Три февральских праздничных дня провели с мужем в Карелии. Маршрут путешествия сложился спонтанно и быстро. Движущим фактором стало желание добраться до острова #Кижи по льду Онеги. В феврале-марте (если зима удачная по части морозов) это можно сделать прямо от набережной Петрозаводска, затратив на дорогу по льду около полутора часов в одну сторону.
Первый раз были в Петрозаводске осенью 2019 года. Путешествовали тогда на автомобиле: в первой половине колесили по окрестностям, вечером гуляли по городу. Воспоминания были ещё живы, оставаться на все три дня в Петрозаводске посчитали нецелесообразным. Решили проехаться по городам, средством передвижения выбрали железнодорожный транспорт.
20 февраля стартовали с Ладожского вокзала Петербурга в #Петрозаводск. Поезд №012 ночной: отправление в 23:20, прибытие утром в 06:50 (стоимость билетов в плацкартный вагон нижнее+верхнее места составила 2002 рубля). В Петрозаводске у нас было запланировано лишь одно дело – поездка на Кижи.
С вокзала отправились в отель, оставили вещи в камере хранения (предварительно утеплились под имевшуюся погоду - было двадцать градусов ниже нуля) и позавтракали в Макдоналдсе (пр. Ленина, 14), благо работает он с 7.00 до 23.30.
Экскурсия на Кижи стартовала в 11.00 от причала у набережной Петрозаводска. Вопрос, где провести часы до неё, не стоял. Набережная)))) Наша любовь с первого взгляда (думаю, не только наша!) в Петрозаводске.
Как мы гуляли? Отлично! Ветер с Онеги. Колючий снег. Всё белым бело, видимость нулевая. На нас куча одёжек, и все с застёжками…
К морозам были готовы, но ужасный ветер с мелким снегом стал сюрпризом. Но не уступили капризам природы и всё же проинспектировали так полюбившуюся нам набережную Онежского озера. Стоит отметить, что петрозаводская набережная – это не только место для прогулок, это еще и выставка современного искусства. Все скульптуры, которые выставлены на набережной, являются дарами из городов-побратимов, которых у Петрозаводска много.
Пожалуй, самая узнаваемая скульптура - «Рыбаки» из американского города-побратима Дулута (скульптор Рафаэль Консуэгра, 1991 год). Сравните зимний и осенний тёплый вариант.
Всю скульптурные группы не покажу. На морозе и руки нещадно мёрзли, и фотоаппарат с молниеносной скоростью разряжался. Утренний променад под снегопадом совершили, убедились, что всё старое на месте.
Обнаружили и зимние новинки.
Пока гуляли по набережной и преодолевали ветер с Онеги, закралась мысль: «А не отменят ли наше ледовое путешествие на остров?». Успели придумать даже альтернативную программу. Но, увидев на пристани Хивусы, успокоились.
Греться отправились в отель «Фрегат» здесь же, на набережной. В холле отеля есть кафе с удобными диванчиками. Сами подкрепились, и фотоаппарат подзарядили.
Представлялось с трудом, что утренняя метель и туман уступят место солнцу. Но я во вселенную верила. И не зря... Стоило выйти на лёд Онеги, солнце появилось. День получился по Пушкину: чудесный с морозом и солнцем. Как говорится, почувствуйте разницу…
Про поездку на остров и 6-часовую экскурсию на Кижи я подробно рассказала здесь. Если кратко. Три часа на дорогу «туда-обратно»,
три часа на острове: пешеходная экскурсия по южной оконечности острова с осмотром Кижского погоста,
переезд в деревню Васильево, развлекательная часть поездки, посвящённая подлёдной рыбалке, и чаепитие.
Вернувшись в Петрозаводск, не отказали себе в удовольствие погулять по онежскому льду.
Ну, и посидеть, раз уж такая возможность представилась.
День начался рано, провели его на свежем воздухе. Дошли до отеля, поселились, пообедали-поужинали и отправились отдыхать. Вставать предстояло рано…
Из Петрозаводска наш путь лежал в Сортавалу. Для переезда выбрали двухвагонный «Орлан», который был запущен между городами недавно. Поезд №932 стартовал в 06:05, чтобы прибыть в Сортавалу в 11:54 (стоимость билетов на двоих составила 1298-80 рублей).
Пару слова о самом поезде: есть биотуалет, можно купить чай/кофе. Не скажу, что пользуется популярностью. Даже на выходных пассажиров было мало. Мы, например, были вдвоём в вагоне.
На «Орлане» не долетели, конечно, но с комфортом и красивыми видами за окнами переехали из одного города в другой.
Замечу, что «Орлан» в Сортавалу едет через Рускеалу. Запускали его, в том числе для того, чтобы жители Петрозаводска могли одним днём съездить в Горный парк. Это своего рода альтернатива петербургской «Ласточке» до Рускеалы. На Рускеалу у нас был отведён третий день путешествия, поэтому посмотрели во время остановки только на железнодорожную станцию при Горном парке,
и благополучно отправились в #сортавала.
Обещали снижение морозов, но не случилось. Мороз не слабел, правда, и солнце продолжало радовать. К этому добавьте белоснежные улицы (в большинстве чищенные), поскрипывание снега под ногами и… печной запах, который окутывал улицы с частной застройкой. Красота)))
Для отдыха был забронирован, можно сказать, загородный «Пийпун Пиха». Расположен отель на берегу Ладожского озера в отдалении от основных городских улиц. По ходу движения от вокзала до отеля посмотрели часть сортавальских достопримечательностей.
Нынешняя водонапорная башня, буквально в шаге от вокзала, была построена в 1942 году финским архитектором Ярлом Унгером. Прежняя водонапорная башня конца XIX века была взорвана отступающими советскими войсками годом раньше.
Здание, которое сейчас занимает Сортавальское лесничество, было построено в 1900 году по проекту архитектора Йохана Алвара Окермана. В начале ХХ века в подвальном этаже размещался магазин, а верхние этажи занимала гостиница «Пайвёля».
Здание гостиницы «Сеурахуоне» продолжает служить по прямому назначению. Построенный в 1909 году архитектором Онни Тарьянне отель был полностью перестроен спустя тридцать лет по проекту Эркки Хуттунена.
Через дорогу от отеля находится здание, которое в довоенной Сортавале называли «углом Берга», поскольку находилось оно на пересечении улиц Карельской и Ратушной. Здание, которое видим сегодня, современное, правда, является копией утраченного исторического строения.
В свое время «Угол Берга», построенный в 1878 году по проекту архитектора Ивара Аминофф, был городской достопримечательностью. Здание с башенкой принадлежало одной из старейших торговых фамилий Сортавалы семье Бергов, в нём размещался магазин, позднее и кафе. Деревянное строение погибло в огне в конце 1970-х годов.
В нынешнем здании также размещаются магазин и кафе. При желании, можно отдохнуть у дома Берга, присев на скамейку рядом с Карлом Густафом Бергом, первым бургомистром Сортавалы. Ну, если, конечно, место будет свободно...
По улице Ленина в небольшом сквере находится одно из самых старых зданий города - Сортавальская ратуша. Строительство началось в 1883 году и длилось два года, архитектором выступил Ф. А. Шёстрём. После войны в здании ратуши разместились кабинет политического просвещения и библиотека, которая в 2013 году покинула нажитое место.
Сейчас ратушное здание пустует. Центральный вход, представляющий собой портик с четырьмя колоннами и широкой лестницей, скрыт глухим высоким забором. А вот с других сторон здание можно осмотреть.
Архитектором дома Леандера на углу улиц Карельская и Гагарина считается Готтлиб Сааринен. На нижнем этаже здания располагались помещения Национального акционерного банка и Финляндского банка, а также помещение для магазина, на втором этаже – жилые квартиры.
Если зайти с Карельской улицы (здесь сейчас Сбербанк) взору откроется прекрасная лестница, венчает которую симпатичный фонарь.
В аптеку «Невис» (вход с улицы Гагарина) заглянуть стоит любителям изразцовых печей. Старинная печь с хризантемами встречает посетителей прямо на входе.
По соседству с домом Леандера через дорогу ещё одно деревянное здание XIX века – пожарное депо с каланчой. Очень яркая постройка, оформленная в оранжевых и розовых цветах, возводилась в 1888 году архитектором Б. И. Аминовым.
Честно говоря, подготовилась к Сортавале неважно. Думала, буду пользоваться виртуальной картой достопримечательностей, но мороз заставил отказаться от этой идеи. Поэтому гуляли по наитию, немного помогла былая насмотренность в интернете. Вечером ещё прогулялись. Любителям и ценителям деревянной архитектуры однозначно могу посоветовать улицу Антикайнена, здесь сохранились изумительные дома.
На улице Гагарина ещё два здания заслуживают внимания. Сортавальская женская гимназия, сейчас здание занимает библиотека, которая выехала из ратуши,
и городской лицей Сортавалы, в котором размещается «Сортавальский колледж».
Замечу, что в праздники город очень востребован. Днём приезжих было много: гуляли и организованные группы, и самостоятельные путешественники. Последний раз были в Сортавале лет пять назад. Даже забылось, что он настолько финский: исторические здания сохранились в некоторых местах целыми улицами. Обычно сетуем, что из Выборга можно было бы сделать туристическую конфетку. Пожалуй, из Сортавалы конфетка получилась бы не хуже.
Конечно, не всё идеально. Но когда взгляд заточен видеть всё хорошее и не акцентировать внимание на недостатки, то Сортавала предстаёт замечательным городком...
Третий день нашего карельского путешествия был отдан Горному парку Рускеала. Утром на такси доехали до вокзала, откуда в 10.40 стартовал ретро-поезд Сортавала – Рускеала (стоимость билета в общий вагон в праздничный день составила 699 рублей).
Конечно, ретро-поезд на паровозной тяге – очень привлекательная фишка Горного парка. Железнодорожный туристический маршрут был открыт летом 2019 года. Мне кажется, громоздкий паровоз, окутанный клубами дыма, издающий пронзительные звуки, не оставляет равнодушным никого. По мне, так смотреть на него со стороны не менее захватывающе, чем на нём передвигаться.
Надо заметить, что внутренние интерьеры «Рускеальского экспресса» продуманы до мелочей и выдержаны полностью в ретро-стиле. Общий вагон, в котором мы ехали, это купейный вагон с сидячими местами (в каждое купе продают шесть билетов). Выглядит это так.
«Рускеальский экспресс» создавался по образцу «Николаевского экспресса» конца XIX — начала XX веков. Воссоздаваемую эпоху поддерживают и историческая форма проводников, и внутренние интерьеры: кожаные кресла и занавески с кисточками, зеленые лампы, черно-белые фотографии и газета «под старину» с полезной для путешественника информацией. Даже столешница столика декорирована старинной картой железных дорог местности, по которой движется состав. К слову, можно заказать стакан чая, который входит в стоимость билета.
Кроме сидячих купейных вагонов в поезде есть два вагона-ресторана, обстановка которых также выдержана в старинном духе. Правда, чтобы посидеть в вагоне-ресторане, необходимо поторопиться уже на посадке. Пассажиры проходят в ресторан, минуя свои вагоны, и вместе с верхней одежной и багажом устраиваются за столиками. Буквально через несколько минут ресторан забит «под завязку». Еще один способ с комфортом посидеть в вагоне-ресторане - купить билеты с питанием (стоимость билета от 999 рублей).
Ретро-поезд в пути 1 час 10 минут. На протяжении всего этого времени внутри вагонов кипит жизнь. Пассажиры постоянно перемещаются по всему составу: этакое броуновское движение в отдельно взятом поезде. Если удастся уединиться в купе, можно полистать газету, наслаждаясь видами из окон, которые с периодичностью заволакивает паровозным дымом. Местность при этом оглашается мощным паровозным гудком…
На железнодорожной станции «Горный парк Рускеала» есть всё необходимое для пассажиров: небольшая палатка со съестным, камера-хранения, где можно оставить багаж (200 рублей ячейка). Зимой на улице есть очаг с огнём, у которого можно погреться.
В парке провели весь день, об этом расскажу отдельно. Вечером вернулись на вокзал и на «Ласточке» №828 Рускеала – Сортавала – Санкт-Петербург (19:20– 23:59) отбыли домой. Базовый билет стоит от 599 рублей, наши билеты в эконом-вагон (меньше посадочных мест, кресла с регулируемым основанием) стоили по 865 рублей каждый. Домой прибыли за полночь…
Вот такая получилась трёхдневная Карелия на поездах)
Если нашли что-то полезное для себя, присоединяйтесь к моему каналу .
Всегда рада новым подписчикам)))