Ребенок не понимает речь - как научить? К сожалению, бывает необходимо. И да, часто не понимают речь дети без проблем со слухом. И без первичных проблем с интеллектом. Вторично они, к сожалению, могут возникнуть, если ничего не предпринимать.
Когда становится ясно, что ребенок не понимает речь или понимает ограниченно? Внимательному родителю это становится очевидным достаточно рано, ведь и понимать речь ребенок начинает тоже рано, гораздо раньше, чем говорить.
Говорить так, как мы с вами, ребенок начнет в лучшем случае в 2,5-3 года, но очень задолго до этого рубежа вы скажете малышу - Сходи на кухню, выброси бумажки в мусорное ведро - и он пойдет и выбросит, даже если вы не ткнули пальцем в эти самые бумажки и не пошли вместе с ним выяснять где кухня и где там ведро.
И что ещё важно понимать - ребенок не взрослый. Он отличается от нас с вами постоянным ростом и развитием, причем в каждый из возрастных периодов задачи этого самого развития у него меняются. И если развитие идёт нормально, ему ничего не мешает, то ребенок решает текущую задачу охотно и с удовольствием, так уж он устроен. Если он впервые без особого труда (а если его мозг дозрел, то действительно без труда) смог установить связь объект-слово - вот эта вот штука называется часы - он непременно захочет повторить волнующий новый опыт.
И снова протянет руку к новому объекту. Снова посмотрит на маму вопрошающим взглядом. Снова дождется ответа. Если не запомнил - повторит ещё. И так постепенно выучит. Поймет. А позже поймет и то, что часы бывают разные, что они идут, и тд, и тп.
Если же связь эта формируется с трудом, если быстро разрушается - ребенок либо не будет пытаться вовсе, либо быстро оставит попытки. Не будет показывать пальчиком, ожидая ответа. Когда вы его спросите, поняв что вроде уже пора - где зайчик? - ребенок не обратит внимания.
Какой из этого следует вывод? Ребенку, для того, чтобы освоить функцию, которой другие дети овладевают без труда, требуется больше усилий. Больше попыток, больше повторов, больше напоминаний. Ребенка нужно учить понимать. Ребенка без трудностей - учить не нужно. Нашего - нужно.
Очень часто родители детей с трудностями в понимании речи слышат от окружающих что-то вроде - Ну вы в быту как-то... Ну вы побольше с ним разговаривайте. Постоянно все обьясняйте... В лёгких случаях такая стратегия сработает. Но только в лёгких - ведь мама и до этого с ребенком, очевидно, разговаривала. Если не взял, как говорится из воздуха - значит не возьмёт и впредь, с чего вдруг свершиться этому чуду?
Как учить - строго последовательно. Нельзя строить дом, начиная с верхних этажей. Нужно разобраться с основанием, а для того, чтобы сделать это, надо вспомнить, как понимание речи развивается в норме.
Первая связь, которую устанавливает маленький, ещё грудной ребенок - это связь слово+предмет или объект. Где мама? Где папа? Где мяч? Позже - где глазки? Где носик? Действия, признаки - все это будет чуть позже. Значит, и ребенка с трудностями мы начинаем учить сначала устанавливать именно связь между словом и предметом, либо объектом. Выбирая для изучения в начале не высоким материи вроде геометрических форм и видов перелетных птиц, а самое близкое, понятное и нужное. При этом не забывая, что это мама всегда одна, а вот мячиков, к примеру, великое множество, а не только этот конкретный.
Как именно учить - вряд ли возможно всё нюансы охватить в одной статье, каждый ребенок индивидуален. Составить программу поможет специалист, цель же этой статьи - помочь уяснить, что проблемы с пониманием речи вполне могут быть решены, но только путем построения и поэтапной последовательной реализации индивидуальной программы обучения.
Об авторе - Ольга Мордашова, логопед, дефектолог, специалист в области прикладного анализа поведения. На любые вопросы о развитии детей отвечу в Инстаграме https://instagram.com/ne_tolko_logoped