Найти тему
Страна Огней

Мирза Фатали Ахундзаде: азербайджанский интеллигент, опередивший свое время

Оглавление
Мирза Фатали Ахундзаде
Мирза Фатали Ахундзаде

«Дервиш взрывает Париж»

Есть азербайджанский фильм «Дервиш взрывает Париж». Этот комедийный фильм рассказывает о французском ученом Месье Жордане, приехавшем в Карабах из Парижа, и его интересе к Азербайджану. Этот ученый очарован богатой природой Азербайджана. Месье Жордан, посетивший имение Беков в Карабахе, знакомится с обычаями и традициями азербайджанцев. Во время этих мероприятий Месье приглашает племянника карабахского Бека поехать с ним во Францию ​​для получения образования. Однако родственники молодого человека сопротивляются. Когда юноша не отказывается от желания учиться во Франции, невежественные родственники обращаются за помощью к магу.
Некий маг,
Дервиш Масталишах, должен «взорвать» Париж за крупную сумму денег. Именно в это время Месье Жордан получает письмо из Парижа, в котором говорится, что в Париже произошла революция. По совпадению, взрыв, устроенный Дервишем в Париже совпадает с этой революцией. Итак, недовольный ученый возвращается в свою страну. Мечта же юноши об обучении не сбывается.

Автор и мотив произведения

Этот фильм был основан на произведении Мирзы Фатали Ахундзаде «Месье Жордан, ботаник и дервиш Масталишах, знаменитый волшебник». В произведении автор высмеивает отсутствие мировоззрения Востока языком юмора, в отличие от интереса Запада к науке и образованию. М.Ф. Ахундзаде - основоположник азербайджанского комедийного жанра, сочетающего критику и юмор.

Сцена из фильма «Дервиш взрывает Париж» (фильм 1977 г.). Адиль Искендеров (Хатамхан-ага,слева), Сергей Юрской (месье Жордан, в центре) и Энвер Гасанов (юноша Шахбаз, справа).
Сцена из фильма «Дервиш взрывает Париж» (фильм 1977 г.). Адиль Искендеров (Хатамхан-ага,слева), Сергей Юрской (месье Жордан, в центре) и Энвер Гасанов (юноша Шахбаз, справа).

Жизнь и учеба

Мирза Фатали Ахундзаде родился в Шеки в 1812 году. Он рано потерял отца, поэтому его усыновил родной дядя. Дядей Фатали был Ахунд. Он учил его Корану, делился с ним истоками исламской религии. Фатали скоро стал учеником муллы в Гяндже. Овладевший арабским языком, с каждым днем все больше и больше увлекался учебой. Именно поэтому, в дальнейшем он стал учеником выдающегося азербайджанского поэта XIX века Мирзы Шафи Вазеха.
М. С. Вазех учил его
персидскому языку, но также давал уроки азербайджанской и восточной литературы. Фатали также обучается каллиграфии. Вскоре Вазех настоял, чтобы дядя отправил Фатали не в медресе, а в Нухинское (Шекинское) уездное училище. Тут Фатали учит русский язык в совершенстве, затем менее чем через год занимается переводческой деятельностью, переводя с русского языка на татарский (азербайджанский), арабский и персидский языки множество научных работ.

Тифлисский период деятельности

Позже Фатали будет переведен в город Тифлис. Здесь он прослужит переводчиком в Главном управлении России по Кавказу, а затем ему дадут воинское звание.
В Тифлисе в учении Мирза Фатали Ахундзаде начинает заниматься
педагогической деятельностью, преподав азербайджанский тюркский и фарси в Тифлисском уездном училище. Он был одним из самых квалифицированных людей своего времени, поэтому его начинают именовать словом Мирза.

Сцена из спектакля М.Ф.Ахундзаде «Гаджи Гара»
Сцена из спектакля М.Ф.Ахундзаде «Гаджи Гара»

Основание Азербайджанского национального театра

Развитие культурно-просветительской программы было целью всей жизни Мирзы Фатали. Комедии Мирзы Фатали Ахундзаде положили начало новой эпохе в азербайджанской тюркской литературе. Критики были неравнодушны его произведениям, поэтому Мирза Фатали в первое время оказался под их шквальным огнем. Его произведения не только смешили, но и заставляли задуматься. Комедия М. Ф. Ахундзаде «Приключения визиря Ленкоранского ханства» положила начало Азербайджанскому национальному театру.

Создатель алфавита

На основе латинского алфавита Мирза Фатали составил свой новый азербайджанский тюркский алфавит. Выучить этот алфавит было нетрудно. Сторонники арабского алфавита выступали против его принятия. М. Ф. Ахундзаде считал, что трудности арабского алфавита мешают народному образованию. Говорят, что однажды Мирза Фатали поздно вернулся с работы. На вопрос о причине он ответил: «Расставлял точки над словами в записях».

Задачи перед народом

М. Ф. Ахундзаде постоянно искал свободы для людей. Этот путь он видел в просвещении своего народа, то есть в образовании. Для этого он поставил перед соотечественниками следующие задачи:

  1. Среди детей и юношей должны быть много образованных людей - интеллигентов;
  2. Граждан, готовых пожертвовать своей жизнью и имуществом во имя народной свободы, нужно учить просвещению;
  3. Чтобы добиться свободы, народ должен объединиться, проявить солидарность и единство;
  4. Как только свобода достигнута, люди должны быть в состоянии защитить и сохранить ее.
Памятник М.Ф. Ахундзаде в Баку
Памятник М.Ф. Ахундзаде в Баку

Кончина и память

Мирза Фатали Ахундзаде скончался и был похоронен в Тифлисе. Имя Мирзы Фатали Ахундзаде было увековечено; в Шеки и Тифлисе были открыты его домашние музеи. В Баку и в Тбилиси сегодня воздвигнут памятник М.Ф. Ахундзаде.

-5
-6