Наверняка, вы тоже состоите в разных инфобизерских чатах и не раз видели, как предприниматели обмениваются между собой не только информацией и контактами, но и документами, шаблонами, договорчиками... Мне всякий раз сложно удержать себя от очередной лекции на тему "Не надо брать чужие документы в свой проект", но я очень стараюсь. Правда.
Давайте я напишу здесь о том, чем могут быть чреваты для вас чужие документы, а в комментариях мы обсудим эту тему, ок?
- ДРУГИЕ КЛИЕНТЫ
Вашими клиентами могут быть несовершеннолетние (например, онлайн-школа подготовки к ЕГЭ), а вам по дружбе дали документы по обработке персональных данных для взрослого проекта. В них не учтена возможность согласия на обработку персональных данных несовершеннолетних со стороны их законных представителей, и вот вы уже нарушитель ФЗ "О персональных данных", которому грозит штраф от 1 тыс. до 6 млн руб. (а если ещё и базы данных храните вне территории РФ - до до 18 млн. руб.).
Или, к примеру, у "друга" - онлайн-школа по обучению бизнесу, и он на входе требует у своих клиентов подтверждения статуса предпринимателя или обязательство о том, что они будут использовать онлайн-курс в целях, связанных с предпринимательской деятельностью. Как следствие - в оферте есть соответствующий дисклеймер о неприменении к отношениям Закона РФ "О защите прав потребителей". "О, как круто!" - кажется вам! Могу не делать возвраты! Но если у вас не бизнес-школа, а курсы личностного роста, то этот пункт будет НЕ применим к вашим отношениям с вашими клиентами, которые приобрели курс лично для себя. Смиритесь с тем, что пункты, противоречащие законодательству, будут признаны недействительными в случае спора. А суд всегда учитывает фактические обстоятельства дела. - РАЗНЫЕ ПРОДУКТОВЫЕ ЛИНЕЙКИ
У вас и вашего "добродетеля", поделившегося документами, могут быть разные продукты. С виду - одно и то же, но онлайн-школа онлайн-школе рознь, это однозначно! К примеру, один выдаёт онлайн-курсы в записи и без обратной связи, а другой ведёт онлайн-мероприятия. Только во втором случае это - онлайн-обучение. Разный способ подачи информации - разные оферты, разные отношения исполнителя и заказчиков (учеников, слушателей и т.п.), разный набор услуг. Вы точно уверены, что вам "типовой договор", которые не учитывает ничего из особенностей вашего бизнеса? - СКОЛЬЗКИЙ МОМЕНТ С ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕМ
Представим, что онлайн-школы одинаковые, у обоих именно онлайн-обучение. НО: у одного предпринимателя деньги заводятся на эксперта, а у другого на продюсера. Первому лицензия на образовательную деятельность не нужна, а второму - нужна! Можно, конечно, уйти от лицензирования, но тогда оферта от первой онлайн-школы точно не подойдёт, потому что она делалась как раз под образовательные услуги. - ВООБЩЕ ДРУГОЙ ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ УСЛУГ
У вас курс длится три месяца, а у друга выдаётся сразу для скачивания в виде "видеокниги"? Готовьтесь к тому, что порядок оказания услуг, описанный в подаренной оферте, вообще не подойдёт к вам. Когда услуга считается оказанной? В момент предоставления доступа? А если доступы выдаются пошагово к каждому модулю? Уверены, что в оферте "друга" всё расписано, как надо? - ВОЗВРАТЫ НЕ УРЕГУЛИРОВАНЫ (ИЛИ РАСПИСАНЫ НЕ ПО-ВАШЕМУ!)
Вы хотите удерживать стоимость фактически оказанных услуг и фактически понесённых расходов при возврате денежных средств? Это обязательно должно быть отражено в оферте. Но очень часто шаблонные варианты в моменте про возвраты грешат отсутствием информации (хорошо если хотя бы есть отсылка к законодательству!). И где тут конкретика? Где учёт ваших пожеланий? - НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ ОСОБЕННОСТИ КЛИЕНТСКОГО ПУТИ
Разный клиентский путь предполагает разные моменты акцепта. Под ваш (который, к примеру, идёт через чат-боты или вебинары) может не подойти тот, что предполагает вначале доступ к сервисам, а затем оплату услуг. Да, в оферте могут соседствовать как платные, так и бесплатные услуги, и моменты акцепта по ним вполне можно логично развести. Но у вас же оферта от чужого проекта! Куда вам до таких тонкостей... - НИ СЛОВА О ЗАЩИТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
В абсолютном большинстве чужих оферт (уж поверьте, всякого насмотрелась при проведении аудитов онлайн-школ) о защите авторских прав в документах ничего не говорится. От слова "совсем". Редко когда встречается даже декларативная фраза: мол, у нас тут всё защищено законодательством. Камон, ребят! В законодательстве надо всё по суду взыскивать. Оно вам точно надо? Может, всё-таки, сделать так, чтобы ваши документы СООТВЕТСТВОВАЛИ вашему проекту?
Прежде, чем составить даже одну оферту для сайта, я прошу доверителя заполнить бриф. Это своеобразная анкета-задание, в которой больше 20 вопросов, касающихся конкретного проекта (начиная с организационно-правовой формы и системы налогообложения, заканчивая возвратами и защитой интеллектуальной собственности). Документы, разработанные индивидуально под вас, защищают, прежде всего, ВАШ проект. Потребителя всегда защитит закон. А кто позаботится о вас? Лысая шаблонная оферта? Или договорчик "с барского плеча"?
Не забудьте перечитать и эту статью: https://zen.yandex.ru/media/id/5ee7dc54220a2c05e5d42323/vechnoe-rabstvo-kak-oferta-rabotaet-protiv-svoego-hoziaina-602a307f0454f6146aab856e
(здесь про всего лишь один пункт в оферте, который, однако, может вас вогнать в клиентозависимое рабство).
Чтобы не было неожиданностей, разрабатывайте простые и понятные документы лично под свой проект: спится спокойно и живётся защищённо!