Ежесекундно на любой из пятидесяти киностудий Госкино СССР происходили удивительные вещи. Как на съёмочных площадках, в цехах или кабинетах, так и просто во дворе, буфете, у проходной. И забавно, и интересно, и поучительно. Жизнь.
Ялтинская киностудия, филиал Центральной студии Детских и юношеских фильмов им. М. Горького - да, это была настоящая Южная База Советской Кинематографии (ЮБСК)
Три территории, на которых располагались цеха, павильоны и стационарные съёмочные площадки - по улицам Севастопольской, Коммунаров и Мухина, что на Поликуровском холме, да плюс замечательный коллектив студийцев с их профессионализмом и полной отдачей делу, слагали эту самую ЮБСК. В Госкино СССР не взлюбили проектное название от Гипрокино - "База", заменяя чаще в разговоре на Южный центр отечественного кино. Студийцам больше нравилось название, перекликающееся с Южным Берегом Крыма.
Ялта, Грушевая поляна, "Там на неведомых дорожках"
Как-то вместе с начальником планового отдела Нускольтером анализировал, сколько же съёмочных групп принимает на обслуживание Ялтинский филиал студии Горького, при своих 4-х полнометражных фильмах (да плюс, где-то, двух короткометражках, четырёх дубляжах, да по мелочи 1-2 дипломных работ ВГиКа). Признали рекордным год, когда было обслужено 96 съемочных групп! Правда попадались группы, приезжавшие летом на три дня (выбор натуры) в составе режиссёра, оператора и сопровождавших их лиц женской национальности. Сознаюсь: Больше эти группы так никто и не видел после "выбора натуры".
Режиссёр М. Юзовский снимал плановую ленту "Там, на неведомых дорожках" (в плане, как раз, Ялтинского филиала ЦСДФ им. М. Горького). Всю сказку можно было бы снять и в Ялте, но "натуру" нашли на просторах необъятной страны. Избушка на курьих ножках, в которой снималась (вне Крыма) Баба-Яга, сгорела. Группа вернулась в Ялту, новая избушка должна была переступать с лапы на лапу, ой! -"с ноги на ногу" с помощью автокрана с большой стрелой.
У знакомых подрядчиков нашёл КС-35-71 (автокран строительный с 14-тиметровой стрелой). Зная любовь наших ялтинцев к кино, выпросил у Харитонова Леонида, игравшего царя Макарку, автограф с интригующей надписью для подрядчика "Николай! Нужен автокран!". Кран дали даже без фотографии, оставил фото себе на память. Я же тоже Николай!
И вот съёмки в субботу-воскресенье, чтобы догнать график, в горах, на Грушевой поляне. Зная огрехи знаменитого Валерия Павлотоса (то тросик у каскадёра оборвался, то метла перестала складываться, то боязнь Морского регистра судоходства...), да плюс мало ли чего может случиться, тем более, в воскресенье, при съёмках с автокраном: директор студии посылает гл. инженера на эту картину.
Всё началось ещё до приезда актёров. Кран уже был на месте, подцепили декорацию, попробовали без Татьяны Ивановны "повернуть избушку задом к лесу". Неправдоподобно. Нет раскачивания. Не поворачивается, а крутится, как ёлочная игрушка. Тогда два человека, прячась за саму избушку вертят её против часовой стрелки, а свободный сварщик со мною, закрытые от Татьяны Ивановны Пельтцер чёрным бархатом, начали раскачивать курьи ножки влево-вправо.
Наконец все в кадре. Команда "Приготовились". Это для нас: начинаем раскачивать избушку, которую кран приподнял над землёй. И слышим голос Бабы Яги: - Кто раскачивает избушку? -Что? - Он мне не говорил, что избушка будет раскачиваться! Ох, Юзовский, ох режиссёр!
И, подозвав режиссёра к окошку избушки, Баба Яга, сверху вниз, минут пятнадцать учит режиссёра тому, как нужно грамотно работать, в том числе с Народными артистами СССР. (В конце статьи приведу это короткое предложение, правда без мата).
После поворота избушки Яга разговаривает с главным героем, и должна метлу с улицы через окно убрать. Солнце уходит за тучу.
"Не так эту метлу нужно держать!", - режиссёр сам пошёл в избушку, рассказать актёру, как сработает эта хитрая метла в кадре. Пока он шёл в избушку, устанавливают свет, Татьяна Ивановна разговорилась с чьим-то ребёнком под окном (лишние люди на площадке).
Ждут, как Михаил Иосифович будет показывать правильное держание метлы. На площадке тишина. Успеваю сделать фотографию Татьяны Ивановны. И тут её крик на весь лес: "Что ты ко мне сзади подкрался! Я тебя спереди ищу!". Это наконец-то Юзовский взобрался в избушку, желая показать Татьяне Ивановне как нужно выглянуть Бабе Яге из окна.
Закрылись ставни. На площадке вновь тишина. И в избушке тишина. Только хихиканье чьё-то, и голос: "Чего вы там это.., закрылись?" Вдруг ставни резко разлетаются, вылетает вперёд метла, затем выпуклые глаза Юзовского с бородой. И вновь хохот на весь лес.
Чего только не увидишь на съёмках в лесу в выходной день, при наличии лишних людей, отсутствии необходимых (фотографа не было совсем, гл. герой пропадал где-то в лесу).
То, сова улетела из кадра. "Где художник-постановщик?" - голос режиссера звенит над съёмочной площадкой. "Где художник-постановщик?" - это вторит голос помощника режиссёра. "Художник-постановщик где?" - уходит в глубину леса голос ассистента. "Он грибы собирает"- непонятно чей голос из-за кустов. Владимир Душин, художник-постановщик, спрятался в лесу. Ну не его дело ловить, улетевшую размять крылья, сову.
"Татьяна Ивановна, давайте отрепетируем отъезд пока Бабы-Яги к Макару". "Да вы ещё свет не выставили",- профессионально замечает режиссёру Народная артистка, устроившись под сосной в шезлонге, доставая из стерилизатора набор мясных бутербродов, подзывая подругу Галину перекусить с кофе. "Так мы просто мешки с чугунком проверим", - не унимается режиссёр. "Без камеры. Пока солнце за облаками".
Во время очередной перепалки, осветители самостоятельно, без оператора, который тоже исчез со съёмочной площадки, устанавливают свет, не слушая указания режиссёра. Оператор позже похвалил их. Юзовский просит Татьяну Ивановну вновь в кадр. Всё за это время изменилось. Солнце в Ялте, на Поликуре, светило весь день. Здесь, в лесу, в горах, игралось с этакой съёмочной группой.
-Я что вам лошадь, таскать мешки туда-сюда?! Стали репетировать с воображаемыми мешками...
Начали снимать отъезд в город Бабы Яги, не по тексту слова Народный артист произносит! А это Пельтцер теперь мстит потихоньку неопытному режиссёру. Пиротехник Шиманский подложил "втихаря ото всех" побольше шашку дымовую. "Чтобы печка ожила", - говорит. Баба Яга произносит: Ну, Туманский, подпустил дыму. На общем плане артикуляции не видно, поясняет Татьяна Ивановна.
Такие вот будни киношников. По воскресеньям. В конце съемочной смены вышло солнце, наигравшись за тучами.
Обещал нравоучение Т. И. Пельтцер повторить. Оно действует не только для режиссёров-постановщиков, а и для любого идущего вперёд к своей мечте. Вот оно:
"Дорогой товарищ, коллега: заведи себе большую общую тетрадь, куда записывай ежедневно все свои ошибки, дабы их не повторять впредь!"
Недостающие слова, из административного языка до пятнадцати минут произношения, сами расставить не сможете. Простите, но я никогда не слышал такого красивого, не то что трёхэтажного, семиэтажного, монолога с переливами и утончённо возвышенного...
Спасибо подписавшимся для получения интересных случаев из моей жизни. Начинающему и добрый комментарий приятен.