Самый красивый японский немец Dual C844. Часть 1.
Вот и подошла очередь рассказать о самом красивом, на мой взгляд, обитателе моего «заповедника». Это дека Dual C844.
Так как их у меня три, то и, соответственно будет 3 части. Это первая.
Первый С844 был куплен на ebay.de в 2008 году (остальные 2 — в 2009).
Эту деку я купил не потому, что что то знал об этой модели, а из за дизайна. Кроме того, ничего от Dual у меня никогда раньше не было, а марка еще по журналам «Радио», где периодически рассказывали о интересных новинках по другую сторону границы СССР.
В то время на ebay было больше интересной техники и цены были гораздо более вменяемые, чем сейчас. Такое впечатление что ebay оккупировали разные барыги.
Продавец не скрывал, что аппарат с дефектом, не протягивается пленка. Причин тут может быть сколько угодно, наиболее вероятная причина это, все таки, вытянувшийся/порвавшийся пассик. Даже, если и нет, то стоимость аппарата была такова, что даже при невозможности восстановления особого финансового ущерба не будет.
И вот этот аппарат привезли.
Изготовитель заявляет вот такие технические данные.
Спорить не будем, считаем, что так и есть.
И таки да, дека двухскоростная. Можно работать на обычной скорости, а можно и на повышенной. На повышенной скорости получается, как EL Cassette, только время непрерывного звучания не более 30 минут (это если кассета С120). Конечно, если взять кассету С180 (при условии, что она есть или получится ее где то купить за вменяемые деньги), то получится полный аналог обычной кассеты С90 на стандартной скорости. Но у меня таких кассет (С180) никогда не было, могу только предположить, что лента там настолько тонкая, что будет вытягиваться, а также вполне вероятно появление т. н. копир-эффекта.
Еще, из стандартных, общечеловеческих ценностей, дека имеет сквозной канал и т. н. закрытый тракт, т. е. лента протягивается при помощи двух тонвалов. Автореверса нет.
Еще занятно, нигде не упоминается о типе головок. Стирающая головка, понятно, ферритовая, как у всех. А блок головок записи и воспроизведения Canon имеет надпись S&S Head. Скорее всего, это значит, что обе головки сендастовые. На одном сайте я прочитал, что головки там аморфные, но все равно, сам я склоняюсь к тому, что все таки сендаст.
Функциональные возможности вполне на уровне, шумопонижение Dolby B и C, функция повтора, память для счетчика, функция fade in/out для записи, автоматический поиск по паузам. Джентльменский набор, короче. Подробно рассказывать не буду, везде это работает примерно одинаково.
Гораздо интереснее — это работа деки.
Возвращаемся к началу. Деку привезли, внешнее состояние нормальное. Так как аппарат из Европы — то работает от сети 220В.
В сеть включается, вся подсветка загорается.
При включении несколько секунд инициализируется микропроцессорная система управления. В это время мигает светодиод «стоп», потом горит постоянно.
Режимы работы переключаются при помощи электромагнитов (соленоидов). Мне такое управление нравится больше, чем при помощи моторчика (как, например у более старшей модели C846). Это более шумно, зато лишь за счет микропрограммы можно менять алгоритмы работы.
При нажатии кнопки «старт», если установлена кассета и не перекрыт оптический датчик DLL ( пара фототранзистор — светодиод).
Последовательно срабатывают электромагниты привода блока головок, затем правого, а после левого прижимных роликов. Такой распределенный во времени запуск позволяет снизить начальную нагрузку на ленту.
Если в любом режиме работы ЛПМ перекрыть световой поток DLL, то механизм автоматически перейдет в режим «стоп».
Если, например, забыл (или просто лениво) нажать сначала на стоп, а потом уже вынуть кассету, то можно обойтись без этого, а просто вынуть кассету. Это гораздо эффектнее, чем механические датчики у C 846 ( заметка про С 846 тоже есть на моем канале).
Вообще, если сравнивать C844 и C846, то наш герой (С844) имеет больше всяких «наворотов», а С 846 можно рассматривать как упрощенную версию C844.
Теперь, собственно, о самой деке.
Как я говорил, аппарат включается, лампочки горят, электромагниты срабатывают, все (их всего 4). Но лента то протягивается, то — нет, при этом скорость протяжки нестабильна.
Как оказалось, еще сильно греется транзистор (ключ), через который подается питание на двигатель привода тонвалов.
Чтобы исключить возможность умирающего транзисторного ключа, я пробовал подавать питание непосредственно на мотор. Ничего не изменилось, моторчик запускается (ненадолго) или нет. Ток потребляется при этом приличный. Ключ тут непричем.
Значит проблема в самом моторе.
Сначала я думал, что достаточно просто все почистить и смазать. Такое было однажды с моторчиком у Sony TC-186SD давно, тогда проблему решили только при помощи смазки.
С Дуалем это «не прокатило». Как оказалось, «помер» конденсатор в встроенном контроллере. Так особого выбора таких конденсаторов в моем хозяйстве не было, я взял наиболее похожий и впаял его вместо старого. Как оказалось, я не ошибся. Моторчик заработал нормально, стабильно, транзисторный ключ перестал греться.
Правда, в ходе работ я спалил транзистор, от которого запитывается плата управления. На фото ниже отмечен желтой стрелкой.
Вместо него очень хорошо встал отечественный КТ814.
Так он и работает. Единственно, я бы взял радиатор побольше, заметно нагревается. Жадные капиталисты решили сэкономить на металле.
Неспроста, видимо, этот транзистор расположен под вентиляционными отверстиями в верхней крышке.
Надо сказать, деки того времени (80-х), как правило, нагреваются сильнее, чем более простые и ранние модели.
Еще мне не понравилась одна штука в компоновке. Большая часть электроники размещена на трех больших платах (есть еще пара маленьких плат, но они не в счет). Около ЛПМ, естественно, плата управления, к ней претензий нет, справа, одна над другой с небольшим смещением Плата усилителей выше и плата шумопонижения ниже (в мнуале они так и называются).
На плате шумопонижения расположены цепи питания (выпрямители, фильтры, стабилизаторы). Причем мощные транзисторы — регуляторы напряжений питания, от которых питается вся система, расположены на плате шумопонижения и находятся таком месте, где практически нет естественного тока воздуха. Сверху плата с входными каскадами, справа-слева стенки корпуса (эти транзисторы в углу) и вдобавок у них нет теплоотводов. Греются они довольно сильно, практически можно обжечься, ток воздуха в этом месте заблокирован.
Несмотря на то, что дека то исправно работает, я решил немного облегчить жизнь транзисторам блока питания.
Один транзистор, расположение которого наименее удачно, я выпаял, установил на радиатор (довольно большой, отмечен желтой стрелкой) и закрепил его на заднюю стенку. Даже в этих условиях, радиатор немного теплый.
Второй транзистор я оставил на штатном месте, но добавил ему радиатор (отмечено желтой стрелкой). Какой был. Конечно, лучше бы побольше, но был только этот.
Собственно с этой декой я больше ничего и не делал.
Если говорить о звуке, то звук у С844 довольно приятный, что то я пробовал на нем записывать, что то слушал.
Устраивать какое о сравнительное тестирование — прослушивание с целью определить, какие ленты ему больше подходят, я не собираюсь, так как не вижу в этом особого смысла. Сейчас именно эта дека стоит «а архиве», я не включал ее довольно давно. Вполне возможно что уже потребуется замена пассиков и регулировка усилия подмотки.