Так повелось, что я с детства обожал ездить на поездах. Лет с четырех родители стали меня брать с собой в периодические поездки Ленинград - Рига (так сложилось, что 2-3 раза в год ездили).
А там фирменный поезд: Латвия тогда была в составе СССР, а как будто за границу едешь: и вагоны отличались (ниже по высоте и более темно-зелёный цвет), и на столиках в купе скатерть, на ней Боржоми, стаканы, печенье "Селга" (латвийское, моё любимое тогда), и проводницы красивые и в фирменной форме, какой-то цивилизацией от всего этого веяло.
В студенчестве пару раз катался из Питера в Севастополь, в этом тоже был свой шарм: романтика плацкарта, весь вагон выпивает, с девчонками знакомишься, на остановках бабушки продают пирожки, пиво и картошечка с укропом, да с жареной курицей - красота))
Потом стал работать, и командировки стали очень частыми, 3-5 раз в месяц, в том числе и из Питера в Москву регулярно ездил, и тоже поездка на поезде была из приятных впечатлений, а потом и "Сапсан" появился, стало ещё удобнее.
И вот, имея такой стаж поездок и безграничную любовь к железным дорогам, я переехал по работе в Томск, и с предвкушением стал изучать, куда же можно отсюда съездить на выходных. Здесь меня ожидало первое разочарование: везде оказалось слишком долго добираться. Даже поезд Томск-Новосибирск расстояние в 220 км преодолевает 5 часов, а ещё же до вокзала доехать, пройти все досмотры, заранее прибыть - считай 6 часов, тогда как на своей машине - максимум 4, оно надо ли?
Едем дальше, по работе поехал из Томска в Барнаул, путь занял 10 часов (на машине было бы 8) и очень неудобное время отправления-прибытия. Вагон - такое ощущение, что из списанных в нулевые из Москвы, или из Питера, доисторический, туалет не био, с педалью, всё грохочет, воняет. Останавливается на каждом полустанке, а вентиляции то нет.
Интернета вдоль ж/д нет совсем, он пропадает уже когда поезд идёт по Томску между вокзалами Томск-2 и Томск-1, что уж говорить про остальной путь. Что-то можно поймать на крупных станциях, в этот момент обмениваешься сообщениями с окружающим миром, и опять проваливаешься в бездну.
На остановках никаких бабушек с пирожками - максимум бомжи, стреляющие сигареты и деньги у выходящих на перекур пассажиров.
Собрался в Иркутск. А прямые авиабилеты из Томска и Новосибирска на мои даты кончились. Лететь Томск-Москва-Иркутск я не буду, хоть убейте, это не логично. Тут по ж/д совсем уж испытание - ночь/день/ночь, как в юности СПб - Севастополь. Причем, из Томска - с ночной пересадкой в Юрге.
Есть два варианта пересадок при поездках из Томска - в Тайге и в Юрге. Какой хуже - не берусь сказать, особым комфортом оба вокзала не отличаются. Поезд прямой во Владивосток у нас вроде есть, но я никак на него не попаду. Как ни странно, в первом поезде до Юрги, вагон попался современный - это оказался фирменный поезд Томск-Анапа. Даже по две usb-розетки на каждой полке были. Но от этого суть не меняется: вагон прицепной, из нашего захолустья нужно 80 минут в поселке Тайга ждать пока его прицепят к другому поезду, и всё это время в вагоне духота. Потом, как я посмотрел, опять огромная стоянка в Новосибирске и т.д.
Пересел в Юрге на поезд Омск-Владивосток, чтобы доехать до Иркутска. Он вернул меня в поселок Тайга, почему сайт РЖД не давал возможность пересесть там - вопрос риторический. Простоял там опять минут 40, потом таки поехали. Итого, в Красноярске мы остановились через 15 часов после моего выезда из Томска, а на машине ехать часов 7-8.
Почему не сделать нормальную вытяжку - вопрос из вопросов - мы же едем, всё должно проветриваться, почему так не происходит? Все новые пассажиры заходят в вагон со словами: "Какая вонь!" Я и сам чувствую через сутки, как моя одежда пропахла затхлостью и чужим дошираком.
Кстати, о еде. Вагоны-рестораны встречаются редко. Например, на моём обратном пути из Иркутска в Томск, его прицепили уже в середине дня (спустя половину пути), и, когда я туда зашел, не нашел ничего, кроме пьяного официанта, пива и чипсов.
Ну и как вишенка на торте - железная дорога из Иркутска в Северобайкальск, по которой я ещё не ездил. Есть такой город, замечательный, судя по всему - на Байкале находится, кругом девственная природа, горячие источники, леса... С удовольствием бы съездил, да вот беда: расстояние в 600 км поезд преодолевает ночь/день/ночь. То же самое расстояние, которое ещё в СССР поезда преодолевали из Ленинграда в Ригу, или в Москву за одну ночь, здесь проезжается за 36 часов - то же время, что и поезд Томск-Иркутск, который я тут ещё медленным обозвал. В то же самое время Илон Маск планирует полеты на Марс...
Причины-то понятны. Во-первых, в Сибири, слава Богу, ещё остались деревни и сёла, в которых живут люди, и им надо как-то ездить в город, поэтому поезда останавливаются на каждом полустанке. Лишать жителей транспортной связи нельзя, а запускать для них отдельный поезд - видимо, не выгодно. Ну и качество дорог такое, что порой кажется на поворотах, что поезд сейчас опрокинется даже на небольшой скорости, куда уж там быстрее ехать.
А потом рассуждаем о развитии туризма. А кто поедет в Северобайкальск, теряя 72 часа туда-обратно? Или рискнёт полететь туда на Ан-24? Зимой можно туда на судне воздушной подушке домчать, аренда 160 тысяч в один конец на восьмерых, итого по 40 тысяч туда-обратно, так вы ещё найдите 8 таких путешественников.
В общем, на мой взгляд, современные поезда должны доезжать: из Питера в Мурманск - за 6 часов, в Москву - за 2,5-3, из Москвы во Владивосток - не больше двух суток, в Сочи - часов за 10, и так далее. Ну и про комфорт вопрос риторический. Тогда и можно будет рассуждать о развитии туризма, а не налепив нелепых памятников в каждом городе (см.мою статью про однотипные достопримечательности).