Найти тему
4,1K подписчиков

Алтай. По Чуйскому тракту. Онгудай.

4,3K прочитали

Чаще всего путешествующие Чуйским трактом, минуя Онгудай, ограничиваются осмотром из окна машин этой оживленной и густо заселенной частью Урсульской долины.

Однако, Онгудай – это не только лишь дома, улицы, магазины… Онгудай – это особенная природа и богатая история; интересные люди; легенды и были…

Первые сведения об Онгудае встречаются в монгольских летописях. Относятся они к 1626 году, это и дает основание судить о возрасте села. Упоминания об Онгудае русских исследователей появились в 18 веке.

архивное фото, думаю, что Онгудай
архивное фото, думаю, что Онгудай

Слово Онгудай звучит как-то особенно. Созвучно оно с: Алтай, Кудай, Алтынай…

Как оно переводится на русский язык?

Так и хочется думать, что трактовка Онгудая связана с «ай» - луной. Но лунного следа в переводе на русский язык у топонима нет.

Бытует перевод названия села как «правая сторона». Село действительно расположено справа от реки и, соответственно, дороги. Это подтверждают записи Г.Н. Потанина, которые сделаны в 1858 г. в его труде «Очерки северо-западной Монголии». Автор пишет: «На правой стороне Урсула стоит 4 аила и одна избушка. Село называется Ангодаем».

По другой версии, название села переводится как «десять богов». Именно столько призвал основатель селения Апчы, обращаясь с просьбой беречь и хранить эту землю. А еще, так и рвется с языка «Он-Кудай».

Существует вариант перевода топонима от онгэ – «там, где есть пещеры, пещера».

Есть и те, кто название Онгудай трактуют как «начало, исток, предок».

Есть и еще одно понимание названия села Онгудай от Оҥдой. Версия эта считается легендарной, так как именно в легенде говорится, что первым на месте нынешнего Онгудая обосновался Апчы, третий сын Солтона - предводителя алтайских племен. В легенде называется третье значение слова «оҥдой» - крепкий, пригодный для жилья, хороший, основательный. Сына Солтона выбрали своим предводителем майманы. Не случайно, наверное, самый распространенный алтайский род - сёёк в этих местах майман, а фамилия Маймановы распространена по всему району.

Исследователи считают, что эту трактовку названия села, подтверждает сама история: «…более 300 лет здесь богато и счастливо живут люди, село развивается и растет...»

Фото Ольга Шадрина. Урсул
Фото Ольга Шадрина. Урсул

Село расположено на весьма благоприятном месте – в долине Урсула, где с одной стороны - тайга – источник дров, пищи, и с другой - пастбища. Наряду с природными условиями, важным фактором для развития села являлась дорога. Чуйский тракт был проложен по торговой дороге, существовавшей в этой местах много веков назад. И она – дорога вела (впрочем, и ведет сегодня) в южные районы Алтая и Монголию. Онгудай в те времена был перевалочной базой для торговых караванов. Для населения это давало возможность заработать на продаже своих товаров: мяса и шерсти.

За Онгудаем, Фото Ольга Шадрина
За Онгудаем, Фото Ольга Шадрина

Про дорогу:

«В государственном архиве Томской области есть фонд, который так и называется «Об устроительстве Чуйской дороги», в которой дана «путевая заметка о состоянии Чуйского тракта», сделанная занимающим должность бухгалтера Томского губернского управления Полковниковым накануне строительства колесного пути в 1900 году. Вот что там записано: «От села Ангудай до ст. Кер-Кучи 40 верст. На этом участке существует колесная дорога до заимки Хабарова 18 верст от Ангудая. Дорога эта только в одном месте идет 1\2 версты по склону горы, очень узкая и каменистая, а на остальном расстоянии дорога хорошая, идет по долине р.р. Урсула и Улегена. Не смотря на существующую дорогу, торговцы вьючат товар и сами едут верхом из с. Ангудая, как из самого последнего зеселенного пункта колесного тракта. От заимки Хабарова начинается вьючная дорога, которая направляется через хребет Улегемский. Подъем и спуск на Улегемский перевал около 2 верст зигзагами довольно круты и чрезвычайно каменисты. За Улегемским перевалом дорога идет логом и долиной большого Улегема…»

У меня Онгудай связан со следующими сведениями:

Фото Ольга Шадрина. Вид на Онгудай с Каянчинского перевала
Фото Ольга Шадрина. Вид на Онгудай с Каянчинского перевала

· Онгудай - одно из крупнейших сел республики Алтай, численностью 5,5 тыс. чел.

· Село расположено в долине реки Урсул среди отрогов Теректинского хребта, на высоте 860 м над уровнем моря.

· Самая высокая вершина в окрестности Онгудая – гора Вершина Улюты высотой 2375 м.

· В пределах села Онгудай в Урсул впадают следующие речки: Онгудайка, Карышкан, Талда, Кургыйра. Онгудай является географическим центром Горного Алтая.

· Я встречала две даты основания села Онгудай: 1826 и 1626 гг.

· Село располагается на Чуйском тракте между Семинским и Чике-Таманским перевалами.

· Первые русские появились в Онгудае в середине 19-го века, и с тех пор начался бурный рост поселения. Русский капитан Петр Китрианов организовал торговую заимку, крещеный алтаец Хабаров построил молитвенный дом, капитан Кокорин озаботился миссионерским домом. К началу 20-го века в Онгудае было 126 дворов и около 800 человек жителей, из них треть - русские.

· В Онгудае располагался первый таможенный пункт, первая почта в Горном Алтае.

· Побывавший здесь в 1905 г. В.В. Сапожников описывал село так: «Жизнь в Онгудае очень дорога. Устройство колесного пути по Чуйскому тракту, проведение телеграфа, транспортирование кладей (в Онгудае есть транспортная контора Вавинского), проезжающие купцы и путешественники приучили местных жителей к высоким ценам за продукты и труд».

· До 1939 года в селе было две действующие церкви. У алтаря Свято-Троицкого храма похоронен первый писатель-алтаец, основоположник алтайской литературы, основатель династии православных миссионеров в Горном Алтае - Михаил Чевалков.

· В наши дни можно увидеть сохранившийся дом бывшей миссионерской школы, где жила семья священника К.П.Соколова, зятя Михаила Чевалкова. Именно в этом доме доживал свой век отец Михаил. Сейчас на территории дома располагается аптека и парикмахерская.

· В Онгудае проводились ярмарки. Об Онгудае и ярмарках писал в 19 веке Вячеслав Шишков: «Онгудай - село красивое. Уж осенью выбрался я на гору и глянул на село. День ясный был. Под ногами желтый лист лежал, деревья оголялись, а кругом все еще зеленели горы. Село сверху маленьким кажется, но «взаправдашним», как сказал бы крестьянский мальчуган. Две улицы по селу прошли. Две церкви, старая и новая, на пригорке красуются в зеленых рощах.

Вдоль села Урсул гремит, по селу Онгудай течет, а от нее голубыми непыльными тропинками бегут в канавах холодные ручейки - арыки. То здесь, то там среди села стоят зеленые колки: ели, лиственницы съежились кунками и шепчутся. Кругом села желтеющие нивы: хлеб убран, сложен в огромные желтые зароды. Целая улица их. Ныне урожай хорош. Какая жара. Воздвиженьев день, а солнце печет немилосердно. Что за Алтай, что за страна сюрпризов! Вечером туча зашла, засияла молния, гром загрохотал. На другой день хиус подул, холоду нагнал, на третий день, 16 сентября, из Топучей в Шебалино я приехал на санях, зима была. А потом опять лето настало, теплое, бабье лето. Онгудай – село торговое, зимой здесь ярмарка бывает, приезжают по льду реки монголы за мукой». Сегодня на месте бывшего базара располагается улица Базарная.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Весьма интересные сведения про названия Онгудайских окрестностей можно узнать из исследований Эмилии Ченчулаевой.

· «В восточной окраине Онгудая есть небольшая речка, что протекает с Каянчинского перевала и впадает в Урсул левым притоком, название ее – Кургыйра . Дословно – Кур – «пояс», кыйра – «ленточка, повязанная на святых местах». С этим местом связана легенда о том, что во времена кровопролитных войн с монголами здесь полегли алтайские воины, в память о них на перевале были повязаны кыйра, но не было возможности повязать их как положено из белой ткани, поэтому люди повязали их из своих поясов, отрезав от них светлые кусочки.

· В окрестности Онгудая есть местность Карышкан, где протекает одноименная река, являющаяся правым притоком Урсула. Очень древнее название, отражает исторические события. Дословно переводится как «совместно истреблять, проливать кровь друг друга, ссориться насмерть». Возможно, в этом месте прошли кровавые схватки алтайских племён, до присоединения к России алтайские племена жили обособленно и не считались одним народом, часто враждовали между собой, поэтому были легко уязвимы для монголов. Название сохранило горькую память о тяжёлых для алтайского народа временах.

Фото Ольга Шадрина. Онгудай
Фото Ольга Шадрина. Онгудай

· Местность Ак Арал трактуется как «Белая роща, белые чистые прекрасные заросли кустарника». Считают, что название дано, потому, что весной от распустившихся почек тальника (вербы) и местность становится белой.

· Местность Котлован – это любимое место купания для ребятишек летом. Котлован был выкопан именно в 1973 году для проведения республиканской олимпиады по плаванию. В те годы на нём были построены подмостки и вышка.

окончание читайте здесь:

Алтай. Об Онгудае полвека назад

Путешествия продолжаются... Ольга Шадрина, фото автора и архивные фото