будто я и не думаю о нём ничего такого»… И он становится твоим учителем. Ты учишься у него доброте. Он видит, что нет пользы иметь злые мысли. Что было, было, было - то прошло. Тогда хорошие мысли вытесняют негативные мысли. Принимаются положительные. Затем, с кем ссорились и не разговаривали,- это всё проходит. Он удивляется: «Как так, со мною здоровается мой неприятель?» Он думает, - что он неприятель. На самом деле – он просто обременён плохими мыслями. Придут в себя и поймут, что не выгодно, мыслить человеку зло. Думая о ком-то плохо, всегда портишь себе

настроение. Не можешь быть смиренным и мирным, почему? Потому что мыслишь зло. Отбросишь зло - и мир, тишина…Просто, зло – отбрасывается. Не хочу мыслить зло! Хочу только мир. Мир, тишину и добро. Вот, это значит, ты, как Ангел Господень сеешь добро.

-Нам в миру самое трудное понять, как молиться за врагов. Когда к Вам пришло чувство, что вы можете молиться за врагов?

-Хочет, не хочет – человек должен молиться за врагов, за тех, кто нас не любит, кто обременён злыми мыслями к нам. Мы должны молиться за них и желать им много добра. Хочешь или нет, но человек должен освободиться от зла. Бывает время, когда он постоянно замышляет, держится своего, хочет осуществить свои планы. Когда видит, что не может, что Господь хранит их, - хочет, чтоб тебя не стало – любой ценой. Но ничего не может. Чем больше мыслит тебе зла, тем больше Бог даёт тебе добра. Тогда он видит, что сам не хорош: «Я желаю ему много зла, а ему всё лучше…Значит я сам неправеден, не мыслю добра, если Бог даёт добро тому, о котором я мыслил зло». И мне возвращается то, что я желаю ближнему. «Как так? А я сам верующий, в церковь хожу, соблюдаю то, то, то…» А это всё впустую, если держишь в себе зло. Какие мысли у тебя,- такая у тебя и жизнь. Не можешь ты быть добрым, если мыслишь зло, откуда? Из тебя всё время исходит негатив, зло. Поэтому нам надо быть мирными, тихими, полными любви и доброты. Пусть люди думают о нас всякое. Пусть ругают, а мы их благословляем и желаем им добра.

-4

-Что вы думаете о телевидении? И на телевидение люди тратят много времени, и это становится своего рода наркотиком.

-Это одно и то же. Им надо чем-то заняться. Не молятся Богу, так им надо какой-нибудь «молитвой» заняться, и смотрят какие-то картинки, пьесы, надо что-то смотреть, не может быть ум праздным. Ему надо что-то дать.

-Спасибо Вам большое. Что скажете нам в завершение?

-Будьте добрыми. И увидите самого себя. Обращайте всё внимание, на добрые мысли, добрые желания, и не обращайте внимания на оскорбления. Пусть оскорбляют. Те, кто сердятся, - выпускают пар.

-Отче, когда Вы вспоминаете о прошлом, о достигнутом, есть ли что-либо, что сегодня Вы бы сделали лучше, чем тогда, если бы была возможность?

-Наверное, я бы мог сделать что-то ещё, но время прошло…теперь невозможно… Всё доброе исходит из мысли. Любое дело основывается на мысли. И без мысли нельзя ничего достичь. А поскольку у нас такие яркие мысли, нужно стараться сохранять те мысли, которые будут полезны и нам и ближним, и молодым поколениям. Всё доброе надо умножать.