Это не просто загадка. Последний бастион «норманизма», который больше века безуспешно штурмуют их оппоненты, «анти-норманисты». Откуда только можно, скандинавских варягов и норманов взашей уже вытолкали. Оставив им пару городищ: Старую Ладогу первых изданий, окраины Новгорода, горсть торговых факторий.
Осталась одна проблема: как быть с широко распространенной версией, по которой город Мурманск получил свое название от слова «мурмане». Которые на самом деле были «нурмане» и «норманы», в искаженном словесном варианте. Займемся… Но прошу не грызть больно, сегодня аффтор желает немного шире научных догматов пошагать.
Справку
достанем из Словаря Макса Фасмера: «Мурман» название части побережья Северного Ледовитого океана , а также его жителей , древне-русское «урмане» (норвежцы). Лаврентьевская летопись их называет «мурманские нѣмци», считается — это «северные народы , которые в союзе со свеянами воевали против русских». Слово получено путем дистантной ассимиляции из древне -скандинавского «Norðmaðr» — «норвежец , норманн». Отсюда Мурманский берег , Мурманск.
Игры в слова.
Догмат таков: норманны (скандинавы) освоили земли Кольского полуострова раньше русских колонистов. Жили тут всяко, сезонно и постоянно, маршруты проложили по всем сторонам света. Свое название закрепили в понятийном и словарном багаже карел, живущих по Онежскому озеру. Якобы, этот народ всех жителей Заполярья прозывали «мурманами», место их обитания — Мурманской землей.
Это название закрепилось за землями севернее Карелии, появилось географически на картах Петра I. Портовый город Мурманск еще будет ждать своего основания до 1912 года. Построят его рядом с селением Мурмаши. Само собой, «мурмаши» — это нурмаши, нурмане, норманны. … Норвежцы или шведы, на выбор. Этимология слова «мурмане», в такой парадигме, является ключевым аргументом в споре об освоении северных территорий.
Читая северные саги периода IX-XIII веков, не найдем известий о присутствии скандинавов в землях «бьярмов» Онежского озера. Только один набег с ограблением капища описан. Во времена Ярослава Мудрого они рядышком были точно, когда земли Руси были наводнены дружинами наемных скандинавов. Наш славный «правдоруб» Рюрикович был женат на дочери шведского конунга Олава, в Ладоге шведы частенько гостили. Пришли и ушли, следов глубоких не оставив.
Норвежцы? Из истории этой страны известно: заселение норвежского побережья севернее Полярного круга начинается только в XVI-XVII веках. Следы освоения поступательные, археологией и источниками нащупываются. Предположить, что свои земли они освоили позже далеких кольских берегов… хм, наука верит.
Версии.
«Урманы», «нурманы»… Русские называли так норвежцев, норманнов. Это те самые викинги, пираты и разбойники VIII-XI веков. Пусть. Как могла происходить трансформация звуков? Лингвисты мнутся, но (с несколькими совами на глобусе) готовы предположить: звук «n» мог преобразоваться в «m» .
Если же брать «o» , тут проблем нет. По сей день в шведском и норвежских языках, вы услышите мягкое произношение через «у» . Изначально слово звучало как [nur’man]. Вот главная аргументация. Плюсом под «Мурманским берегом» в более позднее время русские понимали все прибрежье: от Белого моря — к западу. В XV веке даже Нордкап (мыс на острове Магерё, север Норвегии) назывался «Мурманским Носом». Есть несколько прямых летописных указаний, их разберем ниже.
Что смущает… и настораживает. В такой логике, нынешний мурманский берег и славный город Мурманск носит название в честь иноземцев? Которые только набегами и промыслом могли отметиться, не оставив никакой археологии оседлой жизни, геройских саг об освоении? Не очень ли версия, хм… некорректная, мягко говоря.
Вот есть Нормандия, во Франции. Были пираты-норманы. Пришли, увидели, победили. Остались, династию основали, англосаксов к ногтю прижали. Здесь так же сработало? Через карел и лопарей?
Кстати, в языке последних тоже можно покопаться. Построить толкование слова «Мурман». Соединив слова из кольских диалектов саамского языка. Слова «Мюр» (море) и «Манн» (луна). Кому не нравится, используйте «Минн» (наше). В любом случае, версия более жизнеспособная, нежели классическая. Но может быть совсем другое толкование, ниже «наперстки» подвигаем.
Читая источники.
Придется собрать в кучу, что есть по заданным параметрам поиска. Вологодско-Пермская летопись (Кирилло-Белозерский список), самое начало:
«Афетово бо колено то: Варязи все и Мурмане, Г(о)ти, Русь, Азгляне… и прочие…».
Там же, уже события 1241 года, о походе Тевтонского ордена:
«И собра силу велику, местери и бискупы своя, и Свея, и Мурман, и Сумь, и Емь, и наполни корабля многи зело полков своих, и подвижеся в силе велице, пыхая духом ратным…».
Итак, летописец считает: мурмане — не свеи (шведы), не финны (сумь и емь), не варяги (варязи) и не русы. Норвежцы? Сомнительно. Куда бы этот размытый в этническом плане народец не ходил, он всегда растворялся в численном превосходстве шведов или датчан, их не отличал никто. Тем более на Руси.
Второе. Очень подозреваю, летописец исполнял не документальную задачу фиксации событий, а был озабочен эпической значимостью происходящего. Набирая в противники геройскому князю Александру Невскому кого только можно. Придумывая неизвестного истории «короля части Римския от полунощные страны». Откуда он мог вообще знать (в конце XV века) этнический состав немецко-шведского тевтонского воинства?
Такое впечатление: просто собрал соседей Новгорода, которые задумали его «попленити», да впихнул под крестоносные знамена. Для количественного перевеса над дружинами Невского. То же касается и самого первого сообщения, перечисления племен колена Афетова. О дальнейшей судьбе других народов мы можем почитать в летописи… а о «мурманах» молчок. Только в середине XIII века откуда-то выползли, чтобы на льду Чудского озера сгинуть. Сношу из анализа сей документ, пропагандой потянуло…
Смотрим на маршруты освоения Севера русью и карелами. И вопиющие ошибки многих авторов в толковании. Рассказ таков: ходили «они» за данью, на промысел морского зверя в далекую северную землю «лопи». Двигались вдоль Мурманских берегов «Студеного моря», постоянно сталкиваясь со скандинавами всех расцветок, тоже любившими дань и дары холодных вод. Пардон… Студеным морем называли Северный Ледовитый океан, Баренцево море — было всю жизнь Северным морем , позднее — Сиверским.
Есть разумные попытки подверстать название «Мурманское море». Да было такое, … в XVI веке. На карте Герарда Меркатора 1594 года. Наряду с этим названием — встречаются Норвежское и Датское. И тут же, на карте, разъясняется причина записи трех названий:
«...русские норвежцев и датчан называли мурманами».
Аргумент? Еще какой. Только нас события более ранние интересуют. Продолжим… Новгородская Летопись: «мурмане» там упоминаться начинают с XIV века. Не часто, пять сообщений, читаем с кривоумным пониманием аффтора.:
№1. 1339 г. «Того же лета послаша новгородци… за море к свеискому князю посольством; и наихаша его в Мурманьскои земли, в городе Людовли».
Полное смятение. «Мурмане» — это свеи, шведы? Город Людовль шведский, но находится в «Мурьманской земле»: Або, Линда, Лунд? Финляндия, Швеция или Дания? Если попытаться проникнуть в понятийный мирок летописца: трудно определить тут кого-то конкретно.
№2. 1411 г. «В лето 6920. Ходиша из Заволочья войною на Мурмане новгородчкым повелением, а воевода Яков Степанович, посадник двинскыи, и повоеваша их».
На «мурман» пошел из Заволочья «посадник двинскыи». Прикидываем расклады. Сколько этот захолустный воевода может собрать воев для похода на Норвегию? Если, конечно, у него там не Тортуга ушкуйников под боком. Предположу вот что: «мурмане» живут неподалеку, немногочисленны, обретаются где-то рядом с Заволочьем и районом Северной Двины.
№3. 1419 г. «Того же лета пришед Мурмане войною в 500 человек, в бусах и в шнеках, и повоеваша в Аргузи погост Корильскыи и в земли Заволочкои погосты… церкви сожгли, а христиан черноризиц посекле, и заволочане две шнеки Мурмане избиша, а инии избегоша за море».
Итак, прилетает обратка от «мурманов». Напали на «Заволочкои погосты», на «погост Корильскыи». Варзуга находится на Кольском полуострове, волость Ненокса — в Обонежской пятине, в районе Онежской губы, а Корельскнй монастырь святого Николы — в устье Северной Двины (Архангельск). Это ж какие морские и речные переходы… Но не суть, до Америк доплывали .
«Мурмане» воюют с карелами тоже? На два фронта? Заволочье находилось юго-восточнее Онежского озера, карела — западнее от него. Если это набег норвежцев — им крышка. Не уйдут, география театра военных действий такова. А вот если… (двинем «наперсток») «мурмане» жили где-то посередине — то картина благолепнее. Логичнее. «Мурмане» отмахиваются от поймавших кураж соседей.
№4. 1444 г. «Того же лета ходиша Корела на Мурмане, избиша их и повоеваша, и пленивше, и приидоша здорове».
Представить единоличное (без Новгорода) «хождение корелы» в Скандинавию, Норвегию… Причем успешное, с богатым полоном. Пусть будет, но сомнения грызут…
№5 1445 г. «Того же лета приидоша Свея Мурмане безвестно за Волок на Двину ратью… Услышавше то двиняне, придоша вборзе, иных иссекоша, а иных прислаша в Новгород… инеи же, мало вметавшеся в корабли, отбегоша».
Опять полная путаница. Что за конструкт — «Свея Мурмане»? Это свеи (шведы) и нурмане (норвежцы или датчане)? Или особый сорт «мурман», со шведскими паспортами? В любом случае… Ни одно из сообщений Летописи не говорит, что речь идет о норвежцах. Во-первых, ни малейшего намека на ярлов и конунгов (саги тоже молчат, кстати). А слова «норманны» летописцы вообще не знают, не употребляют. Мурмане… хм.
«Наперстки» наполним.
Слово «мурмане» появляется в летописном обиходе с середины XIV века. Предположим, это какое-то миграционное явление. Бежали люди …от чего? На поверхности только три причины: Золотая Орда, княжеский произвол на Руси и чума (1350-1352 гг.). В любом варианте — естественный отток населения в безопасные районы севера.
Дальше. В интересующей нас области промеж карелы и чуди Заволочья в 1352 году появляется монастырь. Основан греком по национальности Лазарем. Название получает — Муромский. Как и рядом расположенной селение, небольшое озеро и протока, соединяющая большое и малое озера. Как словечко заехало сюда — никто толком не объясняет, очевидно — из Залесской Руси.
Есть странный документ, сообщение финна Якоба Тейтта, составленный по поручению шведского короля Густава Васы, которого интересовали маршруты северной и южной Карелии. Так вот, в «Регистре жалоб против дворянства в Финляндии 1556 года» с дотошным перечислением рек, волоков, населения… Выяснилось, что какие-то многочисленные «русские» жили между Ладогой и Онегой. Вся округа с ними только на «Вы», опасаются и уважают, соваться в их земли не рискуют.
Муромский монастырь стоит неподалеку, 70-80 километров. Не мурмане? Мурома? Мурманцы? Может быть, мигранты с Оки? С которыми поочередно воевали карелы (с запада) и заволочская чудь (с юга-востока)…
Так появилась в обиходе, отвергаемая академической наукой (более ста лет с огромным хвостиком), новая версия. Называют ее «этнографической». Основана на редком явлении. Обрядах, традициях, фольклоре. Самом что ни на есть чистом и кристальном.
Переселенцы с Оки и Клязьмы принесли сюда главного своего сказочного персонажа, былинного героя — Илью Муромца. Именно в землях Карелии записаны самые подробные сказки с его участием, кстати. Не в Киеве, там лишь кривые пересказы ходят, проверено.
«Илья Муромец и Калин-царь», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Сказание о Батыевом нашествии», былины о борьбе Ильи Муромца с Идолищем Поганым, Сокольником — это не местечковый напыщенный патриотизм, а научный факт, подтвержденный фольклорными экспедициями Государственной академии художественных наук. В селениях у Онежского озера было собрано более тридцати вариантов былин об Илье Муромце. С постоянным упоминанием о Карачарове. О котором слыхом не слыхивали дальше муромских земель.
Выводы.
В «норманский след» верить? По совокупности имеющихся данных — приходится. Хотя смущают «старые Мурманские рубежи». Их два: разнесены очень далеко. Один где-то в районе северного берега Терского наволока (норманский), второй… непонятно где, но там «озоруют.
Но другую версию не отбрасываем. «Мурмане» — это некий собирательный образ. Длительный по времени. Размытый в географии. Основа его — переселенцы Владимирской Руси. С кем они дружили, против кого воевали, к кому нанимались — не суть. «Варяги» новые, ага. Со Швецией толковали-торговали и с Новгородом. С течением времени земли получают название «Муромская земля», в очень узкой и точной географии. С Муромским поселком, речкой Муромкой, озером Муромским.
Как могло так сложиться в мозгах монастырских поздних веков, что «мурмане» — это «нурмане»? Бог весть. Но явно несуразно было приписать жителям какого-то одного поселка — стародавние воинские заслуги, фактор политики Великого Новгорода. В XV веке не мог такого помыслить летописец. Куда удобнее и понятнее записать «мурманов» — в шведы. Или норвежцы.
В тех землях черт ногу сломит, вращались с промыслом и торговлишкой: нореги, свеи, даны, англичане захаживали, новгородцы, русские с северо-востока… Могло казаться, что скандинавы заселили Кольский полуостров раньше всех? Конечно. Они вообще «нелегалами» там куковали в XIX веке даже, пока Александр II им прописку не дал, породив явление «кольских норвежцев».
Северная Двина, знаете… Очень интересное место. Археологией не избалованное. Никакого вывода делать не буду, хоть «наперстки» закручены лихо. Не знаю, почитаю лучше комментарии. Но советую помнить одно: память человеческая крайне избирательна. Это к летописцам относится тоже….
Продолжение (скорее всего) следует.