Найти тему
Странствующее Рыльце ©

Ржевский рубеж. Воспоминания военного лётчика.

Оглавление

Обзор: Победить и вернуться, дотянуть до аэродрома, по-другому нельзя, парашютов то у нас тогда не было. В первые несколько месяцев войны регулярная советская армия потеряла большую часть своих самолётов, многие на земле.

Здравствуйте дорогие Друзья.

Читайте так же:

"Всем военнослужащим срочно прибыть в часть".

Алексей Никифорович Рапота 1922 год рождения, лётчик-штурман рассказывает: Я был зачислен курсантом в самое большое в Азии лётное училище. Страна срочно готовила лётчиков. Тогда в Ташкентском училище обучалось две тысячи курсантов, но доучиться два с половиной года нам не удалось, через полгода началась война.
В воскресенье мы получили увольнение, пошли в парк, купили яблок и грызём на скамейке. Вдруг видим, бегут патрули: "Всем военнослужащим срочно прибыть в часть", а в училище митинг "Война началась".

Архивное фото: Из свободного источника. "Лётное училище. Р-5 в полёте"
Архивное фото: Из свободного источника. "Лётное училище. Р-5 в полёте"

Засыпали во время полёта.

В первые несколько месяцев войны регулярная советская армия потеряла большую часть своих самолётов. Было решено отправлять на фронт самолёты с военных училищ вместе с курсантами. Это были тихоходные Р-5, По-2, И-15, понятно, что они мало что могли против немецких истребителей, их задачей была бомбардировка сил противника на земле. Но кто об этом думал, когда враг дошел уже до Смоленска, а дальше Москва...

Фото: Алексей Рапота с сослуживцами.
Фото: Алексей Рапота с сослуживцами.

Пригодились навыки ночных полётов, но приходилось летать по-разному, и днём в облачность при нулевой видимости и в крутые морозы. Бывало, что кожаная маска от холода примерзала к лицу, кабины то открытые. От частых обморожений вокруг губ и глаз появлялась чернота, а мы летали. Иногда было до семи боевых вылетов за ночь. Люди уставали так, что засыпали во время полёта. Так полк потерял три боевые машины с экипажем.

Побороть самого себя и выжить.

Первый бой запомнился навсегда, он случился в первую ночь, как мы прилетели в часть. Я штурман и вот по всему пора уже бросать бомбы, а снизу никто не стреляет, будто нет никого. А у немцев была такая тактика; пока не послышится свист бомб, они молчат, вдруг самолёты дальше пролетят, не хотят выдавать себя. Но как только была брошена первая бомба, тут нас накрыло. Бог ты мой, в кабине стало светло. Мы привезли пробоины в самолёте, но смерть нас не коснулась.

Фото: Владимир Веленгурин kp.ru   "Генерал-майор в отставке Алексей  Никифорович Рапота с макетом будущего монумента на столе".
Фото: Владимир Веленгурин kp.ru "Генерал-майор в отставке Алексей Никифорович Рапота с макетом будущего монумента на столе".

После первого вылета сразу второй, ох как не хотелось лететь. Нужно было поверить в слова Молотова: "Враг будет разбит. Победа будет за нами", заставить себя, побороть себя самого, верить в то, что ты вернёшься. Ведь мы знали, на чём и куда летим. Победить и вернуться, дотянуть до аэродрома, по-другому нельзя, парашютов то у нас тогда не было.

Фото: Из свободного источника. "Ржевский мемориал Советскому Солдату"
Фото: Из свободного источника. "Ржевский мемориал Советскому Солдату"

Алексей Рапота воевал на Калининском фронте, под Ржевом. Более 2 миллионов советских воинов, сынов, отцов полегло на этом страшном рубеже. Снизу на земле был настоящий ад, а его самого спасло небо. Именно Генерал-майору в отставке Алексею Рапоте принадлежит идея памятника на Ржевском рубеже. В 2020 году ушел от нас один из последних ветеранов, генерал-майор в отставке, бесстрашный военный летчик. Спасибо Вам, Алексей Никифорович, за этот клин журавлей над ржевским полем памяти. Теперь в этом строю есть место и для Вас.

Спасибо за посещение канала дорогие Друзья.

Не пропустите новые публикации.

Пишите что вы об этом думаете.

Плюсуйтесь:).