Найти тему
HR STEP

KPI (ключевые показатели эффективности)

Здесь удобная навигация по всем моим статьям. ЖМИ!

Думаю, что всем уже и так известна аббревиатура #KPI , но на всякий случай повторим – это #ключевые показатели эффективности . Система оценки персонала, которая считается самой популярной, да по сути такой и является.

Хочется начать с небольшой школьной истории, которая почему-то мне очень сильно врезалась в память. Как-то на уроке обществознания (вроде) нас преподаватель спросил: «Кем вы хотите быть? Наёмным работником или сделать собственный бизнес?» Помню, тогда был поднят лес рук за бизнесмена и буквально чуть-чуть за работников по найму. Тогда мне еще стало непонятно, где же эти все люди планируют брать интересные идеи для собственного бизнеса, потому что открывать что-то, что уже придумали до тебя ведь неинтересно..?

Потом по прошествии лет почти никто не занялся бизнесом, а я вдруг поняла, что любую работу по найму можно воспринимать, как свой бизнес, по крайней мере вкладываться в нее можно также, тогда и #работать интереснее, ведь по сути цель с собственником у вас одна.

При чём тут KPI , спросите вы?

Именно при том, что KPI должна использоваться именно в таком ключе. Нет смысла применять KPI , чтобы сократить #ЗП и #мотивировать работников. Многие не поймут и уйдут. Нет смысла думать, что люди станут лучше работать, если поделить их ЗП на #оклад и процент, который будет приходить благодаря KPI .

Есть смысл внедрять эту систему только если вы хотите, чтобы она начала работать в головах. Объяснить людям, как именно ИХ вклад в общее дело, делает бизнес более успешным и обещать процент от этой самой «успешности». Вот когда получится найти в людях внутреннюю мотивацию, осознание, что все мы тут для общего дела, а еще и финансовую составляющую эта #мотивация несет, вот только тогда получится грамотно внедрить систему KPI .

Есть некоторые риски, которые сложно предусмотреть:

  1. Сотрудники могут резко перейти на выполнение KPI , а не основной работы, потому что будут видеть в этом финансовые преимущества.
  2. Не все готовы быть самомотивированы на деньги, кому-то хорошо и на стабильном окладе (не зря же я выбрал работу по найму, зачем мне теперь париться). Тогда такая система их только демотивирует.
  3. KPI невозможно внедрить одинаково для всех отделов, начнутся сравнения и недовольства.
  4. Большое количество показателей ведет в расфокусировке.

Но даже наличие всех этих рисков не умаляет преимущества этой системы, благодаря ей можно:

  1. Быстро выявить проблемные зоны и подкорректировать их работу.
  2. Получать количественные показатели работы и легче анализировать данные.
  3. Мотивировать сотрудников по прозрачной системе оценки.
  4. Получить в лице своих сотрудников партнеров, которые работают на одно общее дело.

Самое главное при внедрении системы KPI , правильно донести ее важность до своих подчиненных и использовать ее как «пряник», а не как «кнут». Когда важность будет понятна всем и каждому система заработает, а вы будете пожинать плоды.