Найти тему
ОЛЬГА САВЕЛЬЕВА (ПОПУТЧИЦА)

Мама еще в прихожей говорила: "Садись - ешь"

Когда я приезжала к маме в гости, мама говорила: "Садись есть. Всё готово".

Я не хотела есть. 

Но обижать маму я тоже не хотела.

Мама всегда готовила еду к моему приезду. Старалась. Говорила: "Я стояла у мартена".

Мартен - это человек, который изобрел металлургическую печь. 

Мама имела ввиду, что готовка - это тяжелый труд. 

Она не спрашивала, голодна ли я - просто готовила. Много. 

Резала хлеб. Жарила картошку. Запекала мясо. Варила борщ.

Для маминого поколения глагол "накормить" означает позаботиться.

Потому что в голодные времена еда становится коммуникацией про любовь.

И выкинуть еду - немыслимо.

И на столе всегда много хлеба: "Ты почему без хлеба? Бери-бери, свежий!"

И обязательно доедать, через сытость запихивая в себя остатки еды с тарелки: ну не выбрасывать же!

Но времена изменились.

Уже не голодно. Очень даже сытно уже.

И коммуникация любви меняется.

В тренде сейчас не "человек сытый", а "человек услышанный".

Идеально - это спросить: "Ты голодная?" - и покормить в случае положительного ответа.

А не "садись, ешь" уже в прихожей.

Но чтобы слышать других, надо научиться слышать себя. Захотеть и разобраться с собой.

Например, есть популярная книга про интуитивное питание, и она учит есть, когда голоден. 

А не когда обед. 

А не когда угостили. 

А не когда вкусно.

А не когда за компанию.

А не когда мама сказала: "Садись ешь".

Надо есть, когда голоден.

Так просто, но так сложно.

Многие до сих пор не знают, как понять: я голоден или просто ем, потому что все едят? Или потому что заедаю стресс.

Не умеют слышать себя эти многие.

Они не виноваты - их правда не учили.

Потому что их родители тоже не умели.

Жить в сытые времена и жить в голодные времена - это совсем разные жизни и разные языки коммуникации.

Люди послевоенного поколения не спрашивали "Как ты?"

Они говорили "Садись - ешь".

Потому что когда ты поешь, будет понятно, как ты. 

Ты - сыт, а значит, счастлив.

И вопрос "как ты" отпал сам собой.

Мама говорила: "Садись - ешь".

Я садилась и ела.

С хлебом, как велела мама. 

И уезжала от мамы всегда с тяжелым животом.

И пила таблетки для пищеварения.

И каждый раз думая о том, что надо к маме, вздыхала и готовила таблетки.

Я уезжала и чувствовала себя... изнасилованной в желудок.

Потому что я не хотела есть.

И не умела говорить о своих чувствах - тогда это было не принято.

Я не могла сказать: "Мам, ты хочешь меня накормить, потому что любишь. И я тебя тоже люблю. Но я совсем не хочу есть. Давай просто обнимемся и поговорим. Или помолчим. Или... поделаем что-то, не пахнущее солянкой? Без хлеба, мам. Давай?"

Но я не умела выстраивать границ.

Понимать, что хочу.

Защищать свое право хотеть то, что хочется, а не то, что сказали хотеть.

А еще я всегда боялась расстроить маму.

Мне что, сложно съесть?

Если что - у меня таблетки с собой.

 

Мне так повезло в жизни: я живу там, где нет войны. 

Я осознала это, когда меня позвали на гастроли в Донецк.

Сказали: "Мы потихоньку возвращаемся к жизни, у нас есть ДК, где можно выступить, поселим вас в гостинице, в которой совсем не слышно выстрелов".

И меня прожгла мысль: "А я ведь никогда не слышала настоящих выстрелов. Ну вот тех, когда война".

Слава Богу. 

Сейчас совсем другой мир.

Например, сейчас правильно есть без хлеба, а не с хлебом.

И правильно есть меньше, а не больше.

И желательно что-то полезное, а не питательное.

И если не хочешь есть, лучше выбросить, чем пихать в себя: ты ж не мусорный бак.

Мы учимся жить в новом мире.

Мой сын приходит со школы.

- Как ты? - спрашиваю я.

- Отлично.

- Я сегодня в налоговую ездила, только вернулась. И в редакцию заскочила. А у тебя что? - я жду в ответ развёрнутый рассказ.

- А мы сегодня ко дню космонавтики делали планету.

- О, планету! А какую?

- Марс.

- Ух ты! Марс! Вот это да - Марс! Ты голоден?

- Нет. 

- Тогда расскажи про Марс...

И я слушаю рассказ сына. Про Марс. Он огненный. В смысле, Марс. А не сын. И не рассказ. Хотя почему? Все огненные.

Я люблю сына.

И в качестве коммуникации любви я кормлю его, когда он голоден.

И не кормлю, когда не голоден.

И спрашиваю, как он.

Потому что мне интересно, как он.

А если у него проблемы, то мы подумаем вместе, как ему их решить.

Потому что ему 11, а лучшее, что я могу для него сделать - научить жить самостоятельно. А для этого я не должна решать его проблемы за него.

Я могу просто поддержать его.

Быть рядом..

Хвалить.

Верить.

Любить.

Его. 

И его огненную планету...

....

Пост про синдром отложенной жизни и кукол тут

Фотка просто так
Фотка просто так