После премьеры "Черновика" я ждала волну критики от всего "мыслящего" сообщества, но ее было на удивление мало. Видимо, выдохлись на "Защитниках") По сути, только Бэдкомедиан и высказался, и то далеко не сразу. Так что я решила вернуться назад на несколько лет) И поделиться впечатлением.
Поскольку немногочисленные претензии касались того, что "авторы картины грубо попрали законы вселенной Черновика", я после просмотра кино предварительно прочитала книги. И Черновик, и Чистовик.
Я не являюсь фанаткой ни автора, ни "вселенной Черновика" и могу "авторитетно" заявить – фильм и книга очень близки. Есть расхождение в некоторых деталях, которые у поклонников книг вызвали припекание, и никаких матрешек в источнике, конечно же, не было. Но эти интерпретации, в целом, не особо искажают смысл. (Осторожно, спойлеры!)
Потому что книги довольно скучные.
"Черновик" я читала именно с целью сравнения с фильмом, поэтому внимательно относилась к содержанию. А "Чистовик" – только чтоб узнать, чем вся эта история заканчивается. И именно это стало самым серьезным разочарованием. Честно – не понимаю, откуда у этой вселенной могли взяться ярые фанаты.
Если первую книгу, в принципе, на раз прочитать еще можно, хотя в ней довольно мало действий, то во второй автора понесло. Изначально автор, видимо, хотел показать одиссею героя по мирам веера, а в итоге получился унылый бег по кругу. Новых миров показано не было. Сюжетный твист, когда "неведомая родина функционалов" внезапно оказывается одним из вполне известных миров, совершенно бесполезным, а таинственный и значимый штаб – пустышкой, не удивляет, а разочаровывает.
И вот герой возвращается в начало пути. Бегал-бегал – и все бессмысленно. Тайну функционалов не разгадал (намеки на нервную систему ничего не объясняют), управы на них не нашел, Землю не спас. Просто самовыпилился по собственной воле.
Героя "Черновика" можно назвать нетипичным, без, собственно, геройства. И это было бы неплохо, если бы – увы – не те же самые намеки на "особенность" и "избранность". Мол, убить его нельзя, всей вселенной тошно станет, вот перед ним на задних лапках все и прыгают. А с чего у ничем не примечательного парня такой козырь, никак не объяснено.
Ну, а решение без пяти минут куратора стать человеком – вообще за гранью. После всего, что видел, узнал, испытал – обратно в "простую человеческую жизнь"? Посыл, в общем-то, понятен – мол, нет ничего желаннее простой человеческой жизни: закончить учебу по выбранной специальности, познакомиться с девушкой, каждое утро и каждый вечер выгуливать Кешью, ужинать с родителями… и счастливо скончаться в возрасте 80-100 лет. Нет, это было бы понятно, если б Кирилл (фух, только сейчас вспомнила его имя, даже собачью кличку запомнила лучше) прожил пару тысчонок лет, как Котя, все испытал, все прошел, от всего устал. Понаблюдал, как десяток возлюбленных и сотенка детей умирают от старости, меняются цивилизации, исчезают города, страны, миры.
А вот так – вдруг, без обоснования, взять и отказаться от бессмертия, знаний, приключений? Причем его связь с семьей при новых условиях не утрачивалась, мог преспокойно наслаждаться той самой жизнью, но с кучей бонусов.
Может, у подростков (фанаты часто читали книгу в весьма нежном и впечатлительном возрасте) эта вселенная и могла затронуть какие-то струны. Но чуть больше здравого смысла - и история сдувается.
Я, конечно, читала книги куда хуже. Но тут сыграл роль пиар. Книги претендовали на что-то большее, но не оправдали эту претензию.