Сегодня ретроградный пост. Планировал приурочить его к 8 марта, да немного закрутился в делах своих праведных - поэтому выкладываю его только сейчас)
В имперской России 1750-1850х годов существовало уникальное явление - крепостные театры, самые известные из которых принадлежали Шереметевым, Юсуповым, Апраксиным. В таких театрах великолепные певцы и балерины, драматические актёры, игравшие не хуже профессионалов, находились в совершенно бесправном положении, в котором самым страшным была полная зависимость от капризов хозяина.
Может быть это была очередная гримаса истории, может кто-нибудь увидит в этом элемент исторического возмездия, но в начале своей истории норильский драматический театр де-факто был полукрепостным, роль помещиков играли власть предержащие функционеры из администрации Норильлага, а в театральной труппе одной из самых заметных фигур была настоящая княжна из ярославских князей Урусовых!
Евдокия (Эдда) Юрьевна Урусова (10 [23] ноября 1908, Москва, Российская империя — 23 декабря 1996, Москва, Россия) — советская и российская актриса, заслуженная артистка РСФСР (23.03.1977), народная артистка РСФСР (14.10.1988).
1908, 23 ноября. — Родилась в Москве. Потомственная княжна. Отец – князь Юрий Дмитриевич Урусов (1878 г. р.). Мать – Евдокия Евгеньевна (Евдокия Салиас де Турнемир, дочь писателя Евгения Салиаса де Турнемир, 1882–1939). Сестра – Елена, брат – Кирилл. Получение широкого образования (прекрасно пела, владела иностранными языками, танцевала, декламировала стихи и прозу).
До окончания средней школы – занятия параллельно в студии театра.
1920-е гг. — Съемки в кино. С первых же ролей проявила себя как актриса комедийного дарования.
1928. — Окончание Студии им. М.Н. Ермоловой у Н.П. Хмелева и зачисление в труппу его театра (позднее – театра имени М. Ермоловой).
1928–1938. — Актриса театра им. М.Н. Ермоловой, на основных (ведущих) ролях.
Муж – артист театра им. Ермоловой Михаил Унковский – принадлежал к известной семье (дед - адмирал И.С. Унковский командовал фрегатом «Паллада», плавание которого описано в книге И. А. Гончарова).
1935, начало. — Арестованы отец Ю.Д. Урусов, младшая сестра Е.Ю. Раевская, муж сестры С.П. Раевский.
1936, февраль. — Доставлена в Москву из политизолятора сестра Е. Раевская. Состоялось ее свидание с матерью и пятилетним сыном и объявлен приговор: 10 лет без права переписки.
1938, начало. - Представлена к званию Заслуженной артистки РСФСР.
1938, май. — Арест ведущих артистов театра, среди них муж, Михаил Унковский. Постановлением Особого совещания все они были осуждены на 8 лет заключения в ИТЛ.
1938,17 июня. — Арест Эды на вокзале перед отходом «Красной стрелы», на которой театр выезжал на гастроли в Ленинград. Следователь Эдельман вел допрос на Лубянке. Перевод из внутренней тюрьмы на Лубянке в Таганскую тюрьму.
1938, 20 июня. – Постановление тройки УНКВД по Московской области – осуждена по ст. 58 за контрреволюционную деятельность к 10 годам ИТЛ.
1938, сентябрь. — Объявлен приговор тройки. Этап эшелоном на Восток.
1939, декабрь. — Смерть матери от рака желудка в возрасте 57 лет. Официальным опекуном сына Э.Ю. Юрия стал ее брат Кирилл Юрьевич Урусов.
1942. — В ответ на запрос Э,Ю. получение официального извещения о смерти мужа – Михаила Унковского.
1938–1947. — Срок отбывала в Буренинском пункте Дальлага, работала в топографическом отряде, играла в лагерном театре, затем была дояркой, счетоводом. Перевод в женскую колонну на станции Известковая. Актриса и режиссер театра КВО Восточного Управления МВД Бамлага. Работа в театре политотдела МВД на Дальнем Востоке и Хабаровском крае. От Комсомольска-на-Амуре стройку вели заключенные Бамлага, от Советской Гавани – с Колымы. Голод. Дорога продвигалась к океану, и театр двигался вслед за строителями. У Эды Юрьевны разыгралась жесточайшая язва.
1947, 17 июня. — Досрочно освобождена, но некоторое время продолжала работать по вольному найму в концертной бригаде Постройкома Ургальского строительства лагеря №4 НКВД СССР.
1948, весна. — Приезд в Москву вместе со своим другом Александром Ивановичем Блохиным, ставшим мужем. Жизнь в г. Александрове, в Москве - наездами.
1948, лето. — На актерской бирже нашла работу в Угличском драматическом театре.
1949, январь. — На зимние каникулы приезжает сын, закончивший 10-й класс.
1949, 15 мая. — Второй арест прямо на сцене и помещение в Ярославскую тюрьму, отправка в бессрочную ссылку в Красноярский край. Знакомство с актером Г.С. Жженовым в пересыльной тюрьме в Красноярске.
1949, 28 октября. — Доставлена в таежное село Тасеево Красноярского края, неподалеку от деревни, где была Наталья Сац, и выпущена на поселение вместе с группой таких же ссыльных.
1950, к весне. — Получение приглашения в Драматический театр в Норильске, который относился к тому же Красноярскому краю. Приезд мужа А.И. Блохина в Тасеево.
Стенд, посвященный Э.Ю. Урусовой. Размещен в современном здании Норильского драматического театра.
1950–1954. — В Заполярном театре драмы в Норильске сыграно множество различных ролей.
1955, весна. — Ссыльным выданы чистые паспорта. Освобождение.
Возвращение в Москву с жестокой язвой и дистрофией последней степени. Лечение в Институте им. Склифосовского.
1956. — Реабилитация. Предоставление комнаты в коммунальной квартире. Обращение в Министерство культуры РСФСР с просьбой о возвращении в театр. Возвращение в театр имени Ермоловой. Успешная работа мужа руководителем танцевального коллектива в художественной самодеятельности. Выделение театром однокомнатной квартиры.
Работа у Бориса Львова-Анохина в Новом драматическом театре. Её последняя роль – в спектакле «Письма Асперна».
1996, 23 декабря. — Скончалась Э. Ю. Урусова. Похоронена в г. Москве на Введенском кладбище.
Первое здание Норильского Заполярного театра драмы имени Вл. Маяковского.
Из воспоминаний самой актрисы:
«Это было лето 1950 года, - вспоминала Урусова о своём прибытии в Норильск. - Театр пуст — все уехали в отпуск. На месте директор и кое-кто из актеров. Меня встретила одна актриса из Тбилиси, Евстратова (впоследствии она сыграла в фильме Кулиджанова «Преступление и наказание» старуху-процентщицу). Она никуда не поехала, видно, у нее никого не было. Она нас встретила, угостила чаем, поила-кормила, всячески привечала. А мы продавали на рынке чеснок и на эти деньги питались.
К началу сезона стали съезжаться артисты. Тогда я впервые увидела Смоктуновского. Это был скромно, даже бедно одетый — в каком-то пиджачке, с рюкзаком за спиной — несколько сутулый юноша. (Когда я смотрела «Берегись автомобиля», Деточкин напомнил мне того Кешу, какого я знала в Норильске, - только он тогда был моложе. Но походка, сутулость и весь вид человека не от мира сего, отстраненного, чудаковатого — из того времени.) Он держал себя очень замкнуто, очень скрытно, почти ни с кем не разговаривал. Но с нами у него сложились самые дружеские отношения; мы жили все рядом в коридоре на втором этаже актерского дома — он, я с мужем, Жженов с женой. Но по-настоящему дружил только с Жженовым: Смоктуновский нуждался очень, и Жженов ему всячески помогал.
Театр в Норильске был очень хороший. В его труппе играли актеры из Москвы, Ленинграда и из других городов. Кое-кто приезжал в Норильск, чтобы, получая северную надбавку, увеличить свою пенсию.
Главным режиссером был Дашковский, немолодой, интеллигентный человек и довольно сильный, опытный режиссер. Он не навязывал актерам своего решения, охотно шел навстречу актерам: с ним было просто и легко.
Он себя неважно почувствовал и уехал на юг. Его сменил Кякшто, но он недолго был у нас. А до этого, примерно за год до моего прихода, главным режиссером работал бывший актер Дикого — Никандров, замечательный актер. Рассказывали, что это был хороший период в жизни Норильского театра.
Уровень спектаклей был значительно выше ряда провинциальных театров. Прежде всего, намного выше был уровень актерского исполнения, ибо туда приезжали артисты высокой профессиональной квалификации... Актеры стремились в Норильск — в театре был хороший репертуар, хорошая труппа, толковые режиссеры, а кроме того, здесь хорошо платили, давали квартиры, вообще, это был богатый город. А самое главное — это был театральный город, театр всегда был полон.
Хорошими спектаклями были «Бешеные деньги» и «Не все коту масленица» А.Островского, «Зыковы», «Последние», «Сомов и другие» М.Горького, «Калиновая роща» А.Корнейчука. Особенным успехом пользовался «Шельменко-денщик» Г. Квитка-Основьяненко. В нем великолепно комедийную роль неудачного жениха Лопуцьковского играл Смоктуновский. А я — Аграфену Семеновну. Был он занят и в слабой пьесе Поташова «За здоровье молодых», роль тоже комедийная. Хорошо играл Петра в «Последних». Мы вместе были заняты и в спектакле «Близкое» Ю.Чепурина.
Однажды мы с Жженовым сидели в партере и смотрели, как Кеша репетирует. Ведь всегда интересно смотреть, как это делает хороший, большой актер. Он репетировал роль не то итальянца, не то испанца — в шляпе с большим страусовым пером, в плаще, в высоких сапогах. Это было настолько здорово, что мы только восхищенно переглядывались. Я помногу раз смотрела во всех ролях Михаила Чехова. Без преувеличения могу сказать, что репетицию Смоктуновского я могу сравнить с впечатлением от игры Чехова».
Сам Иннокентий Смоктуновский в свою очередь рассказывал:
«Я, конечно, был тогда еще очень молод и порой даже обижался на этакое снисходительное отношение ко мне старших товарищей. Но сегодня, через многие годы, я могу признаться, что я тогда просто восхищался талантом Урусовой-актрисы, ее талантом настоящего, большого человека, всегда готового прийти на помощь в любой беде».
После реабилитации в 1956 году Эдда Урусова вернулась к обычной жизни.
Конечно, творческая карьера актрисы проходила в Московском драматическом театре имени Марии Николаевны Ермоловой, однако немало хороших, запоминающихся ролей (не менее сорока) было сыграно и в кино. Напомню некоторые из них.
"Братья Карамазовы" (Марфа Осиповна), 1968 г.
"12 стульев" (Клавдия Ивановна Петухова, тёща Воробьянинова), 1971.
"Ларец Марии Медичи" (Вера Фабиановна Чарская, потомственная дворянка, урождённая Декальве), 1980.
"Курьер" (Агнесса Ивановна, бабушка Кати), 1986.
Все вышеперечисленные роли объединят то, что в них Урусова присутствует в амплуа человека, как говорили во времена Зощенко "из бывших", "из прежней жизни", чудом (без кавычек!) уцелевший осколок Российской империи...
Полное оглавление канала severok1979 за 2019 год