Найти тему
МИР (Море История Россия)

"Зверинец" для Манштейна Часть 4

"Дора" и ее "стая"

Часть 1

И, вот, мы подошли к самому интересному. Ну, казалось бы, что нового можно рассказать о «Доре». О ней написаны тонны книг, но… Как оказалось в ее истории достаточно много тайн. Начнем с банальной информации, которая есть везде, отметив в ней только интересные моменты.

Самым крупнокалиберным орудием, появившимся в составе немецкой артиллерии под Севастополем, являлась 807-мм пушка «Дора». Очень многие читатели уверены в том, что это уникальная пушка, и, именно она обстреливала и Севастополь и Варшаву. Увы, нет, это были разные орудий. На самом деле таких орудий было три. Орудие, которое вело огонь под Севастополем, при своем рождении получившее собственное имя «Тяжелый Густав» («Schwerer Gustav»), являлось первым в серии из трех однотипных пушек, получившим общее наименование «Устройство Дора» („ Dora Ger ä t “).

Книга Г.Таубе
Книга Г.Таубе

А, Варшаву обстреливал ее (или его) брат-близнец. В 1943-м был изготовлен «Тяжелый Густав-2», вместе с «Карлами» обстреливавший восставшую Варшаву, третий «Густав» так и не успел получить свой ствол. Но если уж говорить об имени собственном, то под Севастополем был именно «Тяжелый Густав», под кодовым именем «Дора».

По истории создания этого орудия написано множество статей, есть фундаментальная работа Г. Таубе[1] , посвященная этому орудию. Однако, как выяснилось, в ее истории тоже есть «темные» моменты, которые даже педантичные немцы попытались скрыть.

О происхождении наименования «Дора» существует много легенд. По одной из них название «Дора» установке присвоили обслуживающие ее артиллеристы и произошло оно от сокращения немецкого выражения « D o n ner und D oria» – «черт возьми!», которое невольно восклицал каждый, кто впервые видел этого монстра. По другой версии, «Дора» – это имя жены главного инженера фирмы. По третьей – это название местечка, где стоял гарнизон с этим орудием.

На самом деле, это кодовое название не выбивается из общего принципа присвоения кодовых наименований различным типам крупнокалиберных орудий «А- Ger ä t » (Альфа) – это 24-см гаубицы, «В- Ger ä t » (Бета) – это 30,5-см гаубицы, « Gamma - Ger ä t » (42 см) входила в тот же дивизион, что и « D - Ger ä t », или «Дора». Так что «Дора» – это тип орудия, а «Густав» – имя собственное.

Учитывая сложившуюся традицию, мы будем использовать именно это устоявшееся наименование орудия. Хотя это не совсем правильно, но писать каждый раз «орудие типа «Дора» слишком долго.

Не будем пересказывать общедоступную информацию об этом орудии, ее легко найти. В 1935 году фирме Круппа (« Feidrich Krupp A . G .») заказали проработку нескольких вариантов орудия, способного вести огонь с дистанции 45 км, и пробивать 1 метр бронестали, или 7 метров бетона, или 30 метров скального грунта. Рассматривались орудия калибром 70, 80 и 100 см. Длина ствола не регламентировалась, но она должна была обеспечивать спецификационную дальность стрельбы.

Законы физики никто не отменял, и 70-см орудие, по расчетам, не в полной мере обеспечивало требования спецификации, а 100-см пушка оказалась слишком большой и тяжелой. В связи с этим, в 1937 году остановились на 80-см варианте.

В 1939 года управление вооружений вермахта заказало сразу три таких орудия. Всего за разработку фирма получила 3 млн. рейхсмарок, и еще 7 млн. обошлось изготовление первого орудия. Суммы, по тем временам, огромные. На церемонию официальной приемки орудия Альфред Крупп лично пригласил Адольфа Гитлера и министра вооружений Альберта Шпеера.

Орудие калибром 80,7-см было железнодорожным, для стрельбы требовало две железнодорожные колеи. Перемещение осуществлялось двумя тепловозами. Помимо опоры орудия пути имели и другое назначение: левый служил для подвоза снарядов, правый – для подвоза зарядов и гильзы к орудию. Соответственно один подъемник (более мощный) служил для подачи снарядов, второй зарядов. Сборка орудия требовала четырехколейной железнодорожной ветки, т.к. по крайним путям перемещался козловой кран, осуществляющий монтаж деталей. Орудие имело свою подвижную дизель-электростанцию, локомотивы, штат обслуги численностью около 500 человек. Колея, а точнее, две колеи, позиции для стрельбы имели строго определенный, точно выверенный радиус, т.к. орудие не имело горизонтальной наводки и наведение на цель велось путем перемещения орудия по рельсам определенной кривизны. Сокращение же радиуса поворота, вело к увеличению нагрузок в поперечном направлении и могло привести к опрокидыванию орудия. После каждой стрельбы вся геометрия путей проверялась.

-2

Идея была изначально тупиковой. Орудие было предназначено для стрельбы бетонобойным снарядом весом 7 тонн с очень большой дистанции по навесной траектории. Попасть с дистанции в 45 км в точечную цель (фортификационное сооружение) по навесной траектории практически невозможно. Пятно разброса будет во много десятков раз превышать размеры даже самой крупной цели. Бетонобойный снаряд, по определению, требовал точного попадания в само сооружение. Это было связано с тем, что незначительное количество взрывчатого вещества, которое содержал снаряд (всего, 250 кг), было в основном, предназначено не для того, чтобы разрушить сооружение, а для того, чтобы «дослать» взрывом массивный и прочный бетонобойный наконечник в массив, раскалывая его.

По дальности стрельбы в различных источниках даются самые разные данные. В некоторых источниках приводится цифра в 25 км, в некоторых, указывается цифра в 45 км, при стрельбе «легким» фугасным снарядом и 35 км – «тяжелым», бетонобойным. В связи с тем, что в доступе точной технической документации нет, этот аспект мы пока рассматривать не будем. Анализ боевого применения этого орудия показывает, что все его цели находились в диапазоне 23–27 км от позиции. При стрельбе на указанной дистанции, время полета снаряда составляло 28–35 секунд.

В некоторых источниках указывается, что в ходе испытаний ствол орудия выдержал около 300 выстрелов. Технически это невозможно. Ресурс ствола такого калибра и такой длины, даже при идеальном изготовлении и при использовании лучших материалов, не мог превышать 100 выстрелов. В реальности, сделав около 50 выстрелов под Севастополем «Дора» расстреляла свой ствол полностью, ее фактический калибр увеличился на 7 миллиметров (к чему это привело, мы расскажем позже).

Первые сложности при переброске орудия возникли еще до начала его монтажа и были связаны с разницей «русской» пятифутовой (1524 мм) и «европейской» (1435 мм) железнодорожными колеями. Задача была стандартной: менялись тележки, но в случае с «Дорой», имевшей усиленные тележки, она была осложнена.

-3

А, была ли, вообще, «Дора» под Севастополем? Ну… с точки зрения современного послезнания, вопрос кажется совершенно дурацким, но еще в 1985 году, бывший комендант береговой обороны Севастополя П.А.Моргунов писал:

Бывший комендант береговой обороны Севастополя П.А. Моргунов писал:

«В числе артиллерии большой мощности, как указывал Манштейн, были пушечные батареи калибра до 190 мм, несколько гаубичных и мортирных батарей калибра 305, 350 и 420 мм, а также два специальных орудия типа «Карл» калибра 600 мм. Кроме того, как писал Манштейн, под Севастополь доставили знаменитую пушку «Дора», изготовленную для обстрела французской линии Мажино, но использовать ее там не успели. … Кроме орудия «Дора», все указанные калибры были зафиксированы нами во время третьего штурма. Применение пушки «Дора» не подтверждается. До последнего дня обороны не наблюдалось стрельбы из такого орудия и разрыва снаряда столь крупного калибра. Манштейн писал, что одним выстрелом «Доры» был взорван склад в Сухарной балке, но все склады на Северной стороне были подорваны нами в последние дни обороны.

Для использования такой пушки должна была быть построена специальная железнодорожная позиция. В военно-исторической литературе указывается, что эта позиция располагалась в районе между деревнями Дуванкой и Заланкой. Однако после освобождения Севастополя не обнаружили такой позиции, хотя и искали. Если такая позиция была, то хотя бы насыпь должна была остаться».

Из статьи С.Э. Шумилина: «Надо сказать, что ряд советских официальных источников вообще считал, что «Доры» под Севастополем не было, а все слухи о ней – это дезинформация немецкой разведки. Такое заключение основывалось на том, что созданная после окончательного освобождения Крыма Советскими войсками в мае 1944 года специальная комиссия, занимавшаяся поисками огневой позиции сверхтяжелого орудия в районах сел Дуванкой и Заланкой, ничего не обнаружила. Не нашлось упоминаний о применении «Доры» и среди трофейных немецких документов».

Так … была она или нет? Начнем с позиции. Ее нет. Есть старая шутка о том, что пока противник готовится наступать по старым картам, русские меняют рельеф местности. Это как раз тот случай.

"Высота, которой уже нет".  позиция "Доры" на послевоенных картах
"Высота, которой уже нет". позиция "Доры" на послевоенных картах

Она была, и даже после войны на картах обозначена, как высота 131.0, и выемка на ней обозначена, и насыпь есть, а ныне здесь абсолютно ровная местность. Почему? Кто-то как большой стирательной резинкой затирал следы на местности. И таких «затертых» мест в истории Севастополя оказалось очень много. Кому-то очень хотелось пересмотреть этот эпизод истории.

Занимаясь историей своего родного города, я часто сталкивался с тем, что в советское время очень многие моменты истории «стирали» под видом хозяйственной деятельности. Очень часто на знаковых местах оказывались карьеры, свалки и войсковые части. Но это мое субъективное мнение. Возможно, (и хотелось бы верить), я ошибаюсь, но уж слишком много совпадений. В Севастополе «стиралось» все, что не входило в «официальную версию» событий. Мощная социалистическая экономика давала для этого достаточно много возможностей.

Позиция орудия тщательно маскировалась и задымлялась. Район прикрывался двумя дивизионами ПВО: дальние подступы держали 24 (4 батареи) 8,8-см зенитных орудий, ближние – 18 (3 батареи) 2-см зенитных автоматов. Зенитные батареи ближнего прикрытия калибром 2-см располагались дугой на холмах Эгиз-оба[2] , Узун-Сырт[3] и в районе кургана Шейхляр-оба[4] .

зенитки, прикрывавшие позицию
зенитки, прикрывавшие позицию

8,8-см зенитные батареи располагались: на высоте 306,6[5] , в долине Дуванкоя (совр. Верхнесадовое), на холме Беш-Пармак и в районе деревни Заланкой (совр. Фронтовое). Отдельные позиции прослеживаются на местности и до сих пор. Так на кургане Шейхляр-оба видны дворики, после войны в них были обнаружены останки расстрелянных пленных и мирных жителей. Прослеживаются позиции и на территории бывшей воинской части на высоте 306,6 над Симферопольским шоссе. Найдена позиция немецких зениток и под Дуванкоем.

По немецким документам, окончательная сборка орудия велась в последний момент, со 2 июня, непосредственно перед боевым применением. До этого состав с деталями орудия отстаивался в 30 км южнее станции Джанкой. Первым командиром 672-го дивизиона стал полковник Р. Бом (R. Bohm). Традиционно принято писать, что «Дора», это и есть 672-й дивизион, но это не так.

672-й дивизион специального назначения имел в своем составе:

– орудие «Дора»;

– 1-ю батарею 641-го дивизиона (35,5-см гаубицы М1);

– 459-ю отдельную батарею (42 см гаубицы «Гамма»);

– 458-ю отдельную батарею (42-см чешские мортиры 42cm tezky houfnice vz.17)[6] .

42-см орудие «Гамма» принято называть гаубицей. Длина ствола орудия составляла 16 калибров. Орудие было разработано в 1909 году на базе морского орудия большого калибра, и, изначально носило название «42 cm kurze Marinekanone L/16». В соответствии с условиями Версальского договора, все осадные орудия были отправлены на переплавку, однако, Германия сохранила единственный экземпляр на полигоне фирмы Круппа. Формально, она являлась частной собственностью, и не подпадала под условия договора.

42-см "Гамма"
42-см "Гамма"

Мортира транспортировалась по железной дороге в разобранном виде на десяти платформах, и монтировалась на подготовленный фундамент с помощью 45-тонного железнодорожного подъемного крана. Мортиру обслуживали 250 человек. Собирали и устанавливали мортиру в течение четырех дней, требовалось дождаться застывания бетонного фундамента. Боевой вес – 140 тонн, скорострельность – один выстрел в 8–10 минут. Орудие использовало снаряды:

– «старый» бетонобойный, весом 886 кг, начальная скорость снаряда 370 м/с;

– «новый» бетонобойный, весом 1003 кг, начальная скорость снаряда 320 м/с;

– фугасный весом 760 кг, начальная скорость снаряда 420 м/с.

В зависимости от угла возвышения, снаряда и заряда, менялась дальность стрельбы. Максимальная дальность стрельбы орудия достигала 16,2 км. При стрельбе бетонобойными снарядами максимальная дальность составляла 14,4 км. В соответствии с немецкими документами, позиция орудия располагалась у железнодорожного полотна, недалеко от станции Бельбек (совр. Верхнесадовое), что обеспечивало обстрел всей Северной стороны, включая мыс Толстый, на котором располагались советские батареи.

-7

В ходе современных поисковых разведок на местности удалось выявить фундамент, который, предположительно, могло использовать орудие «Гамма», но вопрос требует уточнения.

Второе орудие с похожими параметрами было чешского производства. Изначально оно называлось 42 cm tezky houfnice vz.17. Две таких гаубицы были изготовлены в 1917 году на заводе «Шкода» для австро-венгерской армии. После 1918 года одно орудие оказалось в чехословацкой другое – в итальянской армиях. После захвата Чехословакии, орудие поступило в вермахт, где она имела обозначение 42 cm H.(t).

42-см "чешка"
42-см "чешка"

Орудие имело 15-калиберный ствол и могло использовать «тяжелые» бетонобойные снаряды от «Гаммы», кроме которых орудие имело еще два вида фугасных снарядов. Дальность стрельбы 12–14 км. Скорострельность чешского орудия была в 1,5 раза выше – 12 выстрелов в час. Достоинством чешского орудия являлось то, что оно перевозилось пятью автопоездами, оснащенными тягачами «Татра». Позиции орудия были оборудованы на высоте над ущельем Кара-Коба (рукав Камышловского оврага) и представляли собой глубокий котлован для орудия и два котлована для тягачей, однако, в связи с тем, что позиция была пристреляна советской артиллерией, она была изменена.

Еще одним «компаньоном» «Доры» было орудие М-1, которое еще с декабря 1941 года находилось под Севастополем. Это орудие в составе 641-го дивизиона, участвовало в поединке с советской 30-й батареей в декабре 1941 года. Тогда, в результате обстрела, 30-я была приведена к молчанию. В июньском штурме у этого орудия изначально была другая цель, но уже 9 июня орудие вновь переключилось на поединок с 30-й батареей.

35,5-см орудие М1
35,5-см орудие М1

Орудие еще в декабре было смонтировано у Симферопольского шоссе, в 1,8 км северо-восточнее деревни Дуванкой. Расположение позиции этого орудия удалось локализовать однозначно. В отличие от «Гаммы» и чешской мортиры, это орудие было предназначено для борьбы с советской тяжелой артиллерией, которая могла бы нанести повреждения «Доре». В составе немецкой 11-й армии под Севастополем было две таких артсистемы, однако позицию второго орудия локализовать пока не удалось.

Судя по составу артиллерии дивизиона, был собран мощный бетонобойный кулак, для которого в Севастополе было очень трудно найти объекты для разрушения.

О том, как он был использован, мы расскажем в следующем выпуске...

[1] Gerhard Taube Eisenbahngeschütz Dora: D. grösste Geschütz aller Zeiten (German Edition)

[2] Рядом с концлагерем, ранее используемого для содержания пленных, строивших позицию «Доры»

[3] Позиции читаются на местности

[4] Частично запаханы

[5] Плато Кара-Тау, территория бывшей в/ч

[6] Состав дивизиона приведен по экземпляру 24пд пд приказа №5 по артиллерии 54-го корпуса на подготовку к операции «Лов осетра»: NARA T 315 R 797 fr .1021