События 9/11 кардинально изменили мир. Террористический акт всегда уносит жизни людей, неважно с какой целью он был совершён. Однако мало кто задумывается над вопросом: "Что стало с теми, кто косвенно причастен к этому происшествию?". Мавританец, основанный на реальных событиях, а также на книге "Дневник Гуантанамо", повествует о Мохаммеде ульд Слахи, точнее о его периоде заключения в тюрьме на Кубе. История человека, который провёл в тюрьме более десяти лет, но не получил обвинений.
Ни для кого не секрет, что в особых случаях государственный аппарат не будет церемониться. Он сразу прибегает к концепции "Rough justice", ставившей цель получить признание заключённого в максимально короткий срок и вынести жесткое наказание, а не разбираться, действительно ли виновен человек. К сожалению, данное кино показывает ситуацию только с одной стороны. Разумеется, методы и инструменты, к которым прибегало правительство, не могут быть оправданы. Однако, зритель не получает ответа на вопрос: "Виновен ли заключённый?". Отсутствие прямых доказательств, но наличие множества косвенных заставляют действующих лиц сомневаться в сложившейся обстановке. Персонаж Джоди Фостер прямо заявляет о своей незаинтересованности в данном вопросе, хотя после знакового момента её отношения меняется, но лично у меня этот вопрос не отпал.
Как по мне, в этом и заключается проблема. По задумке отношение зрителя к происходящему на экране должно меняться по мере демонстрации нечеловеческих пыток, неидеальности правовой системы, но у меня попросту не получается сопереживать, ибо есть ощущение недосказанности истории и сокрытия нескольких вещей. То же самое происходит и с персонажем Камбербэтча, пускай и отступающим от своих позиций, несмотря на свою прямую заинтересованность в данном деле, он до последнего оставляет свои сомнения при себе. Но на его примере достаточно неплохо раскрывается конфликт христианской морали и правовой системы. "Будете ли вы делать всё возможное, чтобы сеять справедливость на Земле?" Ответа на данный вопрос не последовало, что свидетельствует о нерешительности и сомнениях в собственных действия. Да и апеллирование к религии происходит на всём хронометраже, приводя к достаточно очевидной морали, от которой ближе к концу начинаешь уставать.
Таким образом, "Мавританец" - это уникальная история, но одновременно стандартная, использующая привычные приёмы, критикующая и без того понятную мысль о неидеальности системы. Запомните, не существует только белой или чёрной морали.