Крушение пассажирского лайнера «Титаник» стало, пожалуй, известнейшим в истории. Например, мало кто знает о гибели таких судов, как «Донья Пас» (4 383 погибших) или Hsuan Huai (около 6 000 погибших). Но еще до своего отплытия «Титаник» уже прославился, и его крушение легло в основу многочисленных научных исследований и художественных произведений.
Число погибших составило примерно 1 500 человек. И оно могло бы быть намного меньше, если бы рядом с «Титаником» на момент катастрофы оказалось другое судно, куда могли бы переправить людей. Однако лайнер оказался совершенно одинок среди холодных вод Атлантики, а ближайшее судно «Карпатия» подоспело, идя на предельной скорости, лишь через несколько часов после крушения.
История «Карпатии»
Судно было построено в 1902-м и принадлежало британской кампании «Кунард Лайн». «Карпатия» обладала достаточно крупным размером (хотя с гигантами по типу «Титаника» или «Олимпика» сравниться не могла), но ей не была уготована судьба роскошного трансатлантического лайнера.
Судно относилось к эконом-классу и предназначалось для грузопассажирских перевозок: на нем переправляли замороженную пищу и пассажиров среднего материального достатка. В принципе корабль был достаточно удобный: имелась курительная, большой обеденный зал, библиотека.
В годы Первой мировой войны «Карпатия» продолжала обслуживать североатлантическую линию. В 1918-м в ее борт попала торпеда. Как и злосчастный «Титаник», она начала погружаться с дифферентом на нос, был отдан приказ о рассаживании пассажиров в спасательные шлюпки. Тем временем в судно были выпущены еще две торпеды, что ускорило его гибель.
Судьбы «Титаника» ему удалось частично избежать: все пассажиры и основная часть экипажа были спасены. Но, как и печально известное судно компании «Уайт Стар Лайн», «Карпатия» навсегда упокоилась на дне Атлантического океана.
Участие в спасении пассажиров «Титаника»
В ночь на 15 апреля 1912 г., в 00:25 радисты «Карпатии» получили сигнал бедствия. В 93 км от них шел ко дну пассажирский лайнер «Титаник». Тексты радиограмм содержали следующее:
«Т» – «К»: Немедленно идите на помощь. Мы столкнулись с айсбергом. Это CQD, приятель. Наши координаты 41,46 норд, 50,14 вест.
«К» – «Т»: Передать это капитану? Вам нужна помощь?
«Т» – «К»: Да, приходите скорее.
Радист Коттам немедленно передал информацию капитану судна Артуру Рострону. Тот сразу отдал приказ изменить курс и двинуться на помощь «Титанику». Была передана радиограмма:
«К» – «Т»: «Карпатия» находится в 58 милях и торопится на помощь изо всех сил.
Чтобы увеличить скорость судна, капитан приказал отменить подачу горячей воды пассажирам, а также отключить отопление в каютах судна. Благодаря этому «Карпатия», чья максимальная скорость составляла 14 узлов, сумела разогнаться до 17,5 узлов. Вместо обещанных пяти часов, она подоспела за 3,5 часа.
К сожалению, «Титаник» тонул быстро, и к моменту прибытия помощи уже погрузился в воды Атлантики. Все, что оставалось сделать спасателям, – это подобрать уцелевших людей, которые замерзали в шлюпках. В сумме экипаж «Карпатии» за 4 часа переправил на борт 712 человек, шлюпки с которым разнесло на достаточно большое расстояние.
Пострадавшим немедленно были розданы одеяла и теплое питье, оказана помощь врачей. Капитан судна распорядился изменить изначальный курс заметно потяжелевшей «Карпатии» и доставить уцелевших пассажиров по месту назначения – в Нью-Йорк, а затем уже вернуться к прежнему маршруту.
Так небольшое, но героическое судно вошло в историю мореходства. Если бы не своевременная помощь «Карпатии», то число жертв крушения «Титаника» могло бы быть еще выше.
________________________
Спасибо за внимание! Можно не подписываться и не лайкать, но если сделаете это, автор поймет, что старается не зря :)
Также читайте: «Сначала женщин и детей»: откуда взялось неписаное правило спасения?