Захотели порадовать себя и приобрели билеты на премьеру спектакля по «Гранатовому браслету» Куприна в Театр драмы. Выбрали хорошие места – бельэтаж, центральные места во втором ряду.
За неделю до семейного культпохода я вновь взяла в руки книгу малой прозы Куприна. Трагическая, но светлая вещь о неразделенной любви читается за 20 минут.
Дома вот такое издание (фото из Интернета), книжку давно покупала мама.
Произведение, на мой взгляд, спорное.
В школе нас учили, что в повести воспевается самоотверженная, возвышенная любовь. Эту мысль выражает один из героев – генерал Аносов, – говоря, что она сильна, как смерть, и не просит никакой награды. Вот так и надо. Хотя подобное чувство уже и по тем временам было редкостью, а браки люди заключали в силу каких-то других побуждений.
А в последнее время модно утверждать, что это история про патологическую зависимость, а не про любовь. Желтков выдумал себе идеальную княгиню Веру, которую и видел-то пару раз. Стащил платок, досаждал ей глупыми письмами семь лет, а потом не нашел ничего лучше, чем застрелиться. Глупо и бездарно потратил жизнь, завершив ее смертным грехом.
Мне представляется, истина где-то посередине. Жаль героев, причем всех, а не только Желткова. Несчастные они какие-то. А стреляться ему зачем было? Взял бы да на самом деле уехал. Нашел другую. Так нет же. Не увидел для себя никакого смысла жизни, кроме вот этого вот одностороннего обожания.
Но какая поэзия – Бетховен, запах астр и осеннего моря, кроваво отсвечивающие камни... Куприн – бесспорный мастер слова.
Честно говоря, я так и не нашла для себя ответа на вопрос, в чем главная идея «Гранатового браслета» и как относиться к этой повести.
А вы?