Токийский гуль… Аниме, получившее наибольший объем критики из всех, мне известных: никогда еще не видел столько негатива от фанатов манги по отношению к аниме, экранизовавшему её. Показателен тот факт, что любой негативный отзыв, написанный про Токийского гуля, всегда массово плюсуется, а положительный отправляется в пучину минусов. Мягко говоря, мне такое поведение непонятно, особенно если учесть, что люди, читавшие мангу перед просмотром аниме, составляют не более 10% от общего числа посмотревших. Что ж, давайте попробуем разобраться с этой странной ситуацией. Я представляю вашему вниманию обзор на нашумевшее аниме под названием Tokyo Ghoul (“Токийский гуль”).
Краткие сведения
Tokyo Ghoul – аниме, выпущенное в 2014 году студией Studio Pierrot, которая знаменита выпуском Naruto и Bleach. Но, в отличие от этих долгостроев, первый сезон “Токийского гуля” состоит всего из двенадцати серий. В качестве оригинала выступает чрезвычайно (еще раз подчеркиваю – чрезвычайно) популярная манга за авторством Суи Исиды . В 12 серий аниме сценаристы смогли уместить события шестидесяти глав манги, что, в общем-то, неплохо (по 5 глав на серию). Вот только есть тут одно “но”: раз манга настолько популярна, то и требования фанатов к аниме были с самого начала непомерно высоки. Судя по массе негативных отзывов, Studio Pierrot не удалось оправдать надежды. Мне, как человеку, не читавшему мангу, негодование фанатов трудно понять. Зато оценка в таком случае получится непредвзятой, ведь у меня не возникает желания во всем сравнивать аниме и мангу.
Какие ваши ассоциации со словом “гуль” (помимо голубя, разумеется)? Согласно бестиарию ведьмаков, “Гули – это чудовища, которые пожирают трупы. Встретить их можно на кладбищах, около курганов, всюду, где погребают мертвецов. На местах схваток, на побоищах… На живых гуль тоже нападает. Когда голоден или разъярен” . Вот только в мире, где живет обычный японский студент Канэки Кэн, отличить гуля от обычного человека почти невозможно, ведь выглядят они абсолютно также. Вот и совершил Канэки ошибку – пошел на свидание с симпатичной девушкой Ридзэ Камисиро, а она возьми, и окажись гулем, причем чрезвычайно кровожадным. И быть Канэки съеденным, если бы в последний момент на Ридзэ не упала пара балок с высотного здания. Прибывшая на место скорая нашла едва живого Канэки и мертвую Ридзэ, и врачам пришлось пересадить Канэки часть органов гуля, чтобы спасти ему жизнь.
С тех пор жизнь Канэки резко изменилась – пусть он и не настоящий гуль, и глаз у него становится черным лишь один, однако обычную пищу он употреблять теперь не может. Вроде бы и не человек, и не гуль – в общем, не повезло парню. В универ не ходит, с лучшим другом Хидэёси Нагатикой не общается. Хорошо хоть, что встретил девушку-гуля по имени Тока Кирисима, уж она объяснит ему, что к чему. Или сожрет. Тут выбор не велик.
В этот раз я решил построить обзор на перечислении положительных и отрицательных сторон аниме, так как большинство отзывов, что я читал, написаны исключительно в негативном ключе, что, на мой взгляд, совершенно необъективно. Итак, поехали.
Плюсы
1). Музыка
Количество качественных треков буквально зашкаливает. Вы нечасто увидите, чтобы для двенадцатисерийного аниме создавали такой саундтрек. Это однозначно лучший компонент “Токийского гуля”, и уже ради одной музыки аниме заслуживает того, чтобы его посмотреть. Отличный опенинг, отличный эндинг. Фоновая музыка усиливает эффект от грустных и динамичных моментов, и идеально подходит для общей концепции “Токийского гуля”, во мрачном мире которого каждому угрожает опасность быть убитым и съеденным.
2). Рисовка
Она ничем не уступает музыке. Всевозможные наезды на качество изображения и цензурирование жестоких моментов ничего, кроме ироничных смешков, вызывать не могут. Есть одно простое решение всех проблем: вы скачиваете BluRay издание, и наслаждаетесь картинкой высочайшего качества без цензуры.
Дизайн персонажей – замечателен, каждый герой легко отличим от другого. Рисовка боевых сцен также превосходна. Фоны, анимация, выбранная цветовая гамма – всё на высшем уровне, и отлично передает атмосферу происходящего на экране. Я не понимаю, как подобное может кому-то не понравиться. И особенно хочу отметить дизайн оружия гулей (кагунэ) – некоторые из них выглядят действительно оригинально.
3). Поднимаемая проблематика
Я очень уважаю аниме, которые заставляют задуматься над различными масштабными проблемами. Tokyo Ghoul в этом плане полностью удовлетворил мои запросы. Центральной темой является противостояние двух видов: людей и гулей, одни из которых питаются другими. На первый взгляд, люди выступают в роли жертв, а гули представляются нам как непримиримое зло, которое необходимо искоренить. Но чем дальше развивается сюжет, тем очевиднее становится спорность предыдущего суждения. “Токийский гуль” наглядно показывает, что нельзя судить о виде в целом по худшим его представителям . Как среди людей, так и среди гулей есть отвратительные экземпляры, которые бросают тень на остальных, и ставят их под угрозу.
Еще одна идея, которую, кажется, взяли прямиком из Наруто: одни жертвы порождают другие, ненависть порождает лишь большую ненависть. Как правильно подметил Канэки: “Сам мир вовсе не неправильный. Не спорю, многие гули выбрали не тот путь. Но не все они одинаковые. Нам нужно узнать больше о людях, о гулях. Неправильным мир делают не только гули. Люди тоже… Мы не должны сражаться. Люди и гули должны разорвать цепь страданий”.
4). Разнообразие персонажей
На персонажей сценаристы явно не поскупились: новые значимые герои появляются буквально в каждой второй серии, причем большинство из них не похожи друг на друга. Да и вообще, типажи использованы далеко не шаблонные. Где еще вы увидите гуля с внешностью педофила, упарывающегося изысканным запахом крови, или заштопанного безумного парня, влетающего на мотоцикле в кучу врагов?
Минусы
1). Главный герой
Начну с наиболее заметного и очевидного недостатка – это главный герой, Канэки Кэн (Kaneki Ken) . Канэки является, по сути, единственным персонажем, которому за двенадцать серий дали более чем достаточно сюжетного времени, и который успел предстать перед зрителем во всей своей гулевской красе. Что же мы узнаем про Канэки за целый сезон? Лично я узнал, что он мастерски умеет разочаровывать зрителя своей абсолютной беспомощностью, а также плакать на каждом углу про то, какой он бесполезный и несчастный. Ах да, еще он наполовину гуль, чуть про это не забыл. Вы можете опросить тысячу фанатов аниме, и ни один из них не ответит вам положительно на вопрос: “Нравится ли вам, когда в качестве главного героя выступает бесполезный сопляк?” Наблюдение за подобными персонажами психологически изматывает . Помимо разочарования и раздражения Канэки никаких чувств вызывать не может. У особо добросердечных он может вызвать жалость, но не более…
2). Рваный сюжет
Я уже применял этот термин однажды во время написания обзора на аниме Overlord . Если вкратце, “рваным” я называю сюжет, который толкается вперед чередой случайностей, из-за чего теряется ощущение единой сюжетной линии. Аниме выглядит не плавной, постепенно усиливающейся рекой, а набором небольших прудов, объединенных ручейками. Под прудами я подразумеваю удавшиеся серии – такие как первая, последняя, или как серии про сражение с Гурманом, в то время как ручьями можно назвать проходные серии про Хинами и её родителей. Я не считаю, что рваный сюжет сильно повредил “Токийскому гулю”, по крайней мере мне все равно было интересно смотреть это аниме. Да, можно было сделать лучше, особенно при наличии качественного материала в манге, однако и так получилось неплохо.
3). Малая динамичность
Это напрямую вытекает из рваного сюжета. Динамичных, быстро развивающихся моментов в Токийском гуле очень мало. Особенно для двенадцатисерийного аниме, в котором, согласно здравому смыслу, сценаристы должны были стремиться уместить как можно больше событий. Каково же было мое удивление, когда я увидел серии, в которых мало того, что не происходит никаких сражений, так еще и других интересных событий в принципе нет. Одни разговоры, одни пафосные, никому не нужные разговоры.
4). Развитие персонажей
Как я уже сказал, персонажей в Tokyo Ghoul действительно много. Но у такого многообразия существуют и последствия – мало какие персонажи получают достаточно экранного времени. Они возникают рядом с Канэки из ниоткуда, мелькают на экране пять-десять минут, и снова исчезают на неопределенный срок. За пять минут при всем желании невозможно раскрыть характер героя во всей красе. Так что, с одной стороны, многообразие персонажей – это хорошо, а с другой – влечет за собой ряд последствий. А ведь потенциально интересных героев в аниме фигурирует ой как немало.
Оценки
Персонажи – 7.0. Их много, они крутые, но раскрыться по-настоящему им не дали узкие временные рамки. Это все равно, что спускать ценные ресурсы на ветер. Еще один минус – жалующийся на свою несчастную жизнь главный герой.
Сюжет – 7.0. Сюжетная линия выглядит как набор эпизодов, вырванных из более широкого контекста, и потому в общую, красивую историю эти эпизоды отказываются складываться. Но смотреть все равно интересно.
Рисовка – 9.0. Очень достойная, каждый компонент находится на высоком уровне. Не верьте тем, кто ругает рисовку Tokyo Ghoul, она действительно стильная и красивая.
Музыка – 10.0. Выше всяких похвал. Один из самых мощных саундтреков, появлявшихся в последнее время.
Проблематика – 8.0. Проблемы затрагиваются актуальные и сложные. Жаль, что решения на них нам так и не дают. Все просто мочат друг друга без лишних разговоров.
Заключение
Это аниме достойно просмотра. Если вы не фанат манги, то можете смело включать и смотреть, не верьте низким рейтингам . Необычный концепт, интересные персонажи, красивая рисовка и потрясающая музыка – вот что вас ждет в Токийском Гуле. Да, в нем есть и ряд недостатков, но их сильно преувеличивают, пытаясь излить свое негативное впечатление от просмотра. Если же вы читали мангу, и по каким-то причинам еще не ознакомились с аниме – то лучше не рискуйте, пожалейте свою психику. Атмосфера вокруг Tokyo Ghoul и без того слишком напряженная.