Я люблю массовые народные гулянья. Мне нравится идея карнавала, хотя сама я не люблю наряжаться и преображаться. О карнавальной культуре уже все давно написали Бахтин, Пропп и иже с ними, рерайтить смысла нет. А манифестировать фразами об амбивалентности раблезианского смеха и тем более, никто дальше просто читать не будет. Я б точно не стала. Шутка.
Русскому народному гулянью присущи размах, широта, массовость. Русская масленица по сути сестра европейского карнавала. Великолепное отражение она находит в работах обожаемого мной Кустодиева, которого люблю за выкристаллизованный чистейший позитив и драйв. Ослепительно сияет снежный покров, несутся лихие тройки, улыбаются укутанные в роскошные меха пышные купчихи, оживлённо беседуют солидные купцы, воздушные шары, баранки, самовары, душа развернулась и не завернулась, распустись рейтузы в ленту, Смирнов, полную!
Прекрасно масленичные гулянья проиллюстрированы сценами из фильма «Сибирский цирюльник», в который я вникла лет наверно через двадцать после его выхода. Мне нравится и нарочитая лубочность, театрализованность, китч. Это же праздник, а значит, всего должно быть чуть-чуть слишком много, слегка через край. Я думаю, именно от народной любви к гуляньям у нас в своё время так хорошо и органично интегрировались первомайские и прочие демонстрации. Чем не карнавал? Это же не потому, что все так обожали «союз глухих согласных» ЦК КПСС и партбилет носили на груди, а потому, что это был праздник, шанс погулять вместе с коллегами и друзьями, яркий радостный всплеск среди рабочих будней. Какая разница - носить масленичную чучелку или портрет генсека?
Много лет назад, когда я была членом профсоюза работников нефтегазовой отрасли (да-да, это не потому, что я динозавр и мастодонт, профсоюзы не исчезли с развалом Союза), я ездила с коллегами в поездки выходного дня по профсоюзной линии. Вот как-то на масленицу мы поехали в Переславль-Залесский. Год был, не соврать, наверно 2007. Тогда в городе была только одна гостиница, по нашему стояку не было отопления, нам выдали дополнительные одеяла, но мы решили проблему другим путём. Ну вы поняли, да? Пошли просто в близлежащий магазин да и купили горячительного. А на следующий день на берегу Плещеева озера у нас были масленичные гулянья, шашлыки, блины, прыжки через костёр, сжигание чучела, баранки, чай из самовара и хороводы.
Прошло много лет. Солярное колесо катится дальше, история закольцовывается. Я снова на берегах Плещеева озера, и тут опять гулянья-самовары-хороводы-баранки, и город теперь не узнать, и тут полно отелей и кофеенок, а мне на 14 лет больше, и я уже не член профсоюза.
Смирнов, полную!