Мне не нравится выражение «гулящая жена». Припечатать штампованной фразой можно кого угодно. Да и коннотация этого оборота вовсе не подходит к фильму. А вот название рассказа Павла Нилина, по которому был снят фильм — «Дурь» — очень подходит. И название «Единственная» — тоже.
О чем фильм
Главный герой, Коля Касаткин, приходит домой после службы в армии. Он очень любит свою жену и не прислушивается к разговорам о ее неверности. Жизнь для него только начинается. Но жена в силу странных причин (дурь?) снова ему изменяет.
Главный герой уходит от нее и создает новую семью.
Но в какой-то момент Коля понимает, что все это не имеет смысла, поскольку его единственная любовь — это оставленная им женщина. И трагедия в том, что и он для той женщины остается единственной любовью, несмотря ни на что.
То есть, трагедия и безвыходная ситуация. И для его новой семьи, где ничего не ладится, тоже.
В чем проблемы героев
Проблема героев в том, что они такие, какие есть. Проблема Коли (персонаж Валерия Золотухина) в том, что он любит свою жену, которая, конечно, вовсе не гулящая, а добрая сверх всякой меры. И доброта ее, смешиваясь с жалостью, перевешивает и здравый смысл, и чувство реальности, и ее верность.
В ее собственном представлении преданность ничего не значит на фоне ее любви, поскольку это чувство сильнее и верности, и доброты.
Проблема Тани (персонаж Прокловой) в том, что у нее любящий, но обычный муж. К ее счастью и одновременно к ее несчастью, другого у нее и не могло быть. Других вообще не бывает. То есть, фильм, который в свое время вызвал огромные споры, имеет в своей основе неразрешимый конфликт.
А поступили главные герои именно так, потому что иначе действовать они не могли.
Другой вопрос, что в обыденной жизни все то же самое происходит зачастую вовсе без всякой любви, без доброты, а просто так, походя, по приколу.
Отсюда и популярность фильма, потому что все как в жизни.
Блестящие актеры
Актеры в фильме подобраны очень умело. Даже исполнители ролей второго плана восхитительны. Вячеслав Невинный, Лариса Малеванная, другие артисты. Да и Владимир Высоцкий в картине неожиданно не брутальный работник МУРа, а непризнанный и капризный служитель мельпомены, руководитель кружка художественной самодеятельности.
Такой же несчастный, как и герои Золотухина и Прокловой.
На роль Тани пробовались Людмила Гладунко и Наталья Богунова, но выбор режиссера объясним. Именно Проклова излучает ощущение исключительности. На мой взгляд, она и в самом деле единственная. Актриса получила за эту работу второй приз «За лучшую женскую роль» на IX ВКФ в городе Фрунзе и приз «За лучшее исполнение женской роли» на XV МКФ в Панаме.
А напоследок мой вопрос: почему Высоцкий спел именно эти две песни, кто их выбирал для фильма?