Нестор Иванович Махно – историческая личность, которая вызывает уважение даже у тех, кто не разделяет анархистских взглядов. Если разобраться, то сейчас и анархистов-то нет. А Махно помнят, о нем снимают картины. И эти фильмы, сериалы с удовольствием смотрят.
Я думаю, это всё потому, что Махно был настоящим человеком, который жил по совести противопоставляя себя лживому государству. И не важно, кто был во власти: царь, большевики. Махно не любил ни одного, ни других. Хоть и с коммунистами сотрудничал. Но это его погубило.
Думаю, Нестор Иванович прекрасно понимал, что большевики, окрепнув, начнут «подчищать» всех. Махно воевал за них, против них. Он бил белогвардейцев и разбирался с батьками, которых на Украине в годы Гражданской войны развелось очень много.
Его самого ассоциируют с этими батьками, «удельными князьями», самопровозглашенными атаманами и командующими армиями. Махно был не такой. Пока все мечтали, как же урвать кусок пожирнее, он бился за своё Гуляйполе.
В советских картинах Нестора Ивановича показывают этаким слегка тронувшимся злодеем. Мифы постепенно развенчивают. И это замечательно.
Когда я пишу что-то хорошее о врагах нашей страны, меня за это критикуют. Говорят, что идет обеление злодеев. Это, наверное, так и выглядит. Но цель у меня иная. Врага нужно уважать. Даже того, который уже побежден. Ведь победа над сильным врагом – она еще более ценная и достойная. Так ведь?
Коммунистам, которые Махно предали, не стоило, наверное, делать из героев Гражданской, воевавших с других сторон, карикатуры. Есть такой метод: смех над врагом помогает его одолеть. Я своё мнение высказала.
Теперь давайте о жизни Нестора Ивановича в Европе.
Долгая дорога в Париж
В 1921 году Махно с малочисленными товарищами (78 человек) оказался в Румынии. Красная армия почти полностью разгромила анархистов. У махновцев был один путь к спасению – уйти за границу. С Махно была и его жена Галина (Агафья) Кузьменко он всегда была с мужем – до 1927 года. 8 лет. Участвовала в судах, воевала, поддерживала супруга и родила ему дочь Елену.
В Румынии, как и позже в Польше, Махно бедствовал. Кое-как его поддерживали американские анархисты, но не так, чтобы можно было шиковать. Нарком иностранных дел Чичерин требовал выдачи Махно. Румыны несколько раз ответили отказом. В следующем году Нестор Иванович в сопровождении 17 человек отбыл в Польшу. Махно там судили за то, что в Галиции он якобы готовил восстание, чтобы присоединить земли к советской стране. Нужно сказать, что приговор был оправдательный.
Позже Нестор публично высказался, что намерен бороться против большевиков. Правительство Польши эти речи осудило. Политический ветер подул в другую сторону, видимо.
В краткой биографии Махно пишут, что он пытался свести счеты с жизнью, после чего его отправили в Данциг и установили полицейский надзор.
Представляется, что это миф. Махно и не думал малодушничать. У него было очень много идей планов, хоть и не было денег.
В Данциге Нестора Ивановича попытались взять в оборот советские чекисты. Но он выпрыгнул из машины и сдался немецкой полиции.
В 1924 году Махно оказался в Германии – добился выезда. Не без помощи друзей-анархистов. Положение не улучшилось. Махно бедствовал, голодал. На этом фоне прогрессировал костный туберкулез.
Оседлая жизнь
В 1925 году Нестора Ивановича вывезли в Париж. Там он жил на квартире художника Ивана Лебедева, продолжал заниматься политической деятельностью.
Коммунисты к тому времени уже достаточно окрепли, чтобы заниматься мощнейшей пропагандой. Махно обвиняли в еврейских погромах и многоженстве. Нестор Иванович отстаивал свою честь. Ему удалось опровергнуть все обвинения, доказать, что он – честный человек, который сражался за свою родину, за своих людей.
На Нестора Ивановича постоянно выходили разные люди, предлагали сотрудничать. Известно, что Махно был, можно сказать, консультантом у испанских коммунистов. Сам он воевать уже не мог – слишком много ран было на его теле. И они давали о себе знать.
Кавалер ордена Красного Знамени отметил в пригороде Парижа свое 45-летие, дожил до середины лета и ушел.
Незадолго до этого он смог повидаться с дочерью. Я упоминала, что супруга Махно ушла от него в 1927 году, сославшись на то, что девочке нечего делать рядом с больным. Нестор Иванович пожелал Елене жить, быть здоровой и счастливой.
Кремированный прах великого борца за свободу находится в Париже. Не призываю к паломничествам. Но, если будете рядом, стоит почтить память легендарного батьки Махно.