Многие матери и бабушки, сами того не замечая, довольно основательно забивают головы ребят разным вздором. Расплакался, например, ребенок — мать или бабушка, не зная, чем его успокоить, начинают пугать: «Да замолчишь ли ты? Вот позову домового, он тебя схватит!» Расшалился ребенок — опять прибегают к подобным угрозам. Ребенок начинает думать, что раз люди, которым он привык верить, пугают его домовым и чертом,—значит, они существуют, и не просто существуют, но опасны для него. И он начинает бояться всех этих таинственных существ, этот страх угнетает ребенка, отравляет радость его детства, мешает правильно понимать окружающий мир.
Также вредно пугать детей «бабаем», «букой», «бабой-ягой», «ведьмой», «дедом с мешком» и т. п. Такое запугивание часто вызывает у ребенка страх перед темной комнатой, разными шорохами. Он начинает бояться людей, животных, вырастает пугливым и нервным. Известно, например, что испуг является одной из причин заикания, детской неврастении.
Оберегать детей от суеверий — это только одна сторона дела. Нужно прививать детям правильные взгляды на окружающий мир. Например, ребенку надо объяснить, отчего иногда в печной трубе завывает и стонет, кто в лесу вечером или ночью так страшно кричит, отчего бывают дождь и снег, что это за «таинственные огоньки», которые иногда тихим летним вечером можно видеть под кустами на лугах, откуда появляются весной бабочки, лягушки и т. д.
Надо разъяснять детям, почему иной раз предсказания бывалых людей оправдываются. Взрослый порой скажет: «Соль влажная — быть дождю». И дождь действительно начинается. Дети поражены и склонны приписывать это какому-то чудесному дару предсказания. Надо им объяснить, что это наблюдения, накопленные народом, «народная мудрость». Они научно обоснованы. Перед дождем атмосферное давление понижается, влажность воздуха увеличивается, а соль легко воспринимает влагу и потому быстро становится влажной.
Примета «если ласточки летают низко над землей,— быть дождю» также часто оправдывается, потому что увеличение влажности воздуха перед дождем заставляет мошкару, которая обычно носится в воздухе, спускаться ниже. Ласточки питаются мошкарой; естественно, в погоне за кормом им также приходится летать низко над землей. Народные приметы предсказывают наступление весны по прилету ласточек и грачей. «Грачи прилетели— скоро потеплеет». И в этой примете есть доля правды. Известно, что перелетные птицы чувствуют погоду и в зависимости от нее совершают перелеты. Но инстинкт часто их обманывает, и они массами гибнут при возврате весенних холодов.
Наряду с такими относительно правильными на-
так, например, говорят: «Какая погода в Благовещение, такая и на пасху», или же: «Если на Николу день ясный и холодный,— год будет хлебородный» и т. д. Все эти предсказания легко опровергает сама действительность.
Большой вред детям приносит лечение у знахарей. Такие шарлатаны, «лечат» детей колдовскими заклинаниями. Многие дети из-за него остались калеками, так как своевременно не получили лечебной помощи.
Я, лично, помню как одна односельчанка доверила знахарке лечить своего ребенка, у которого было нагноение пупка и гнойнички по всему телу. Она «лечило» его от «дурного глаза», а болезнь все углублялась. Ребенка спасли в больнице. А одна, по совету знахарки, чтобы ребенок не кричал, давала ему маковую воду, а в ней, как известно, содержится морфий и опий. Ребенок чуть не умер.
Сохранились, к сожалению, и обряды, которые приносят немалый вред детям. Самый вредный из них обряд «обрезания», который еще бытует среди некоторой части мусульман..
Воспитание детей — дело не только школы, но и родителей. Школа, обучая детей, воспитывает у них научное, материалистическое мировоззрение. Но это задача нелегкая. Поэтому школе нужна помощь родителей. Если родители сами еще не в состоянии освободиться от вредных предрассудков и не могут ничем помочь школе в деле антирелигиозного воспитания детей, то, по крайней мере, пусть они не мешают ей делать это. Не надо хотя бы при детях высказывать тревогу по поводу того, что нечаянно просыпанная соль во время еды — это, мол, к ссоре. Или что «самовар поет» к несчастью в доме. Надо помнить, что всякое противоречие во взглядах между школой и семьей, между учителями и родителями вредно действует на детей младших классов, которые еще не имеют своего собственного мнения.
Плохо, если в школе ребенок слышит одно, а в семье — другое. Учителя ему говорят, что дождь и снег от естественных причин, а дома толкуют, что от бога. В школе он слышит, что молния — это электрический разряд, а дома — «огненная стрела божия». Ребенок путается в этих непримиримых противоречиях, нервничает, мучается в догадках, хуже ведет себя дома и слабее учится в школе. Каждый отец и мать должны бороться с предрассудками, обратить серьезное внимание на антирелигиозное воспитание детей и растить детей здоровыми и сильными, трудолюбивыми и мужественными, высококультурными и сознательными гражданами своей Родины.