Вера Мухина в начале 1920-х года трудилась как художник-модельер. А для души занималась скульптурой на огороде. Тем не менее ее работа «Крестьянка» в 1927 году заняла первое место на художественной выставке в честь 10-летия Октябрьской революции. Вере досталась большая по тем временам премия – 1000 рублей. Но главное, о женщине-скульпторе заговорили не только в СССР, но и в Европе.
В 1936 году началась подготовка к Всемирной выставке в Париже. Павильон СССР должен был располагаться рядом с павильоном Германии и, по замыслу Сталина, должен выглядеть выше его, чтобы все понимали, что будущее за советским строем. Автор проекта Борис Иофан предложил увенчать здание большой скульптурой, изображающей юношу и девушку. Среди монументалистов объявили конкурс, который выиграла Вера Мухина.
24-метровую скульптуру создавали из стальных листов методом электросварки. Работы велись на территории завода машиностроения, где на Веру тут же написали донос.
Догадаетесь, за что? Ответ узнаете позже!
Скульптура имела огромный успех у зрителей, в Париже даже проходил сбор подписей, чтобы оставить ее во Франции, но в Кремле на это не согласились. Композицию перевезли в СССР и в 1939 году установили перед входом на ВДНХ. Она стала символом победившего социализма: молодые, сильные, красивые мужчина и женщина гордо вздымают молот и серп – мы всё можем, мы победим!
За эту работу Мухина получила орден Трудового Красного Знамени и свою первую Сталинскую премию.
Ответ: кто-то посчитал, что Мухина готовит политическую провокацию – в складках юбки колхозницы просматривается профиль Льва Троцкого. Сталин лично приезжал на завод и осматривал скульптуру, но своего идейного противника не разглядел.