Волею случая оказалась на новом месте работы. Недели две на собраниях от собственника только и было слышно много ругательств в сторону одного из наших производств. Располагалось предприятие глубоко в рязанской области. Негатив исходил настолько сильный, что, предполагая выпуск нового продукта учредители стали смотреть вариант размещения изготовления на сторонние площадки. Поскольку за новый проект отвечать должна я, решила прежде всего съездить посмотреть на предприятие. Получив разрешение от учредителей, договорилась с коллегой, и мы выдвинулись рано утром в путь.
Сумерки начали рассеиваться и впереди то слева, то справа над горизонтом в оправе полей или верхушек деревьев, а иногда по силуэтам крыш малоэтажных домов заиграла зарница. Чуть позже совсем осмелев и разгоревшись от бледно-розового и алого в яркий золотистый свет взошло солнце и всю дорогу благосклонно вело нас, маленьких путников к цели.
На это предприятие ехала впервые, потому немного настороженно относилась к дороге, поскольку не раз и не два в этой области попадала в разные неприятности, однако, надо отдать должное, то ли авто мое, классом выше, то ли бюджеты воруют меньше, но дорога, кроме совсем коротких участков – нормальная.
Приехали мы часов через шесть, голодные, но удовлетворенные долгой беседой. Встретили нас чаем и угощением с конфетками и печеньками, мы достали из пакета небольшой перекус, который купили в магазинчике по дороге.
После меня провели с экскурсией по предприятию. Впечатлили размеры. Выяснила мощность, оказалось можно производить все что вздумается и есть еще потенциал. Проблема только в сырье, которого не хватает, а то, что привозят не лучшего качества. Однако и это вопрос техники. Тогда в чем же проблема? Собственник кричал, что нет хозяина… Меня же познакомили с одним директором, который это завод собрал от винтика до гайки, с другим директором, который строит и гоняет персонал по производству и еще с двумя «управляющими», приставленными к заводу как смотрители и решающими оперативные задачи, а также проводящие постоянный аудит чистоты и целевому расходованию средств и запасов.
Итак, меня проводят по цехам, и что я вижу? Поскольку предприятие пищевое – то после «отлива» каждой партии оборудование полностью промывают. Вопросов нет, промывают, но, вот стекает вода из оборудования не всегда в стоки, а некоторые стоки не справляются с отводом, а с некоторых труб стекает вода не сразу в сток, а на расстоянии примерно сантиметров 20, поэтому вокруг брызги. Проходя в коридоре из цеха в цех почему-то сидит какой-то разнорабочий на бочке со скучающим видом и одет не совсем опрятно.
Смотрю, слушаю. Спрашиваю главного технолога, а вот это можем? Отвечает – да, и это и то. То есть, вопрос не к производству, а к аппетитам собственников. Закончила смотреть производство, одна из управляющих повела смотреть склады, и снова все нормально, и ТМЦ лежат в разных камерах, как положено и на замке то, что положено. Условия соблюдаются, сроки корректные, маркировки верные. Возвращались мы через цех, без должного облачения, поскольку, так быстрее, а на улице холодно, а она управляющая…
Вот и выясняется, что проблема вся в людях. Рассказывают, что вредят. Иногда специально грязной ложкой перемешивают, что потом лаборатория всю партию снимает. Недавно пьяный мастер пришел, так он запустил мойку раньше времени, внутри еще была продукция, тоже пришлось спустить в канализацию. То наклейку на групповую партию не ту выпустят, песка на дебаркадер не посыпят и фура буксует, то еще что-то… Не ценят, что предприятие есть и работу дают. Мда… покачала я головой. Что тут скажешь.
Мне ночевать в поселке негде, потому отправилась в гостиницу в районный центр. Впечатлило, что помимо гостиницы на этаж ниже есть еще и кафе, в котором оказался богатый выбор горячего. Сделала заказ, а пока он готовился - заселилась в номер. Выбрала номер с удобствами. В кафе уже приятно пахло подогретым пловом. Сервировали его нарезанным соленым огурчиком, а стоимость оказалась меньше того, что я обычно оставляю официантам. Да, посуда простая, может быть местами даже не до конца отмытая, но тепло взгляда пожилой женщины повара напомнило мне бабушку и мысли о посуде отошли на задний план.
В номере посидела, поговорила по телефону и решила прилечь… и провалилась с грохотом на пол. Да, я, конечно, не худенькая барышня, однако точно не толще среднестатистического дальнобойщика, на которых, очевидно, рассчитана кровать. Да и прежде не случалось такого ни разу… ни в гостиницах, ни в домах. Полезла разбираться… Выяснила, что ламелии выскочили из насадок, которые в свою очередь вставляют в пазы каркаса кровати, а выскочили, потому что не прибиты. То, что они должны быть прибиты показывали специальные отверстия на насадке. Видимо, когда сидела сместила их, а решив прилечь окончательно сбила. Восстановила исконное положение, но ложиться на неё уже не хотела, потому перенесла вещи на другую кровать.
Следующим приключением было желание принять душ, провозившись долго с кранами, поняла, что не понимаю, как включается вода, и капитулировала, снова одевшись, обратилась к коменданту. Она показала. Хотя, куда проще, было бы повесить инструкцию… Ну и в конце концов, приняв душ и осмотревшись поняла, что нет фена… Да и чёрт с ним, пронеслось в моей голове, поскольку в этот день мне уже ничего не хотелось больше, не буду мыть голову. А ведь всё начинается с головы…
На следующий день отправилась снова на завод, примерно километров за десять при повороте на село, где он располагается - увидела двух женщин, а на улице оказалось около тридцати градусов мороза. Остановилась, уточнила на завод ли и предложила подвезти. Пока ехали решила поспрашивать, всё же, на земле-то – оно интереснее. Выяснила, что женщины работают давно, как раз с момента, как завод купил наш учредитель, имени его не помнят, но знают, что он «не русский». Недовольны зарплатой, что, мол, сколько десять лет назад получали, столько и получают до сих пор, а также то, что понабрали директоров, а работать некому. Высадив их, отправилась на парковку, дождалась коллегу и мы поднялись в цеха.
В лаборатории проводили тест продукции, на цвет, на запах, на консистенцию и вкус, всем все понравилось. Смутило только наличие ободка, которое оказалось на прессформе бутылки, позвали инженера – озадачили. Отправились с проверкой в цеха, дотрагивались до стен оборудования, проводили руками по ободкам, полы были чистые, приборы, танки и ванные – чистые. В одном из цехов, где на данный момент не было производства - увидели какого-то разнорабочего без форменной одежды – поругались, выгнали. Однако, если вспомнить вчера – мы тоже прошли быстро без форменного облачения… это ли не пример для остальных? Шли мимо раздевалки, одна из управляющих, которая вчера себе и позволила без облачения пройтись, и туда направилась, вторая сказала, что не пойдет, чтобы никого там не смущать, если кто-то переодевается, а она ответила, что тут все рабочие и ничего страшного… Мне, конечно, подумалось, что это так, но где же уважение?..
Спросила про зарплаты, управляющая мне рассказала, что это неправда, раньше выход на смену стоил 700 рублей день, теперь 1100 рублей, так и интенсивность работы изменилась, теперь половину времени ничего не делают, есть автоматика. Мол, врут все, и специально неправильно говорят.
Всё это на красивом фоне села, огромного кирпичного храма, берега большой реки и чистейшего, слегка сладкого от избытка белого снега воздуха. Смотришь в окно вдоль горизонта и умиротворяешься. До чего же у нас красивая и огромная страна… а хозяина мало.
В общем, мнение учредителя подтвердились только в том, что его ненавидят, местные считают, что не они должны благодарить за работу, а он их, поскольку владеет как бы их заводом… Вот этот «советский союз» до сих пор не выевший из умов сограждан и мешает во всем. Два директора мужчины и русские, две управляющих – женщины и не русские и весь завод разбит на два лагеря, одни что-то пытаются в меру своего понимания делать для процветания собственника, при этом считая и ведя себя как дома, а вторые в меру своей ограниченности и глупой ненависти мелочно пакостят. Одни не могут без других и наоборот… Парадокс. Однако собственник уже принял решение отказываться от местных, начинает привозить рабочих вахтовым методом. Местные же все меньше и меньше имеют возможности где-либо работать, следовательно, от избытка злости и времени – все больше и больше пьют. Оттого загадка, видимо, надо что-то менять в нашем воспитании, раз нас постепенно поглощает более предприимчивая нация.
Почему не забить гвоздями там, где нужно? Дорого? Или «и так сойдет»? Почему можно считать, что ты имеешь право требовать соблюдения тех правил, который вчера же на глазах у всех нарушил? С чего ты решил, что тебе чем-то обязаны только из-за того, что ты родился в какой-то области? И так далее и тому подобное...