Найти тему
Четыре Семерки

Blizzard of Ozz и Heaven and Hell. Ozzy против Black Sabbath. Кто был лучше на старте?

Оглавление

Когда слушаешь альбом Black Sabbath 1978 года Never Say Die, то не покидает ощущение, что в работе группы что-то необратимо нарушилось. Несмотря на то, что музыка на этой пластинке как минимум интересна. Я никогда не ругал Never Say Die, он мне всегда по своему нравился. Особенно вторая часть альбома. Но нельзя не признать, что несмотря на то, что все участники классического состава на месте, это уже не старый добрый Sabbath. Этого ощущения еще нет на предыдущем Technical Ecstasy...или уже есть? Во всяком случае, можно было еще думать, что музыканты "в поиске", "раздвигают границы" и "ищут новое звучание". Не обязательно речь шла о кризисе. Просто характер музыки несколько иной. Но на Never Say Die печать кризиса в группе прослеживается вполне отчетливо, даже в хороших, в общем-то, вещах, вроде Air Dance. Когда слышишь вокал Уорда в It’s Alright, то все таки кажется, что так и было задумано, но то же самое в Swinging the Chain отчего-то вызывает совсем другие мысли...такое ощущение, что Оззи просто "в лом" было записать альбом до конца.

В общем-то... так оно и было. Все подтвердилось позже, когда смутные ощущения от прослушивания подтвердились информацией из различных источников. Группа находилась в кризисе и запись далась музыкантам нелегко. От этого и кажется, что некоторые треки как будто вымучены. Нет в них настоящего вдохновения и энергии тоже не хватает.

А меня сегодня интересует не 1978 год, а 1980-ый, когда обе части некогда монолитного целого разродились двумя мощными альбомами, каждый из которых по своему открыл новое десятилетие.

Blizzard of Ozz

В обоих случаях можно сделать одно обобщение - и для Оззи для оставшихся участников Sabbath ключевым фактором возрождения стала "свежая кровь", привлечение новых музыкантов. Оба проекта в конечном итоге двигали крепкие профи в хард-роке, но для каждого из них можно выделить ключевые фигуры, которых можно назвать козырными тузами успеха - это блестящий гитарист Рэнди Роадс для Оззи, и Ронни Джеймс Дио - для Black Sabbath. К проекту Оззи присоединились также басист Боб Дейсли, который до этого играл в Rainbow и барабанщик Ли Кирслейк, ранее бывший участником Uriah Heep.

источник изображения

Впрочем...начало в обоих этих историях отнюдь не было многообещающим. В обоих случаях еще нужно было, что называется оттолкнуться от дна...

Летом 1979 года Оззи Осборн пребывал в печальном состоянии....самом печальном, которое только можно себе придумать. Никаких признаков предстоящего камбэка не было и близко - бывший вокалист Black Sabbath проводил дни и ночи в номере отеля Le Parc в Западном Голливуде, предаваясь унынию в одиночестве.

Оззи Осборн: "Я остался в той комнате, обидевшись на весь мир. Я думал, что Black Sabbath — это навсегда, но тогда было все кончено."(с)

Все начало меняться в тот день, когда Оззи навестила Шарон - дочь менеджера Sabbath Дона Ардена. Именно она вытащила Оззи из депрессии и приложила все силы для, того, чтобы сольная карьера вокалиста стартовала успешно. Уже через несколько недель начал раскручиваться маховик проекта, результатом работы которого стал один из самых успешных дебютов в хеви метал.

Самая поразительная история, с моей точки зрения - это то, как Оззи взял в группу Рэнди Роадса. До этого Оззи успел прослушать множество гитаристов в Нью-Йорке и Лос Анджелесе, но так и не сделал свой окончательный выбор. Рэнди Роадс приехал в номер отеля Оззи в два часа ночи, прихватив с собой гитару и маленький комбо. Если верить легенде, то Рэнди успел сыграть совсем немного, прежде чем Осборн сказал, что гитарист принят на работу. Насколько я знаю, сам Рэнди Роадс был даже разочарован этой ситуацией, ведь он не успел показать себя во всей красе!

Если эта легенда соответствует действительности, то она заставляет по новому взглянуть на Оззи. Не секрет, что на тот момент( 1979 год) вокалист мог показаться этаким простаком, всю работу за которого в студии делали его товарищи по группе Black Sabbath. Музыку и аранжировки делал Тони Айомми, а тексты писал Гизер Батлер. Что касается вокальных мелодий, то Айомми упоминает, что Оззи как будто не был особенно изобретателен в этом плане, чаще всего выстраивая мелодию так, чтобы она в целом копировала рифф в более высоком регистре. А тут...получается, что Оззи за несколько минут смог абсолютно адекватно оценить талант гитариста и принять историческое решение.

Что касается Рэнди Роадса, то это был музыкант совершенно иного типа, чем большинство гитаристов в хард-роке того времени, которые как правило были самоучками. Большинство из них на заре расцвета харда конца 60-ых - первой половины 70-ых учились играть, снимая на слух пластинки известных на тот момент групп, а соло строили на импровизациях, чаще основанных на блюзе. Оба из родителей Рэнди имели самое прямое отношение к музыке - отец был преподавателем музыки, а мать - Делорес Роадс владела небольшой музыкальной школой в Северном Голливуде под названием Musonia. В доме Роадсов было достаточно музыкальных инструментов, а сам Рэнди начал осваивать азы народной и классической гитары с шести лет. К двадцати годам он и сам был преподавателем гитары, часто давая уроки игры тем, кто был значительно старше его. Собственно рок Рэнди начал играть где-то с возраста 12 лет. Прекрасная теоретическая и практическая подготовка вместе с фанатичной преданностью инструменту и очевидным талантом композитора, аранжировщика и мелодиста стали очень весомыми факторами в успехе звучания дебютного альбома Оззи.

Тем временем маховик набирал обороты и новые музыканты вливались в проект. Бывший басист Rainbow Боб Дейсли также стал важным элементом в конструкции, обеспечившей успех. В паре с Рэнди Роадсом была написана большая часть музыки.

Боб Дейсли:

«Основные риффы исходили от Рэнди. Затем он и я превращали эти риффы в песни. Но Оззи действительно внес свой вклад. Его вокальные мелодии всегда были хорошими и всегда важными».(с)

Любопытный момент. Талант Оззи как мелодиста начал проявляться все больше и больше, когда он стал лицом собственного проекта, а не частью Black Sabbath? Похоже на то.

Что касается Дейсли, то он написал практически все тексты к альбому. Оззи принадлежат лишь некоторые небольшие правки и собственно название альбома.

-2

источник изображения

Есть моменты, которые у меня всегда вызывают душевный подьем, и в первую очередь это те, когда новые музыканты впервые собираются и начинают играть...И если они находятся на одной волне, то есть вероятность, что произойдет маленькое чудо, когда новая музыка рождается прямо на глазах. В этих историях всегда есть что-то магическое. Мне повезло самому пережить несколько таких ситуаций в жизни и это одни из самых крутых моментов, которые всегда приятно вспоминать.

Ли Керслейк о своем прослушивании у Оззи в Shepperton Studios в Мидлсексе:

"Я сосчитал: Раз, два, три…, ударил по барабанам, и Рэнди Роудс подпрыгнул на два фута в воздухе с криком: «У нас получилось!» Это было волшебство."(с)

Когда музыканты подходят друг другу, образуется необходимая "химия" и все действительно начинает идти как по маслу. Так или иначе, но альбом, ставший для хеви метал каноническим был записан за четыре недели.

"Вот моя рука, вот мое сердце. Эта группа никогда не распадется!" сказал тогда Оззи. Очень воодушевляющий момент. Грустно спустя много лет знать - как оно случилось на самом деле. Дошло до того, что партии Боба Дейсли и Ли Кирслейка были перезаписаны в 2002 году для более поздних изданий, что стало результатом судебных тяжб между бывшими участниками группы - случай из ряда вон!

А в 1980-ом году, 20 марта в продажу вышел диск, во многом определивший звучание нового времени.

Не сказать, чтобы это был единственный такой альбом, сформировавший новый звук и новый подход. 80-ые, как и в свое время 70-ые начались как бы из-за кадра. Думаю альбомы Judas Priest и Van Halen конца 70-ых уже вполне можно отнести к звучанию уже следующих десяти лет, так что Blizzard of Ozz тут даже не первый, но настолько яркий, что стал своего рода иконой нового времени абсолютно по праву.

Heaven and Hell

Если прослушать последние треки Never Say Die, а затем включить альбом Heaven and Hell, то впечатление будет такое, будто в старый добрый Black Sabbath вкачали лошадиную дозу адреналина. В открывающей Neon Knight столько самоуверенной мощи! Этот паровоз сносит все на своем пути! А ведь в классическом составе поменялся ровно один участник. Таков оказался "Дио-эффект" в отдельно взятом случае!

1977 -1979 годы были тяжелым временем для Black Sabbath. Группа теряла ход, ушло вдохновение и в конце концов коллектив стал просто неработоспособен. Оззи был в глубоком личном кризисе после смерти отца, но и позже он не мог толком включиться в работу. В какой-то момент Оззи ушел и на его месте оказался Дэйв Уокер, затем снова вернулся...чтобы худо-бедно дописать Never Say Die....и быть уволенным из группы уже окончательно.

Главной проблемой было отсутствие нужного драйва, потеря "химии" творчества между музыкантами. А для группы - любой - это смерти подобно. Пригласить Ронни Дио стало очень хорошим решением.

Тони Айомми:

"Мы пригласили его домой и сыграли “Children Of The Sea”. Ронни взял и с ходу подобрал вокальную мелодию. Мы были под впечатлением, потому как в течение одного дня мы перешли от ситуации, когда ничего давным давно не сдвигается с места, к такой, когда мы в состоянии придумать песню на лету. Мы немного поиграли “Lady Evil”, Ронни тут же спел и в ней. Мы подумали: адское пекло, да мы поймали удачу за хвост! Это немного подняло нам дух. Мы всё еще переживали из-за ухода Оззи, но всё шло своим чередом. И теперь мы были довольны тем, что на самом деле ещё способны на что-то."(с)

Для меня особенно удивительно, что Children Of The Sea была задумана еще до прихода Дио и Оззи пытались привлечь к процессу её создания. Эта вещь звучит не очень-то похоже на классический Black Sabbath с Оззи. Сама атмосфера, которую создает музыка, другая. Иными словами, я не представляю эту песню в исполнении Оззи! А между тем такая версия есть... где-то в архивах Тони Айомми. Будет ли она когда либо опубликована? Было бы интересно послушать.

Влияние Дио в новом альбоме безусловно очень сильно. Он стал ключевой фигурой возрождения группы, тем более, что коллектив продолжал разваливаться на ходу, а еще - испытывать немалое сопротивление менеджмента в лице Дона Ардена.

Дон Арден несколько лет хотел заполучить Sabbath в качестве подопечных, но ключевым звеном он считал как раз Оззи! И вот...менеджер заполучил в свои руки то, что хотел, но Оззи был уволен, а группа находилась в кризисе. Неудивительно, что музыкантам пришлось доказывать, что Дио - хороший выбор, а с Оззи уже ничего не выйдет.

В какой-то момент из-за личных проблем ушел Гизер Батлер и музыканты вообще остались втроем! Дио и тут не подвел, взял в руки бас и работа над новым материалом продолжилась. В конце концов Гизер вернулся в группу и уже вчетвером музыканты закончили Heaven and Hell и записали - самой последней - Neon Knight.

-3

источник изображения

А сотрудничество с Доном Арденом продлилось недолго, от его услуг группе пришлось отказаться.

Другой проблемой было не совсем, мягко говоря, адекватное состояние барабанщика Билла Уорда.

Айомми: "В течение дня он переходил от эдакой весёлой стадии к состоянию полного мрака, меняясь по мере того, как выпивал всё больше. К девяти или десяти вечера мы начинали его избегать, потому как он приходил в по-настоящему поганое состояние и становился агрессивным. Между тем с его игрой было все в порядке."(с)

Еще одним важным элементом в работе стал продюсер Мартин Берч. Начиная с альбома Vol.4 музыканты сами продюсировали свои альбомы.Нанять продюсера тоже порекомендовал Дио. Так в проекте оказался опытный профессионал, до этого сделавший такие альбомы, как Rainbow Rising и Long Live Rock and Roll.

Что можно сказать в итоге? Новый альбом стал результатом преодоления трудностей. Ключевым фактором стало вливание свежей крови из новых участников. Ронни Дио, Мартин Берч, а еще - Джефф Николс, который помогал в сессиях, играя то на басу, то на клавишных, когда ушел Батлер. Это помогло справиться в инерцией распада и депрессии, в которую погружались музыканты к концу десятилетия. И, конечно, нельзя не отметить неизменно высокое качество работы "вечного двигателя" Black Sabbath - гитариста Тони Айомми.

Как и Blizzard of Ozz, альбом Black Sabbath Heaven and Hell стал знаковым событием в мире хард-энд-хеви и хеви метал в самом начале 80-ых.

Сравним?

Сравнения - дело не всегда благодарное. Я думаю, что есть смысл сравнить эти два отличных альбома в плане того, каким путем пошли музыканты в каждом случае, в чем особенности звучания и какое влияние оказала эта музыка в переспективе. Но нет никакого желания инспирировать бесконечные фанатские войны и споры до бесконечности. Я думаю, лучший способ разрешить спор, который зашел в тупик - поставить на проигрывание любой(!) из этих дисков и получать абсолютно гарантированное удовольствие от музыки.

Blizzard of Ozz слушается как более современный, в нем больше модерна. Немалая заслуга в этом Рэнди Роадса. Если послушать внимательно, то можно заметить, что гитарист во время игры практически не "отдыхает", чередуя риффы и кинжальные сольные "запилы", а также другие различные украшательства в своей игре. Очень активная и насыщенная игра на инструменте, которая стала своего рода эталоном на следующее десятилетие. В чем-то это роднит игру Рэнди с игрой другого виртуоза тех лет - Эдди Ван Халена, но, я думаю, почти любой отличит на слух звучание этих двух гитаристов.

-4

источник изображения

Heaven and Hell ...более "классический", более традиционный. Но в данном случае это не минус, а плюс. Я бы даже сказал так - Blizzard of Ozz это квинтессенция лучшего из 80-ых, в то время как Heaven and Hell - убойный коктейль из 70-ых. По сути, этот альбом состоит из тех же компонентов, что и Long Live... группы Rainbow, с поправкой на стилистические особенности Black Sabbath и уникальное звучание Айомми, Уорда и Батлера. Даже любопытно, почему в коммерческом плане Long Live провалился, а Heaven and Hell выстрелил? А прошло то неполных два года...

Black Sabbath уже с Винни Эпписи
Black Sabbath уже с Винни Эпписи

источник изображения

Рэнди Роадс своей игрой оказал на самом деле большое влияние на подход к гитаре в роке и хеви метал на все последующие годы. Гитаристы, которые играли "по блюзу" и учились, перенимая приемы игры "на слух", импровизируя "на шару"...стали считаться старомодными. Начиналась эпоха видеошкол, рок музыку начинали разбирать на компоненты с точки зрения музыкальной теории. Уходила спонтанность, появлялось все больше теоретически подкованных музыкантов с музыкальным образованием. Они и в 70-ые были, но в то время порог входа в ряды профи был не столь высок. Ван Хален и Рэнди Роадс задали новую планку.

Тони Айомми - типичный гитарист "старой школы", который всему учился сам, слушая и снимая пластинки, импровизируя "в свободном полете" и нащупывая на грифе новые звучания. Очевидный талант и железный характер в преодолении травмы( Тони всю жизнь играет с несколькими отрубленными подушечками пальцев) позволили ему добиться куда большего, чем многие, кто получил полноценное музыкальное образование. Работа Айомми на Heaven and Hell во всех отношениях прекрасна, пусть в ней и нет столько новизны. Забегая вперед я бы сказал, что Айомми в 80-ые вполне адаптировался к новому времени, и его игра стала более современной. Если послушать Black Sabbath конца 80-ых, то ни в коем случае не возникнет ощущения, что слушаешь что-то архаичное.

Если беспристрастно посмотреть на старт обоих проектов, то я бы сказал так - уверенная ничья! Оба альбома очень хороши. Тот случай, когда части оказались лучше, чем целое. В обоих случаях последствия можно проследить весьма далеко. У Оззи стартовала блестящая сольная карьера. Прослушивание Рэнди Роадса и моментальная реакция Оззи не оказались случайностью - следующие годы показали, что у него на самом деле талант выбрать ярких гитаристов для группы. Дар мелодиста также со временем раскрылся у Оззи во всей красе.

Black Sabbath ждало непростое десятилетие. После хорошего старта группу ждала "яма" середины 80-ых, смены состава, потеря своего узнаваемого стиля. Только в самом конце 80-ых Айомми удалось частично реабилитироваться с альбомами Headless Cross и TYR. А вот состав с Дио не раз еще был возрожден, сначала - для диска Dehumaniser, а позже - в супергруппе Heaven and Hell.

* * *

Написал...и осталось все равно ощущение недосказанности. Все таки об этих двух альбомах можно сказать гораздо больше. Один только их детальный разбор заслуживает двух отдельных длинных статей. Игру Айомми и Роадса , как и остальных музыкантов можно разбирать и разбирать, и это будет всегда интересно. Но...статья не может быть бесконечной, поэтому вернусь к этим темам в другой раз.

На этом сегодня прощаюсь!

Всем мира, добра и хорошей музыки!