Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Гениальный символ победоносного социализма

Вера Мухина в начале 1920-х года трудилась как художник-модельер. А для души занималась скульпту­рой на огороде. Тем не менее ее работа «Крестьянка» в 1927 году заняла пер­вое место на художественной выставке в честь 10-летия Октябрьской револю­ции. Вере досталась большая по тем временам премия – 1000 рублей. Но главное, о женщине-скульпторе заго­ворили не только в СССР, но и в Европе.

В 1936 году на­чалась подготовка к Всемирной выстав­ке в Париже. Павильон СССР должен был располагаться рядом с павильоном Германии и, по замыслу Сталина, должен вы­глядеть выше его, чтобы все понимали, что будущее за советским строем. Ав­тор проекта Борис Иофан предложил увенчать здание большой скульптурой, изображающей юношу и девушку. Сре­ди монументалистов объявили конкурс, который выиграла Вера Мухина.

24-метровую скульптуру создавали из стальных листов методом электросварки. Работы велись на территории завода машиностроения, где на Веру тут же написали донос.

Догадаетесь, за что? Ответ узнаете позже!

Скульптура имела огромный успех у зрителей, в Пари­же даже проходил сбор подписей, чтобы оставить ее во Франции, но в Кремле на это не согласились. Компо­зицию перевезли в СССР и в 1939 году установили перед входом на ВДНХ. Она стала символом победившего социализма: молодые, сильные, красивые мужчина и женщина гордо вздымают молот и серп – мы всё можем, мы победим!

За эту работу Мухина получила орден Трудового Красного Знамени и свою первую Сталинскую премию.

Ответ: кто-то посчитал, что Мухина готовит полити­ческую провокацию – в складках юбки колхозницы просматривается профиль Льва Троцкого. Сталин лично приезжал на завод и осматривал скульптуру, но своего идейного противни­ка не разглядел.