Найти тему
Чернильная кошка

«Акунин» XIX века, или что читали во «времена» Фандорина

А.К. Беггров. Невский проспект вечером. Фото из открытых источников
А.К. Беггров. Невский проспект вечером. Фото из открытых источников
"Дело в том, что наша бедная публика давно уже набила оскомину на Габорио и Шкляревском. Ей надоели все эти таинственные убийства, хитросплетения сыщиков и необыкновенная находчивость допрашивающих следователей. Публика, конечно, разная бывает, но я говорю о той публике, которая читает мою газету."

- пишет А.П. Чехов.

- Постойте-ка, что еще за Шкляревский? – подумалось мне. И почему он был настолько популярен, что его имя чуть ли не нарицательное, и Чехов пишет об этом как само собой разумеющееся.

Естественно, это имя вы не найдете в учебниках литературы, а все потому, что писал Александр Андреевич Шкляревский в жанре т.н. «уголовного романа». Слово «детектив» в ту пору еще не существовало. А детектив во все времена являлся жанром сугубо развлекательным, и к серьезной литературе относился постольку поскольку: печаталось все в одной типографии и в одних примерно изданиях…

Хотя я и не соглашусь с подобным делением. Да, детектив должен придерживаться жесткой схемы и определенных правил, но вы попробуйте еще придумать изощренную интригу. Это не так просто как кажется.

Подобная несправедливость, кстати, больно ударила и по Шкляревскому, что в итоге закончилось весьма для него печально… Однако вернемся в век XIX, инфопространство которого еще не расширилось до размеров планеты, когда чих в одном ее конце могут услышать на другом.

Публика во все времена жаждет хлеба и зрелищ, а уж во времена без «этих ваших интернетов» и подавно. Кстати, сам Шкляревский иронизировал над этой страстью к «бульварным ужасам» и стремлением пощекотать себе нервы уважаемой публики. Скучно, в общем, а тут такие подробности…

- Чего вы тут зеваете? - обратился он к толпе. - Что за диво такое? Ну, удушили. Что с того? Рано ли, поздно ли - всем умирать приходится, а как умрешь - про то никто не ведает. Эка невидаль какая. Разойдитесь, господа! - заключил философ. - Я вас прошу честно и благородно.
Толпа и не думала расходиться.
- Вот народ! Ну что ты с ним поделаешь? - спросил самого себя городовой.

Интерес публики к первому же произведению Шкляревского был огромный. Безусловно, это была заслуженно: до него те, кто отваживался писать на «уголовные» темы, писали сухо и в жанре документального очерка. Шкляревский же превратил сухой пересказ фактов именно в остросюжетный роман – с закрученным сюжетом и психологическим портретом убийцы.

Недаром, он в одном из писем Достоевскому признается:

«Что же касается до моих чувств к вам, выра­женных в конце предыдущего письма, то это не слова, а полнейшая правда, так как всему кругу моих знакомых известно, что я принадлежу к числу самых жарких поклонников ваших сочи­нений за их глубокий психологический анализ, какого ни у кого нет из наших современных пи­сателей... Это полное мое убеждение... Если я кому и подражаю из писателей, то вам... Ваше влияние слишком ясно даже отразилось в одном моем рассказе "Отчего он убил их? (рассказ сле­дователя)" — "СПб ведомости" за 1871 год, где я не удержался, чтобы не упомянуть вашу фами­лию».
(из письма Ф.М. Достоевскому, 8 марта 1873 г.)

Шкляревского называли «русским Габорио» - автором знаменитых в то время романов про Лекока (который восходит, кстати, к не менее знаменитому Видоку). А впоследствии – основоположником жанра детектива в России.

Безусловно, это льстило бедному учителю, который едва сводил концы с концами. Выходец из интеллигентной семьи, он не смог окончить гимназию, потому что его родителям нечем было платить за его обучение. Однако он все же смог сдать экзамен на звание приходского учителя и прослужил им более 10 лет.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Первый литературный успех буквально окрылил Шкляревского. Ссылаясь на слабое здоровье, Александр Андреевич тут же бросает опостылевшую службу и уезжает в Петербург, надеясь заслужить славу и деньги.

Но вот тут его поджидал удар. Дело в том, что несмотря на то, что публика зачитывалась его произведениями, критика не спешила давать благоприятные отзывы, считая «уголовный роман» беллетристикой, не заслуживающей серьезного внимания. Хотя при этом, признавалось, что сюжеты его романов написаны талантливо.

Это больно ударило не только по самолюбию Шкляревского. Его романы охотно брали в популярные газеты, но вот серьезные литературные журналы часто отклоняли его рукописи. А это совсем другие гонорары. В итоге, несмотря на славу… она почти ничего не стоила.

Чтобы хоть как-то прокормить семью, Шкляревский был вынужден писать очень быстро и много. А это сказывалось на качестве его произведений.

В итоге, слабое здоровье, усугубленное алкоголизмом, сделали свое дело, и в 46 лет писателя не стало.

Неудачи на писательском поприще, которому он отдал так много времени и труда, сделали его самолюбие довольно болезненным.

Известен случай, когда он принес свою рукопись Достоевскому, видимо, надеясь, что писатель, которого он очень уважал, все же опубликует его рассказ в своем журнале. Достоевский рукопись прочитал и действительно ее принял. Но поскольку Шкляревский не оставил своего адреса, сообщить ему об этом не смог. Проходит две недели, Шкляревский заходит к Федору Михайловичу, чтобы услышать его мнение, но того нет дома… Раз, другой. На третий ему везет, но вот беда – Достоевский попросил прислугу не пускать к нему никого, потому что работал всю ночь и очень устал.

Шкляревский устраивает скандал и требует поднять писателя, потому что он «не мальчишка и не лакей, и не привык дожидаться в прихожей».

А дальше, по воспоминаниям корректора Достоевского В.В. Тимофеевой с его слов происходит следующее:

«Ну вот, услыхав, что мою гостиную при­нимают за прихожую, я не выдержал, поинте­ресовался узнать, кто именно, и приотворил слегка дверь. Вижу: действительно, не мальчиш­ка, человек уже пожилой, небритый, одет как-то странно: в пальто и ситцевой рубахе, штаны засунуты в голенища, в смазных сапогах. Я все-таки почтительно ему кланяюсь, извиняюсь и говорю: "Не кричите, пожалуйста, на мою Ав­дотью, - Авдотья тут решительно не виновата ни в чем... Я запретил ей будить себя, потому что работал всю ночь <...>" - "Ска­жите прежде всего вашей дуре кухарке, что она не смеет называть меня «мужиком»!.. Я слышал сейчас собственными ушами, как она назвала меня «мужиком». Я не мужик, я - писатель Шкляревский, и мне угодно получить мою ру­копись!" - "Великодушно прошу извинить Ав­дотью за то, что она по костюму приняла вас не за того, за кого следовало... А относительно ру­кописи я вас прошу обождать пять минут, пока я оденусь. <...>" И представьте себе, он не дал мне даже договорить! - с удрученным видом продолжал Федор Михайлович. - Кричит свое: "Я не хочу дожидаться в прихожей! Я не лакей! Я не двор­ник! Я такой же писатель, как вы!.. Подайте мне сейчас мою рукопись!" - "Вашу рукопись, - говорю ему, - вы получите в редакции «Граж­данина», куда она сдана уже две недели назад с отметкой, что пригодна для напечатания..." - "Я не желаю иметь дело с вашей редакцией «Гражданина»! Я отдал рукопись вам, а вы за­ставляете меня дожидаться в прихожей!.. Как вам не стыдно после всего, что вы написали!.. Вы - ханжа, лицемер, я не хочу больше иметь с вами дело!"
- Странное самолюбие бывает иногда у лю­дей! Писатель одевается для чего-то, как двор­ник, и сердится, когда его принимают за "мужи­ка"! "Разоблачить" меня собирается!.. Вот уж чего бы никогда не подумал, — что мне можно поставить в вину, что гостиная моя напоминает прихожую, что швейцаров я не держу на подъез­де!..
- Непременно этот Шкляревский из духов­ного звания. Сын дьячка или пономаря, - гово­рил мне опять Федор Михайлович день или два спустя...».

Источник

Франц Альт. Исаакиевский собор в снежный день. Фото из открытых источников
Франц Альт. Исаакиевский собор в снежный день. Фото из открытых источников

Должна признать, что у Шкляревского действительно был талант. Он в самом деле пишет интересно, с множеством любопытных деталей и тонких психологических наблюдений. Да, до глубины Достоевского ему далеко, но спишем это на то, что из-за постоянного безденежья он не успевал достаточно проработать свои черновики.

Заинтригованная Чеховым, я прочитала три самых знаменитых его романа (хотя по объему до уровня романа они не дотягивают, скорее, повести, но опять же, спишем все на то, что Шкляревский был вынужден писать в сжатые сроки):

Рассказ судебного следователя

- довольно необычная концовка, заставившая меня расхохотаться. Неудивительно, что издатель ее полностью переписал. Интригу раскрывать не буду.

Русский Тичборн

- интересно закрученный и нелинейно выстроенный сюжет, который постепенно складывается в единую картину из разрозненных на первый взгляд пазлов. Интрига кроется в подмене личности.

Секретное следствие

- смерть по необъяснимым причинам приводит к сложному гамбиту. Самый, наверное, психологичный из романов Шкляревского. Героиня напомнила мне Настасью Филипповну из «Идиота» - в том, как ее кидает из крайности в крайность...

Кстати, традиционно – русский детектив отличает именно психологичность – мотивы, побудившие к убийству, и гораздо менее - логика следователя/сыщика, который по деталям восстанавливает схему преступления.

___________________________________

Если вы тоже заинтригованы и отправились читать Шкляревского, как и я, то напишите в комментариях, какие впечатления у вас сложились ;)

А вообще, знаете, крайне любопытно читать то, что было популярно 100-200 лет назад и сравнивать с современными образцами жанра. И иногда... понимаешь, что время с ними обошлось весьма несправедливо.

___________________________________

#исторический детектив #биографии писателей #исторические личности #исторические факты #детективы #чтение