Найти тему
Учитель гармонии

Должны ли дети музыкантов тщательно обучаться музыке?

Оглавление
У театра им. Вахтангова. Наш регулярный пеший маршрут из школы в любимую ДМШ
У театра им. Вахтангова. Наш регулярный пеший маршрут из школы в любимую ДМШ

Сегодня на повестке дня - следующее сочетание: работающая мама-музыкант и её дети, которые достигли-таки боеспособного школьного возраста, подлежащие предварительной профориентации.

Вопрос, на первый взгляд, элементарно прост: учить ли наследников музыке всерьёз? Далее, в качестве следствия из предыдущего: если учить, то как это сочетать с собственной адекватной реализацией в деле? И, наконец, есть ли в данной проблеме место обязательствам? Где решение?

В наличии эмоциональный комментарий подписчицы (с консерваторским образованием!), выдержанный в весьма полемическом тоне. Привожу фрагмент.
Да, Ольга, тронуло. По поводу "уровня высот" - так и вовсе потрясло... На всякий случай, детей в семье четверо. Не 11 - 9  - 6, а всего четверо.
Да, Ольга, тронуло. По поводу "уровня высот" - так и вовсе потрясло... На всякий случай, детей в семье четверо. Не 11 - 9 - 6, а всего четверо.

Комментарий хлёсткий, дерзкий, необычный. С полной версией можно, при желании, ознакомиться под постом от 20 февраля - тем самым, что "Об одержимости..."

Итак, предлагаю старательно всколыхнуть возможные "подводные камни" в теме музыкального образования музыкантских детей. Шире - поднять вопрос о целесообразности династических проектов в сфере искусства.

"Погружаться" в нашу профессию - можно. Это, соглашусь, наиболее привычный и плодотворный путь к результатам в искусстве - в частности, в академическом. Это выбор интровертов, это великая концентрация сил моральных и физических. И нет, такой путь НЕ ЕДИНСТВЕННЫЙ.

Альтернативу ему... лично я прочувствовала постепенно, изучая новые грани материнства с каждой его "серией". Так вот, можно вдохновенно работать в творчестве, черпая неуёмную энергию в общении с собственными детьми - подрастающими, грудными, разными. Можно стать круче и выше в профессии, прокачав своё нутро в материнстве. Можно невероятно расширить личные горизонты, избавиться от мелочно-ленивых настроений - и на новом уровне осознать, к чему вообще вся эта музыкантская деятельность, - по мере "семейственного" взросления. Можно. Безусловно, подойдёт не всем.

Женщина-музыкант, обременённая детьми (предположим, что многими...), - не станет от того менее перспективным музыкантом, если ей равно дороги и специальность, и семейные ценности. Сильнее, гибче, оригинальнее - да, станет. Пусть уполовинится то время, что в её прежней реальности было доступно для профессии. При этом, возрастёт интенсивность, проявится принципиально новый КПД, придёт свежая мотивация. В общем, я верю в людей искусства, совершающих качественные скачки в делах - по мере вживания в родительство.

-3

Итак, дети в музыкантской семье рождены. Что с ними делать... годам к шести: привычному искусству - УЧИТЬ ИЛИ НЕ УЧИТЬ?

Рассуждаю в своём любимом ключе - "от противного".

"Нет, не учить, хватит с меня", -

расхожее "бунтарское" настроение в тёплой компании моих училищных коллег-сверстников. Распространено повсеместно - среди родителей-музыкантов самого разного уровня.

Действительно, сколько "валентностей" высвобождается для прочих поисков и проектов, если принципиально не учить и даже не пробовать! Просто нет - и всё. Жизнь прекрасна и удивительна; можно рассуждать о загубленном детстве иных товарищей и о том, как для своего дитятки ничего подобного не допустить.

Далее, ведь это и есть, по сути, разумная экономия времени и сил. На грани цинизма, конечно, но в логике не откажешь. К тому же, родителю работать надо, а не по детским занятиям ошиваться.

Эгоистический выбор? Трудно сказать. В любом случае, за беспечным посылом вроде "Ещё не хватало!"... стоит выстраданное решение - НАВСЕГДА ОТКАЗАТЬ сыну/дочери в этой профессии. Причастные к музыкантству - знают: после семи-восьми УЖЕ ПОЗДНО. Не включившись вовремя, в дальнейшем пробовать бесполезно. Решение - сродни отчислению/увольнению по собственному желанию. Кто захочет, тот облегчённо вздохнёт. Хорошую мину при плохой игре никто не отменял. Музыкантство, если в целом, не такое уж и денежное направление.

Вот эдакий вариант - не дать своим детям шанса. Мне - печально. И потому мой выбор другой:

Пробовать!

Уважаемые подписчики и все те, с кем знакомы "вживую"! Дорогие читатели, не равнодушные к судьбам юных ДМШовцев!

Считайте, что я делаю официальное заявление, отражающее моё видение счастливого детства. Пришло время. Мысль провожу через своих наследников, но распространить стремлюсь шире.

Я не принуждаю своих школьников к продолжению музыкантской династии, не настаиваю на данном круге специальностей, а всего лишь резервирую для детей возможность реализоваться в искусстве звуков. Могу активно и компетентно помогать, мотивировать, способствовать.

Если, в конечном итоге, не выберут музыку - буду разочарована, но наступлю на горло собственной песне и поддержу их варианты сценария. Но НЕ ДАТЬ потомкам качественного музыкального образования на уровне школы - НЕ ИМЕЮ МОРАЛЬНОГО ПРАВА.

За возможность готова всерьёз расплатиться усилиями, личным временем и прочими проявлениями пресловутого ресурса. В своей иерархии ценностей я ставлю эту возможность выше базового понятия о комфорте.

Мерилом детского счастья привыкла считать не лёгкость и беззаботность, а осмысленное существование с прицелом на будущее.

Талантливы ли мои старшие дети, кои уже замечены на "предпрофе" в одной из достойнейших ДМШ Москвы? Не рискну утверждать категорично. Несомненно, они одарены: активный абсолютный слух, чистота интонации, цепкая память - это ли не повод для родительской гордости? Но есть и проблемы, у каждого ребёнка - свои. Они решаемы, если мама умеет пахать системно. И да, ни о каких природных задатках детей я бы в жизни не узнала, не начни мы с супругом в своё время... настойчивую и эпичную историю, имя которой "Музыкальная школа в жизни нашей семьи".

Свой педагогический график мы выстраиваем в зависимости от детской занятости. С каждым годом режим и маршруты обещают быть всё веселее: настанет момент, когда ДМШовцев будет одновременно четверо. 9-й, 7-й, 4-й и 1-й классы составят наше семейное торжество к сентябрю 2025 года. Мы - возрастные родители, но мы, определённо, ещё повоюем.

Общеобразовательная школа, "запасные аэродромы"? Непременно, со всей серьёзностью. Но это уже совсем другая история! Полагаю, ей найдётся место на канале.

Будем же честны по отношению к своим детям!

Отдадим им максимум энергии - троекратно восполнив её впоследствии, наблюдая с удовлетворением живые успехи новоявленных взрослых людей.