Найти в Дзене
Эссе

Эссе: «Новое политическое мышление»

С приходом к власти Михаила Сергеевича Горбачева в Советском Союзе наметились серьезные перемены, которые сильно меняли многие системы внутренней жизни страны. Руководство СССР приняло решение завершить эпоху «застоя» через кардинальное реформирование социально-экономической и политической жизни. Так же резко менялся вектор направления внешней политики. Такой вектор получил название «Новое

С приходом к власти Михаила Сергеевича Горбачева в Советском Союзе наметились серьезные перемены, которые сильно меняли многие системы внутренней жизни страны. Руководство СССР приняло решение завершить эпоху «застоя» через кардинальное реформирование социально-экономической и политической жизни. Так же резко менялся вектор направления внешней политики. Такой вектор получил название «Новое политическое мышление».

Как известно из Новейшей истории, в течение достаточно долгого времени в период с 1946 года до конца 1980-х между двумя блоками государств, ядром одного из которых был СССР , а другого — США , велась «Холодная война». Став Генеральным Секретарем в 1985 году, М.С. Горбачев решил изменить внешнеполитическую концепцию. Новая концепция предполагала взять курс на прекращение холодной войны с Западом, разрядку международной напряженности и отказ от гонки вооружений.

Зачем же было так резко менять многолетний порядок внешнеполитических взаимоотношений. Как известно в России началась «Перестройка». И, по мнению Горбачева, без улучшения отношений СССР с Западными странами трудно было реформировать внутреннюю жизнь государства. Амбициозный политик, Михаил Сергеевич, вступая в должность Генерального Секретаря ЦК КПСС, признает неактуальными и ошибочными традиционные советские догматические схемы, предлагая новое развитие СССР. Так что же включала в себя концепция нового политического мышления? И был ли стратегически оправданным курс политики «нового мышления? Ответить на эти вопросы я постараюсь в данной работе.

Актуальность данного исследования заключается в следующем, курс нового политического мышления Советского Союза сильно разнился с прежнем курсом внешнеполитических взаимоотношений. И для многих стран, тем более стран Европы, новая внешнеполитическая концепция лидера Советского Союза стала большой неожиданностью, так как Советский Союз в глазах многих европейских политических лидеров воспринимался как мировой агрессор. Здесь можно провести параллель с нашими днями. Обострение международных отношений в современном мире требует от России поиска решений проблем, которые смогли обеспечить безопасность страны в наши дни.

Предпосылки политики нового мышления

Как известно из истории России и истории Новейшего времени, во второй половине 40-х годов XX века началось противостояние между двумя противостоящими военно-политическими блоками под названием Холодная война. Она началась после Второй Мировой войны, так и не переходя в фазу глобальных военных столкновений.

Еще до Второй мировой войны мир раскололся на два противодействующих блока, столкнулись между собой две очень разные политические системы – «социалистический лагерь» во главе с Советским Союзом и «капиталистический мир», который возглавляли Соединенные Штаты Америки и страны Западной Европы. Два этих гегемона боролись за мировое господство. Противоборство не перешло, как сказано выше, в глобальное военное столкновение, однако спровоцировало локальные, но не менее трагичные, военные конфликты на территории других стран.

Холодная война началась после выступления премьера-министра Великобритании Уинстона Черчилля в марте 1946 года в Вестминстерском колледже в городе Фултон, известной в истории как Фултонская речь. В своей знаменитой речи политик говорил о том, что Соединенные Штаты «находятся на вершине мировой силы». И противостоят им два главных врага – «война и тирания». Его речь призывала к «особым отношениям» между Соединенными Штатами и Великобританией. Два этих государства политик назвал «великими державами англоговорящего мира». Главным врагом демократии и политических свобод личности он называл Союз Советских Социалистических Республик, который активно проводит политику мировой экспансии и порабощения стран социалистического лагеря.

В 1946-1947 годах, после того как руководство Советского Союза решило разместить на территории Турции свои военные базы, была сформирована доктрина Трумэна, или доктрина сдерживания СССР. Смысл этой политической программы заключался в том, чтобы убрать с СССР лидирующих позиций, которое заняло государство после Второй мировой войны. Именно тогда Соединенные Штаты начали активно вмешиваться во внутренние дела более слабых стран, под предлогом оказания военной помощи. Нужно было это для того, чтобы разместить на территории этих стран военные базы, обращенные против Союза Советских Социалистических Республик. Именно в этих целях был создан Североатлантический договор, или НАТО.

Следующим этапом Холодной войны стал «план Маршалла», по которому Америка предоставляла экономическую помощь для восстановления послевоенной экономики, но только тем странам, в которых не будет коммунистического режима. Страны, входящие в социалистический лагерь, в ответ на это объединились в военный союз, под названием Организация Варшавского Договора. Мир поделился на два огромных противостоящих лагеря – страны, в которых был коммунистический режим, во главе с Советским Союзом и страны, с капиталистическим режимом, возглавляемые Соединенными Штатами.

В качестве яркого примера раскола мира выступает такое государство, как Германия, разделенное на две части. После поражения во Второй Мировой войне страны победительницы установили там оккупационный режим. Германия была лишена своей государственности. Вначале территорию данной страны разделили на четыре части, три из них (западные) контролировали следующие страны – Соединенные Штаты Америки, Великобритания и Франция. Четвертая зона, так называемая восточная, находилась под контролем Советского Союза. Но самое уникальное то, что граница этой дележки находилась в самой столице – Берлине. Таким образом, в одной стране, даже в одном городе существовало два совершенно разных государства, со своими политической, экономической и социальными системами. Раскол Германии – это, несомненно, один из самых трагических символов противостояния мира тех лет.

После создания НАТО и Организации Варшавского Договора начинается гонка вооружений. И главным в этой гонке становится производство оружия массового поражения - атомная бомба. С развитием технологий с 1960-х годов борьба приобретает немного другое качество. А именно, две сверхдержавы начинают делить космос. И в данной борьбе лидером на некоторое время становится Союз Советских Социалистических Республик, после легендарного полета Юрия Гагарина в космос 12 апреля 1961 года. В ответ на это Соединенные Штаты начинают свою космическую программу, связанную с освоением Луны.

Дальше следует попытка Штатов свергнуть кубинского лидера Фиделя Кастро, который ввел в Кубе коммунистический режим, Берлинский кризис, в итоге которого была воздвигнута Берлинская стена, о которой упоминалось выше, Карибский кризис, в результате размещения на Кубе военных частей и ядерного оружия. Все эти внешнеполитические кризисы привели к тому, что лидеры двух стран, а именно Джон Кеннеди (Соединенных Штаты Америки) и Никита Сергеевич Хрущев (Союз Советских Социалистических Республик) в 1963 году заключили договор о запрете испытания ядерного оружия на земле, в воде и в воздухе. Здесь мы можем видеть одни из первых предпосылок политики «нового мышления», в которых две противостоящих стороны решают проблемы не с помощью агрессии и войн, а дипломатическим путем.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев тоже понимал угрозу гонки вооружений и предпринимал попытки сдерживания этой гонки. В мае 1972 года в Москве между Л.И. Брежневым и американским президентом Ричардом Никсоном был подписан первый в истории договор об ограничении стратегических наступательных вооружений и еще одни документ – Основы взаимоотношений между СССР и США. Во втором документе было сформулировано 12 принципов, которые должны были урегулировать отношения между этими двумя странами. Базовым принципом провозглашался принцип мирного сосуществования, а если и были какие-то различия в идеологии, то эти различия не должны были мешать нормальным отношениям. Так же стороны обязывались избегать конфронтации и пытаться избежать ядерной войны.

Но до «нового политического мышления» еще далеко, а этот период внешнеполитических отношений между двумя блоками в истории принято называть таким понятием, как «разрядка». Но, можно сделать следующий вывод о том, что задатки политики мирного урегулирования, или «нового политического мышления», были заложены уже тогда.

Но, на мой взгляд, в то время мировые лидеры были далеки еще от того понимания мироустройства, которое было уже у мировых лидеров, в середине 1980-х годов. Поэтому «разрядка» продолжалась сравнительно недолго. А агрессивные действия сторон по отношению друг к другу привели к затяжной войне в Афганистане. Напряжение в мире нарастало и неизвестно к чему бы это привело, если бы на политической арене мира не появился человек, который кардинально изменил внешнеполитический курс Советского Союза, посмотрев на мировые проблемы другим взглядом, под другим углом, совершенно поменяв стратегию, перейдя от противостояния к мирному урегулированию вопросов войны и мира. Идеи М.С. Горбачева носили революционный характер и шли в разрез с устоявшимся основами внешнеполитического курса Союза Советских Социалистических Республик.

Сущность политики нового мышления

К началу 1980-х годов стало понятно, что Советский Союз не выдерживает этой гонки вооружения. Советы начинают сильно отставать от европейских стран не только в военном плане, но и по уровню жизни обычного населения. При этом огромные суммы денег тратились на вооружение и армию, обделяя при этом гражданский сектор.

Несколько слов стоит сказать о политической системе в СССР, которая существенно замедляла развитие страны. Годы «застоя» не прошли незамеченными. Антидемократический режим и геронтократия аппарата власти дала свои результаты. Политическая элита советского государства постепенно деградировала. Также в эти годы мы можем наблюдать экономический спад. И правительство, которое больше думало о том, как бы усидеть в своем кресле, не могло решить накопившихся проблем. Начал стремительно падать уровень жизни обычного населения. Выше упомянутая война в Афганистане и экономические санкции также требовали больших финансовых затрат, которые довольно больно били по экономике в целом. Данные процессы приобретали необратимый характер и превращали Советский Союз в очень слабое государство и на мировой арене и во внутренней политике. В стране усиливалось социальное расслоение, постепенно назревал большой системный кризис, который затем выльется в очень тяжелые 90-е годы.

Во внешней политике экономический кризис влиял и на отношения с партнерами по ОВД. Многие обязательства Советский Союз уже был не в состоянии выполнить. У СССР не было достаточного количества ресурсов, чтобы чем-то помогать своим политическим партнерам. В результате многие из прежних союзников Советов начали смотреть в сторону Запада и Соединенных Штатов.

В 1985 году, после смерти Генерального секретаря ЦК КПСС Константина Устиновича Черненко, СССР возглавил Михаил Сергеевич Горбачев, которому к тому моменту было всего 54 года. Новый глава государства энергично взялся за переустройство Советского Союза. Он заявил о том, что в стране начинается перестройка.

Что же вкладывал в понятие «перестройка» М.С. Горбачев? Это период реформ в государстве, не только в политической сфере, но и в экономической, социальной и внешнеполитической. Таким образом, можно сказать, что перестройка охватывала все системы государственного устройства страны. Также Горбачев указывал на то, что будет проводить омоложение кадров в политической системе страны.

В апреле 1985 года Горбачев впервые использовал термин «ускорение экономического развития». Решено было проводить административные реформы, модернизацию промышленности и в конце было решено переходить к перестройке, которая должна было проходить в несколько этапов. Вначале была провозглашена гласность, были оправданы жертвы репрессий, советский народ смог прочитать произведения Солженицына и других запрещенных авторов, которых прозвали диссидентами. Также были разрешены к показу многие фильмы, которые ранее были под запретом, например, гениальный фильм, снятый по повести Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачее сердце». И случилось то, что раньше нельзя было себе представить, власть позволила себя критиковать и в ответ на жесткую критику, не проводила репрессивных мер, как было до этого.

Началась и перестройка и во внешней политике. Новая доктрина получила название «новое политическое мышление». Горбачев, на мой взгляд, правильно понимал, что без улучшения отношений СССР с Западом нельзя провести изменения внутри страны. В мире произошли перемены и эти перемены требовали какого-то иного подхода, иного взгляда на вещи, касаемо внешней политики.

Теперь Советский Союз выступал в новой роли – миротворца, который предпринимал активные действия по преодолению конфликтов и укреплению мировой стабильности. Советское руководство считало, что вооруженные силы нужно сократить до такого уровня, чтобы у стороны оставались средства только лишь для обороны и недостаточно для нападения. Также активно велись переговоры о сокращении запасов химического оружия.

В 1989 – 1991 годах Союз свертывал военное присутствие в различных регионах мира, а 15 февраля 1989 года руководители СССР заявили о полном выводе своих войск из Афганистана. Важное место в политике «нового мышления» руководство Советского Союза отводило Организации Объединенных Наций. Организацию М.С. Горбачев рассматривал как пособника в урегулировании международных конфликтов.

Доктрина «нового мышления», на мой взгляд, давала шанс для изменения международных отношений на основе мира, свободы и справедливости.

Пытаясь оценить реформы Горбачева в стране, так называемую перестройку, аналитики уже много лет так и не могут прийти к единому выводу. Кто-то считает, что он дал свободу стране, возможность жить по лекалам западной демократии, кто-то обвиняет его в распаде Советского Союза. Но я не буду рассуждать об этом в данной работе, поскольку цель другая.

Внешнеполитический курс Горбачева в те годы, на мой взгляд, был правильный. Именно он закончил противостояние, которое могло бы привести к более страшным последствиям, чем Вторая мировая война, учитывая, что противоборствующие стороны были ядерными державами.

Именно Горбачев понял, что только мирным способом можно было решить накопившиеся проблемы в отношениях с другими странами. Ведь не зря Михаил Сергеевич Горбачев получил Нобелевскую премию именно как политик, покончивший с опасным противостоянием. И не смотря на то, что многие реформы были не достаточно хорошо продуманны, в чём его справедливо обвиняют, я считаю, что поскольку Холодная война могла привести к страшным разрушениям и неисчислимым жертвам, стратегический курс политики «нового мышления» Горбачева был оправдан.

Источники

1. Милов Л.В. История России: XX – начала XXI века. – М.: Эксмо, 2009. – 958 с.

2. Под ред. Чумакова Г.В. Новейшая история России: 1990 – 2008 гг. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Петрозаводск: Издательство КГПА, 2010. – 208 с.

3. Тарасова Н.С. Смена типа экономического мышления в условиях трансформации процесса конца 1980-х – начала 1990-х годов в СССР. //Учетные записки Петрозаводского государственного университета. 2016. №3. URL : https ://cyberleninka .ru /article /n /smena -tipa -ekonomicheskogo -myshleniya -v -usloviyah -transformatsionnyh -protsessov -kontsa -1980-h -nachala -1990-h -godov -v -sssr /viewer .

4. Сидорова Н.П. Внешняя политика России: от «нового мышления» до многоверкторности. //Вестник РУДН. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnyaya-politika-rossii-ot-novogo-myshleniya-do-mnogovektornosti/viewer.

5. Мухаметов Р.С. Внешнеполитические концепции СССР: от пролетарского интернационализма до нового мышления. //Вестник Челябинского государственного университета. 2012. №33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnepoliticheskie-kontseptsii-sssr-ot-proletarskogo-internatsionalizma-do-novogo-myshleniya/viewer .

6. Барсенков А.С. «Новое мышление во внешней политике СССР (1985 – 1991). //Вестник Московского университета. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novoe-myshlenie-vo-vneshney-politike-sssr-1985-1991/viewer .

7. Полынов М.Ф. «Новое политическое мышление»: возникновение и основные идеи: [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novoe-politicheskoe-myshlenie-vozniknovenie-i-osnovnye-idei/viewer .

8. Полынов М.Ф. М.С. Горбачев и новое политическое мышление: истоки, основные идеи, результаты: [Электронный ресурс]. URL: https://yaaspirant.ru/spisok-literatury/kak-v-spiske-literatury-oformlyat-internet-istochniki .

9. Небольшая библиотека: [Электронный ресурс]. URL : https ://www .sociodinamika .com /lib /churchill _fulton .html .