Найти в Дзене
Записки КОМИвояжёра

Как Троцкий уничтожал неугодных

В 1918 г. большевики заключили с немцами мир, который был по сути капитуляцией, и одним из его условий стал отвод Балтийского флота с боевых позиций.

Немцы надеялись захватить корабли, застрявшие во льдах Финского залива, но Англия не желала такого усиления германского флота, поэтому предложила заплатить России крупную сумму за каждое уничтоженное военное судно. Англичане, таким образом, убивали сразу двух зайцев: избавлялись от опасного присутствия советского флота на Балтике и не позволяли Германии нарастить свой военный потенциал за счет российских кораблей.

Троцкий упорно требовал уничтожения кораблей. Он направил адмиралу Щастному, который фактически был командующим Балтийским флотом, приказ, предписывавший взорвать весь флот с обещанием вознаграждения каждому из моряков. Однако Щастный относился к тем людям, которые верой и правдой служили не столько государству и начальникам, сколько родине. Вместо того, чтобы выполнять приказ, Щастный направил его в Совет комиссаров флота с указанием на то, что уничтожать корабли и выплачивать за это вознаграждение он считает недопустимым и безнравственным.

Это была пощёчина Троцкому, и тот её не простил. Очевидно, между «народными комиссарами» и немцами было некое секретное соглашение о флоте, потому что после того, как немцы не обнаружили в Ревеле обещанных судов, они направили в Москву ноту протеста.

Адмирал А.М. Щастный
Адмирал А.М. Щастный

Адмирал спас флот? Нет, он не подчинился приказу и проявил самостоятельность, даже независимость, да ещё заявил, что обещание денег за взрыв кораблей безнравственно! Такое не прощают!

Исследователи полагают, что с этого момента большевики предприняли все возможные меры, чтобы как можно скорее избавиться от ненавистного адмирала. Арест Щастного произошел в кабинете Троцкого после того, как на обвинения Льва Давыдовича были получены спокойные, но очень смелые и прямолинейные ответы. Свою причастность к контрреволюционному заговору Алексей Михайлович отрицал, а так как видимость справедливости должна была сохраняться, Свердловым был разработано положение о Революционном трибунале. Щастный стал первым подсудимым. Смертная казнь в этот момент в советском государстве не применялась, а случай с Щастным был первым в судебной практике.

Свидетель обвинения был один – Троцкий. Он же был обвинителем. Он сразу же потребовал изъять у адмирала некий портфель. Сохранились протоколы заседания. Из свидетельских показаний Льва Давыдовича следует, что повинен Щастный, кроме неподчинения приказам, в распространении и поддержании слухов о связи большевиков с Германией, а также фальсификации неких документов, подтверждавших указанную связь. Причём Троцкий именуют эти документы не только фальшивыми, но и засекреченными.

Приговор звучал полным бредом: адмирал Щастный спасением Балтийского флота намерено завоевывал авторитет для разворачивания контрреволюционной деятельности с использованием секретных, но при этом фальшивых документов.

Даже факт расстрела Щастного ночью в Александровском училище и бесследное исчезновение трупа говорит о том, что властям было чего опасаться. По свидетельству руководителя казнью, тело адмирала зарыто под полом в том же училище, причем приказ о срочном захоронении поступил от руководства, а убедиться в выполнении задания комиссары приезжали лично.

Троцкий избавился от очень смелого, даже дерзкого, независимого и авторитетного адмирала.