Найти в Дзене
Новый драматический театр

Магия театрального здания

Казалось бы, о какой магии можно говорить в связи со зданием, построенным в 1956 году, да ещё по типовому проекту? Но театр - место особое...
Оглавление

Казалось бы, о какой магии можно говорить в связи со зданием, построенным в 1956 году, да ещё по типовому проекту? ДК «Метрострой», возведённый по стандарту, разработанному архитектором К. К. Барташевичем (дворец культуры на 500 мест), имеет «братьев» во множестве российских городов — от Владимира до Березников в Пермском крае. Конечно, это не совсем братья-близнецы, но отличаются здания в основном по цвету и элементам декора. Общий силуэт и внутренняя планировка — очень похожи. И всё равно… каждый настоящий #театр всегда имеет свою биографию, своё лицо, свою атмосферу, свои легенды и мифы.

Вид из окна на втором этаже
Вид из окна на втором этаже

Новый Драматический театр на улице Проходчиков был основан на базе одного из актёрских курсов Школы-студии МХАТ, и незримый «мхатовский» дух прячется за кулисами добрым ангелом-хранителем. Есть поверье, что он оживает после спектакля, когда зрители покидают зал, гаснет свет и #актёры расходятся по домам — чтобы оберегать театр-дом по ночам.

Таинственное закулисье
Таинственное закулисье

А кто-то, говорят, даже слышал шёпот призраков — давно ушедших из жизни артистов, и видел призрачную тень крыльев чайки…

Свет и тени...
Свет и тени...

Талисман Нового театра

В кабинете художественного руководителя, Вячеслава Васильевича Долгачёва, прослужившего МХАТу эпохи Олега Ефремова десять лет и поставившего там спектакли, составлявшие в то время основу репертуара — чайка. Точнее, фрагмент легендарного занавеса, где запечатлён знаменитый на весь мир символ Художественного театра.

Фрагмент занавеса в кабинете В.В. Долгачёва
Фрагмент занавеса в кабинете В.В. Долгачёва

Когда я работал во МХАТе и поставил спектакль «Тойбеле и её демон», — рассказывает Вячеслав Васильевич, — после премьеры ко мне подошёл заведующий мебельным цехом, уже немолодой человек. Он как-то скромно жался, держа в руках полиэтиленовый пакет. Смущаясь, он сказал, что давно уже хотел подарить эту вещь тому, кого счёл бы настоящим мхатовским режиссёром, и наконец дождался его — в моём лице. «Вы тот самый человек, которому я могу передать эту вещь!» Я не знал, что находится в пакете, поблагодарил, взял… а когда открыл — ахнул… В 1937 году занавес МХАТа меняли, он уже был ветхим и нуждался в обновлении. Мой собеседник был тогда ещё молодым сотрудником, и как-то, выйдя из театра, увидел: на снегу во дворе валяется занавес… он обомлел. Как же можно выбрасывать такую реликвию?! Это же подлинный, настоящий, исторический занавес Художественного театра! Он вернулся в цех, схватил огромные ножницы, вернулся и торопливо вырезал эту чайку. Времена были нелёгкие тогда в нашей стране, поэтому делал он это всё тайно, оглядываясь, очень боялся, что кто-то его увидит, не поймёт, что же он такое делает… и решил, что пока хватит одной чайки. Как известно, на занавесе встречались две птицы, «сходясь», когда половинки занавеса смыкались. И он подумал, что встанет с утра пораньше, прибежит и вырежет вторую. Но когда он пришёл на следующее утро, занавеса уже не было. Его увезли и сожгли. Осталась только одна половинка, которая находится теперь у меня в кабинете. Что особенно интересно — ткань выполнена на золотоканительной фабрике Алексеевых, наследником которых был К. С. Станиславский. Так что этот занавес — прямой свидетель создания множества шедевров…

Вход на Основную сцену
Вход на Основную сцену

Немного об атмосфере

Вещи и предметы хранят атмосферу эпохи; стены зданий хранят атмосферу той жизни, которая в них протекала, — и атмосфера театрального здания способна помогать рождению спектакля. Ошибкой было бы думать, что лишь старинные многоярусные театры обладают таким свойством. Атмосфера не равна интерьерам, и не зависит от их роскоши. Стиль, индивидуальность, способность уловить ритмы времени, не забывая о собственной истории… всё это ближе к истине, хотя тоже не складывается в формулу. Как можно отделить атмосферу театра от «воздуха» спектакля — режиссёрского голоса, взгляда художника, особой энергии, возникающей в актёрском ансамбле?

Колосники слева от сцены
Колосники слева от сцены

Как «вычеркнуть» запахи, звуки, ракурсы, врывающиеся в фойе солнечные лучи? Бархатистая поверхность кресел, круглые люстры, колонны при входе — всё это и есть «атмосфера», которое дарит ощущение чуда…

Люстры в фойе
Люстры в фойе

Зрители, рассказывая о своём посещении Нового театра, часто употребляют слова «уют», «уютный». Но это вовсе не тот «уют», что связан с драпировками в цветочек, и буфетными деликатесами. Не случайно в отзывах рядом с этим тёплым домашним словом возникают другие: «красота», «уважение», «вкус», «такт», «безупречность»… Мхатовская планка — высокая планка, и это важно для всех, кто трудится здесь. Хотите сами почувствовать магию этого театра? Вас ждут!

Читайте
другие материалы о нашем театре, подписывайтесь, приходите на спектакли!

КУПИТЬ БИЛЕТЫ ОНЛАЙН от 600 до 1200 рублей
Заказ билетов +7 (499) 182-03-47