До выборов мэра осталось 10 дней – они пройдут 23 марта. Но выборы эти условные, в действительности они были отменены ещё в 2010 году. Сейчас главу города отбирают в специальном конкурсе, который проходит в три этапа. Сперва кандидаты подают заявку и необходимый пакет документов в конкурсную комиссию, состоящую из представителей от администрации губернатора Пермского края и депутатов Гордумы. Затем презентуют перед комиссией свои программы, а в третьем этапе, который в этом году состоится 23 марта, на пленарном заседании Пермской городской думы за лучшего претендента голосуют депутаты. Сами жители города в выборах своего градоначальника никак не участвуют.
На днях в Перми прошли дебаты кандидатов на должность главы города, организованные командами Bedersons Projects и «Городские проекты в Перми». В них приняли участие 7 выдвиженцев из 13 заявленных на пост градоначальника: градозащитник Денис Галицкий, депутат от ЛДПР Александр Григоренко, лидер пермского бегового движения Александра Гуляева, политолог Виталий Ковин, региональный руководитель «Городских проектов» Александр Синявский, депутат от КПРФ Геннадий Сторожев и координатор пермского штаба Навального Сергей Ухов.
Есть ещё кандидаты – Андрей Золотарев, Дмитрий Дмитренко, Евгений Рожков, Галина Широкова, Эдуард Хайруллин и Алексей Дёмкин. Но мы, как и большинство потенциальных избирателей, с их программами не знакомы.
Поэтому предлагаем вам тезисы из выступлений и программ выдвиженцев на пост главы Перми — участников дебатов:
Александр Синявский:
«Комфортная городская среда, которую презентовал 5 лет назад Дмитрий Иванович (Самойлов) не состоялась. Я хочу сказать, что те программы, которые кандидаты презентуют… нам нужно добиваться того, чтобы они реализовывались. Наша команда «Городских проектов» знает, что такое комфортная городская среда. И не только это. Мы хотим, чтобы была обязательная экологическая направленность города. Необходим круглосуточный мониторинг воздуха и воды в реках. И эти данные должны отправляться в онлайн. Люди должны знать, в какой городской среде они живут. Помимо этого, необходима транспортная реформа. И это не только общественный транспорт, но и пешеходная доступность. Необходима реформа в сфере ЖКХ, но самая главная реформа, которая требуется – вернуть в Пермь выборы мэра. Каждый из нас должен иметь право проголосовать за того кандидата, кого он считает достойным».
Сергей Ухов:
«Как мы вообще можем оценивать работу администрации Перми, если у нас нет понятных и публичных критериев? Понятно, что нужно оценивать по департаментам, и несмотря на то, что департаменты, конечно, отчитываются и что-то делают, для общества не представлены критерии, по которым мы можем оценивать их работу… Но мы можем сделать это по некоторым данным. Например, департамент дорог – из 36 запланированных объектов реализовано всего 20 за 2019 год, также нужно смотреть на процент исполнения – 55,6%. Управление капитального строительства – 36 запланировано и только 20 закончили, 33,3% исполнения работы. То есть у нас большая катастрофа с исполнением, а это всё – детские сады, школы, поликлиники и дороги, по которым мы ходим. Казалось бы – даже деньги в бюджете есть. За последние годы Пермь превысила свой бюджет практически в два раза по краевым дотациям. Но мы их не исполняем… И второе – вот есть критерии, мы видим, что некоторые департаменты работают плохо. Почему нет разбора – из-за чего происходит такая катастрофа? Почему ничего не строится? Мы не видели ни публичного отчёта, ни публичного разбора. И вот этого не должно быть.
При мне все публичные слушания не будут формальностью, будет обсуждаться бюджет, который сейчас тратится на освещения деятельности администрации – это примерно 60 млн рублей».
Виталий Ковин:
«Думаю, многие знают, что я специально не сдал один из документов в конкурсную комиссию. Это было сделано осознанно, потому что это напрямую вытекает из политического пункта моей программы о том, что необходимо вернуть прямые выборы главы города Перми. Пока этого не будет сделано – все программы развития, о которых могут говорить присутствующие здесь кандидаты и даже тот кандидат, который реально станет главой города, – по большому счёту не имеют никакого значения. Как не имела никакого значения программа, с которой выступал Самойлов. Почему? Потому что глава такого мегаполиса в моем представлении – это, конечно, никакой не хозяйственник, а политик. Главная задача которого – найти баланс интересов между представителями разных социальных групп, которых очень много. Но денег всегда не хватает, поэтому задача главы города – найти оптимальное соотношение между потребностями и имеющимися ресурсами. Понятно, что баланс интересов может быть разный, главное – оценить удовлетворенность граждан, которая измеряется одним единственным способом: если люди не удовлетворены тем балансом интересов, который был предложен мэром, то они его, как правило, переизбирают. Когда мы имеем конкурс, который есть сейчас, фактически выстраивается баланс между теми, кто формирует состав комиссии – региональная администрация и лидирующие депутатские группировки, которые контролируют Гордуму».
Александр Григоренко:
«Как горожанина меня волнует всё, что происходит с нашим городом. Последние 3 года администрация Перми проводит ряд непопулярных, а главное неэффективных реформ. Транспортная реформа, реформа НТО, реформа парковок. И все эти реформы вызывают недовольство населения. Последней каплей лично для меня стало решение пермской Гордумы разрешить строительство гостиницы в Черняевском лесу. Причём сделано это было вопреки мнению жителей города Перми, которые дважды на публичных слушаниях выступили против. Именно поэтому я участвую в конкурсе и моя программа «Город для людей» направлена на то, чтобы заставить власть учитывать мнение жителей Перми. Что я предлагаю? Я предлагаю изменить механизм публичных слушаний, чтобы решения публичных слушаний учитывались властью напрямую. Предлагаю создать в каждом районе, а также при каждом органе власти общественный совет. На уровне города нужно создать общественную палату, в которую будут входить реальные общественники, а не только лояльные власти. Предлагаю поменять схему выборов в пермскую Гордуму – 30 депутатов по спискам и 30 по одноэтапным округам. В каждом избирательном округе необходимо создать соседские центры, где жители смогут встречаться, общаться и взаимодействовать с властью. И в завершение: я предлагаю вернуть прямые выборы мэра, потому что благодаря этой схеме население сможет напрямую влиять на исполнительную власть».
Денис Галицкий:
«Вы знаете, я решил особо ничего не предлагать, сейчас поясню почему. Проблема вот в чём: город – это очень сложный механизм. Это такой шагающий экскаватор. Вы уверены, что он слушается руля? Вот я уже два десятилетия как минимум хожу вокруг администрации кругами по разным поводам, и я вам скажу, с моей точки зрения, он не слушается руля. Поэтому говорить сейчас, что сделаем транспортную реформу так-то или так-то – достаточно бессмысленно, потому что уверен ли исполнитель власти, что экскаватор шагнёт в нужную сторону? Даже если есть первое лицо, которое будет сидеть где-то, и оно решит сделать именно так... Что делать? На самом деле стандартное решение таких ситуаций есть. Все промышленные предприятия сталкиваются с ровно таким же вызовом – нужно сделать так, чтобы потребители были довольны. Есть стандартные совершенно решения, как добиться того, чтобы этот механизм работал. И для нас это крайне важно на данный момент, важнее, чем говорить о том, что мы будем делать. Важно понять, что мы сможем это сделать. Система управления качеством – она позволяет добиться того, чтобы потребитель был доволен результатом. Руль крутанул в одну сторону и он туда зашагает. Поэтому я ничего нового не хочу предлагать… есть отработанные методы, их нужно просто применить. Хотя бы внедрить некоторые элементы. И за 2 года, я вас уверяю вас, вы не узнаете, как работает городская администрация. Вот все эти публичные слушания, обратная связь и т. д. – всё это там (в «системе управления качеством») уже заложено. Ещё одна причина, по которой я считаю, что кандидат на должность мэра не должен рассказывать о каких-то городских проектах. Меня не один раз спрашивали – что ты будешь предлагать? А я не хочу ничего предлагать, потому что иначе вы превращаете город в игрушку для мэра. Игрушек не должно быть, первое лицо не должно предлагать какие-то проекты, фактически они должны рождаться в Гордуме и среди общественности. А мэр должен исполнять. Он должен следить, чтобы этот шагающий экскаватор шёл в нужную сторону».
Александра Гуляева:
«В 2017 году команда «Первого пермского бегового» придумала «Пермский марафон», у него был слоган «Пермский марафон – возможность для каждого». Такой возможностью он действительно стал спустя несколько лет. И пройдя этот путь от забега в парке на 500 человек до больших спортивных проектов, в которых участвует более 9 000 человек ежегодно, мы можем предложить 5 условий для создания больших изменений. Условие №1 – амбиция. У каждого из нас, а тем более у города, должна появиться амбиция, которая выходит за пределы имеющегося здесь горизонта. Моя, например, личная амбиция, заключается в том, чтобы каждый пермяк занимался спортом. Наша с вами общая городская амбиция должна сформироваться в результате диалога, общественного обсуждения или договора и обязательно политического документа, который должен появиться по его результатам. Второе – это люди и процессы. Каждый новый глава и губернатор меняет команду. Мы называем его суперменом и обязательно в него верим. Но что-то происходит не так, мы не видим изменений. А всё потому что мы занимаемся людьми, а не занимаемся процессами. Мы не понимаем, что происходит не так, и приходим к тем же самым результатам. Поэтому нужно работать с процессами. Третье – скорость. Глава города должен с такой скоростью внедрять изменения в свою программу, чтобы люди в процессе осуществления его полномочий уже увидели результаты. Гибкость – это то, чего сейчас очень не хватает в системе государственного и муниципального управления. Система очень костная, не хватает новшеств и инноваций, не хватает той самой гибкости. Собственно говоря, гибкость нужна нам, потому что именно в этих условиях мы живём – в бюджете всегда ноль зачеркнут. Отношение и отношения. Во-первых, отношение самого главы города. Он должен относиться ответственно к исполнению своих полномочий, он должен взять ответственность за соблюдение интересов всех жителей Перми. Он должен нести ответственность перед своими избирателями, он должен нести ответственность за результаты принятых им решений. Он не может просто встать и выйти на такую должность, он должен объясниться с людьми, предъявить результаты своей деятельности и получить объективную обратную связь. И такому отношению к своему труду и делу он сформирует правильное отношение к нему со стороны жителей. Я вижу задачей главы города делать пермяков адвокатами бренда Перми, чтобы мы с вами не обсуждали в очередной раз, почему нам нужно уехать из города. И кто за то, чтобы город стал лучше? Чище, хватало мест в детских садах и прочее. Конечно же все поднимут руку, любой чиновник администрации Перми сделает то же самое, но ребят, если мы будем делать всё то же самое, что делали до этого, то и результат будет тем же. И я верю, что в результате реализации моей программы, Пермь станет возможностью для каждого.
Геннадий Сторожев:
«Предложения всех, кто выступил до меня – они хорошие, конкретные, но у них есть один недостаток. Они не учитывают вопроса собственности. А кому принадлежит сегодня городское хозяйство, о котором речь идёт? Оно не городу и муниципалитету принадлежит, оно не мэру принадлежит. Примеры приведу. Водоканал «Новогор-Прикамье» принадлежит Вексельбергу. Тепло и горячая вода, без которых не может прожить человек производится и вырабатывается компанией опять же Вексельберга. Транспорт общественный кому принадлежит? Владельцам автобусов, это вообще дичь, по-моему. Тем не менее, мы так работаем и удивляемся, почему у нас столько проблем. В этом отношении администрация предприняла наконец-то шаги какие-то. Я очень поддерживаю создание муниципального автобусного парка, чтобы выплаты производились перевозчикам и те ездили туда, куда людям надо, а не туда, где им удобно ездить. Совершенно недопустимо, когда департамент благоустройства не может закончить те или иные работы – возьмите набережную или эспланаду нашу. Не по одному разу меняются подрядчики, потому что нет собственных специализированных муниципальных организаций. Нужно обязательно решить вопрос собственности на муниципальные объекты городского хозяйства – это первый вопрос. И второй вопрос – выборы мэра должны быть общественными, общими, всенародными, только тогда у него будут свободные руки, только тогда он не будет оглядываться на депутатов, которым и слова не надо было давать, только тогда появится возможность практически решить наши задачи, а не тогда, когда внедрим систему качества. И она не будет работать, потому что наше в основном городское хозяйство находится в частных руках».
Автор: Андрей Стрельцов.
Фото: Анастасия Яковлева, интернет-журнал «Звезда».
#Пермь #Мнение #Политика #Общество #Инициатива #ГлаваГорода #Выборы #Дебаты