Найти тему
Юлия Струина

Какой опыт систем образования азиатских стран можно было бы использовать в системах образования Финляндии

Оглавление
Перевели выступление TedTalks на русский язык специально для Вас,

команда Лингвамании - Детского языкового лагеря, Сервиса по контролю и помощи в выполнении домашнего задания, Частной начальной общеобразовательной школы в Москве.

Будучи энтузиасткой изучения различий западной и азиатской культур и обучения в целом, Ханнамиина поделилась с аудиторией конференции «TEDх OtaniemiED» своими мыслями о том, какой опыт системы образования азиатских стран можно было бы использовать в системе образования Финляндии.

Ханнамина впервые посетила Китай в рамках студенческого проекта «Aalto on Tracks», участники которого - 80 студентов - были проделали путь на поезде через Сибирь. Целью их поездки была Всемирная выставка в Шанхае. В 2010 году Ханнамиина переехала в Гонконг, чтобы получить степень в области экономики и бизнеса в Китае. После окончания учебы Ханнамиина уехала в Тайбэй, где она сейчас живет, работая помощником корреспондента в странах Азии, и изучает китайский язык. До переезда в Гонконг Ханнамина в качестве помощника министра образования и науки представляла интересы студентов в нескольких рабочих группах Министерства образования и культуры.

Этот доклад был сделан на мероприятии TEDx в формате конференции TED, независимо организованным местным сообществом.

Я являюсь продуктом двух лучших систем образования в мире – Финляндии и Гонконга.

Однако вместо того, чтобы стоять перед вами сегодня как идеальный образец студентки с отличной оценкой (это не так), я здесь, чтобы поделиться с вами моим личным опытом: насколько различаются эти две образовательные системы, и какой опыт систем образования азиатских стран можно было бы использовать в системах образования Финляндии.

Я закончила 12 классов школы в моем родном городе Куопио (Kuopio) в Финляндии. После этого я получила прекрасную возможность учиться в университете Гонконга.

Если вы посмотрите на эти две образовательные системы, вы увидите совершенно одинаковое число студентов, и схожую структуру, то есть у них много общего в целом.

Мы знаем все стереотипы финского образования: система финского образования либеральна к студентам; на них не оказывается давление, к ним не применяется тестирование; в этой системе очень низкая степень иерархии.

В Гонконге все обстоит по-другому: очень сильное давление, и студенты проходят тестирование в течение всего процесса обучения.

В Финляндии мы склонны думать, вы знаете об этом, что мы создали очень-очень хорошую систему, и мы уже самые первые. На самом деле, нам не приходилось смотреть за рамки нашей собственной системы, чтобы учиться опыту других систем, особенно азиатских, глядя на то, что у образовательной системы азиатских стран есть обратная сторона. О ней я собираюсь рассказать.

Нужно честно сказать, что только в предыдущем семестре только в одном из университетов Гонконга произошло три случая суицида.

Дети уже в свои четыре года, действительно, много часов в день проводят в школе, и у них большие домашние задания. Насколько я знаю, в этом возрасте я все еще ела мелки.

Однако, есть ли еще что-то, на что нам нужно увидеть в этой системе? Если вы посмотрите на те результаты, по которым мы привыкли себя считать первыми – последние результаты рейтинга PISA, полученные в 2013 году: мы резко опустились до 12-й позиции по математике, мы были пятые по предмету «Наука» (комплексному предмету, включающему физику, химию и биологию – примечание переводчика), и наша гордость – «Чтение» - на 6-м месте.

В свою очередь, образовательная система Гонконга находилась на 2-й позиции по всем этим категориям (показатели выше были только у Шанхая).

-2

Итак, есть ли что-то, что мы можем применить несмотря на негативные стороны? Есть, по крайней мере, три вещи, которые защищают наших студентов от них. Прежде всего, у нас лучшие учителя в мире. Я училась у них в течение 12 лет, и я очень рада, что наши учителя знают, когда «довольно значит довольно», и они не будут устраивать студентам бессмысленно напряженную работу. Во-вторых, в образовательной системе Финляндии у нас нет страха неудачи – мы не делим студентов на группы по тому, какие у них были результаты на предыдущем экзамене. И в-третьих, что ограждает студентов университетов – это то, что 99% университетских студентов всего мира не понимают, но вы можете сказать это в Финляндии: «Я не чувствую, что мне не нравится это изучать, и поэтому я не пойду пересдавать этот экзамен». Не имея опыта студентки финского университета, я не понимаю, что значит «мне не нравится учиться», так как вы знаете, что должны учиться. Выбирая не проходить экзамен, я не знала, что это было по выбору, и пересдача экзамена – это очень иностранная идея для меня, и при этом вы хорошо знаете, что это возможно здесь в Финляндии.

Если мы снова посмотрим на результаты PISA, очень легко можно сказать, что они основываются на азиатском стереотипе. Этот стереотип заключается в том, что люди склонны считать следующее: студенты в Азии – отличники в сложных предметах потому, что у них есть к ним способности от природы.

Однако позвольте рассказать вам о небольшом секрете: нет такой вещи как азиатский стереотип. Многие студенты в Азии, которые откровенно говоря слышат все время о нем. Что существует на самом деле и что, как я думаю, является первым из того, что мы должны адаптировать в образовательной системе Финляндии, это то, что студенты в Азии работают много, они начинают учиться раньше. Когда были получены результаты рейтинга PISA, мы начали по кругу обвинять друг друга, говоря, что проблемы в системе или в преподавателях, или еще в чем-то. Но никто не упомянул, что, если есть группа студентов, которые работают больше и начинают раньше, то, очевидно, их результаты будут лучше.

Студенты в Азии испытывают большую гордость, работая много. Там нет такой вещи, как «я забыл сделать домашнюю работу” или «мне не хотелось готовиться к этому экзамену».

Второе, что мы делаем в Финляндии и от чего нужно отказаться – мы делим задачи на менее трудные и более трудные. Мы говорим, что мы смотрим на наших студентов и видим, что «эти студенты не очень хорошо продвигаются вперед и, как известно, мы даем им менее сложные задания. Более трудные задания мы даем другим студентам.

Тогда как в Гонконге передо мной только ставились задачи, над которыми мне нужно было работать напряженно, или к которым мне приходилось прикладывать еще больше усилий.

Ни разу не было такого, что какой-либо профессор сказал мне: «Может тебе не стоит пытаться сделать это, так как, ты знаешь, тебе это еще не по силам. Особенно, когда происходило сравнение с моими товарищами по учебе, они только говорили что-то наподобие: «Hana, работай много. Ты знаешь, тебе много еще нужно освоить.

Третье: как мы воспринимаем талант оказывается противоположно тому, как воспринимается талант в Азии. В Финляндии, вы знаете, если есть студенты, которые меньше успевают (Я представляю собой хороший пример этого – у меня не было от природы хороших способностей к учебе по многим предметам. Мне должны были бы давать более легкие задания и понижать для меня планку. И так бы продолжалось. Однако, произошло противоположное этому, когда я приехала в Гонконг: преподаватели заметили немедленно, что я отстаю по некоторым предметам, и вместо того, чтобы давать мне более простые задания, они давали мне больше работы и больше вопросов. Они вынуждали меня работать все более напряженно, так как мне было необходимо догнать других студентов. Они считали, что понижение планки для меня приведет к поражению и еще большему отставанию.

Это относится также к другой тенденции. Мы находимся в Отаниеми, который является главным кампусом всего университета. Сюда приехала учиться после школы большая часть самых трудолюбивых учеников из возрастной группы выпускников. Однако, если вы спросите у этих бывших школьников, таких как ваши студенты здесь: «По-настоящему ли напряженно вы должны были учиться в старших классах школы?», большая часть их скажет, что в действительности нет. «Я справился с этим в течение двух лет, и затем в течение третьего года просто ждал государственные экзамены, которые устраиваются в нашей системе.» Это очень-очень пугающая мысль: можем ли мы позволить себе дать трудолюбивым студентам этой возрастной группы слоняться в течение целого года. Она состоит в том, что мы приняли идею, что есть «стеклянный потолок»: ваши результаты принимаются достаточно хорошими, и, если вы изучили все это сейчас – вы можете просто подождать, пока не окажетесь на следующей ступени образовательной системы.

В Гонконге дела обстоят так, что я не помню, чтобы кто-то из моих профессоров сказал: «Ты достаточно хорошо справилась». Снова задается много заданий, чтобы идти дальше.

-3

Четвертое, о чем я хочу сказать, это то, как мы видим соревнование. В Финляндии мы очень-очень озабочены конкурентоспособностью нашей страны, и я с этим абсолютно согласна. Однако в Финляндии не очень принято признавать, что это соревнование, и нам нужно быть на высшем уровне в этом соревновании.

Тогда как все те образовательные системы, которые обогнали нас, говорят в своей стратегии образования, что они хотят быть первыми. Они не стесняются это объявлять, а также говорить, что им нужно идти в эту сторону. Если вам нужен какой-то критик, который говорит, что это слишком громко провозглашается, я более чем просто рада делать это, так как меня глубоко волнуют наша образовательная система и наши студенты.

Достаточно справедливо будет сказать, что во многом у нас снова лучшая система образования в мире, нам нужно признать, что это является соревнованием, где нам нужно быть на самом высоком уровне (здесь вы можете процитировать то, что я сказала об этом).

Пятое – это то, как мы видим увлекательность и творчество в образовании. Кажется, что существует идея о том, что учеба должна быть всегда увлекательной. Мне хотелось бы с этим вежливо не согласиться, так как процесс обучения не должен быть захватывающим все время. Нам нужно делать различие между краткосрочными и долгосрочными целями в учебе. Было ли мне когда-либо радостно и увлекательно учить английскую грамматику или абсолютно нет? Но увлекательно ли сейчас то, что я могу найти друзей по всему миру или путешествовать везде и уверенно говорить то, что я хочу сказать? Итак, чтобы оказаться в этом абсолютно счастливом моменте завершенного решения математической задачи, в конце концов отлично сыгранной той части песни, завершения мучительного написания эссе, честно говоря нет мысли о том, что вам нужно сделать большую работу, которая по справедливости говоря, совершенно не увлекательна, но принесет свои плоды через продолжительное время.

Творчество. Нам стоит перестать думать, что творчество – это то, что приходит само собой, и само по себе увлекательно все время. К вам может прийти самая креативная идея для создания приложения, но, если вы не знаете как писать код, если вы не знаете какой код вам нужен, вы не сможете никогда запустить это приложение или рассказать кому-то о вашей творческой идее. Но, чтобы владеть таким кодом, вам однажды снова нужно будет работать на своими базовыми навыками, работать напряженно и решать значительно более сложные задачи.

Итак, чтобы вернуть Финляндию назад туда, где ей справедливо принадлежит ее место, мы должны прежде всего начать ценить упорный труд. Я не говорю, что мы не делаем это, но нам нужно поднять уровень, так как многие другие системы делают это. Нам нужно перестать делить задачи на более сложные или менее сложные, или какие могут быть даны этим или тем студентам. Должны быть такие задачи, над которыми нам придется потрудиться. Нам следует изменить свою точку зрения на такое явление как талант, так как талант - это 99% упорной работы. Нам нужно объявить, что существует соревнование, в котором мы должны быть лучшими, и, чтобы преуспеть в этом, мы должны признать, что соревнование существует. Нам также не стоит бояться, что процесс обучения будет не всегда очень увлекательным. И нужно перестать разъединять два процесса – создания нового и напряженной работы.

Когда нам удастся адаптировать эти идеи, заимствованные у азиатских стран, я верю, что мы сможем создать образовательную систему, в которой студенты будут не только верить, но знать, что они могут решить любую задачу, они могут научиться всему, что они захотят, что у них есть также выносливость, чтобы выполнить этот объем работы, так как они сделали это раньше, и вооружены такой уверенностью, что они могут преодолеть любые барьеры и преграды. Мы действительно положили начало революции в образовании и создании новых явлений.

Спасибо

Где бы Вы хотели учиться?

Какая система образования Вам ближе?