Найти в Дзене
Шахтёр

Фокус с обменом старых денег на новые.

Под видом борьбы с нетрудовыми доходами в срочном порядке с 23-го по 25-е января 1991 года в стране обменивались 50- и 100-рублёвые банкноты образца 1961 года на более мелкие купюры образца того же года или на аналогичные номиналы образца 1991 года. В народе «конфискационный» обмен известен как «павловская реформа» по фамилии первого и последнего премьер-министра СССР Валентина Сергеевича Павлова. В один из дней обмена у меня был выходной и я без проблем заменил старые деньги на новые, в сумме ничего не потерял.

Чуть позже в обороте появились мелкие номиналы банкнот образца 1991 года – 1, 3, 5 и 10 рублей. «Четвертной» в ходу не было, хотя она тоже готовилась к выпуску.

Прежде, чем я перейду к случаю из жизни, для расширения кругозора отмечу ещё такой факт. Мелкие купюры 1961 года – 1, 3 и 5 рублей, выпускались в обращение Казначейством СССР и потому не являлись банкнотами. По сути они выполняли роль разменных денег, эдакий вариант бумажных «монет». Новые купюры 1991 года всех достоинств, в том числе 1, 3 и 5 рублей, эмитировались Гос.Банком СССР и, таким образом, вся линейка «бумажных» номиналов была представлена исключительно банкнотами.

Было время, когда в обороте одновременно ходили старые деньги (1961 г. кроме 50- и 100 руб.) и новые (1991 г.) в соотношении 1:1. Прошёл слух, якобы старые деньги в скором времени отменят безо всякого обмена и они в одночасье превратятся в красивые бумажки, которыми впору стены обклеивать. Сразу же нашлись дельцы, которые обменивали 100 старых рублей на 95 новых рублей. Маржа обмена – 5 рублей. Сумма невелика, можно и пожертвовать ею, чтобы не потерять больше. У нас в бригаде один шахтёр рассказывал, как он у «менял» менял старые деньги на новые (в кавычках – существительное мн. ч., без кавычек – глагол пр. вр.).

Фото: Александр Наумов. Снимок никакого отношения не имеет к истории, а лишь косвенно иллюстрирует публикацию.
Фото: Александр Наумов. Снимок никакого отношения не имеет к истории, а лишь косвенно иллюстрирует публикацию.

Приехал в центр. Обычно менялы тусовались на городском рынке и у универмага, изредка появлялись на привокзальной площади. Направился к универмагу. Сбоку от входа кучкуются несколько крепких, молодых ребят. Подходит к ним, спрашивает:

– Где тут можно деньги обменять?

Интересуются:

– Много надо?

Уточняет:

– Пятьсот рублей, а там видно будет.

Называют таксу:

– За сто рублей даём 95. Годится?

Шахтёр соглашается:

– Лады. За 500 рублей такса получается 25 рублей.

Достаёт из кармана деньги образца 1961 года, отсчитал 500 рублей, передал меняле. Тот сунул купюры в карман, из другого достал обандероленный корешок (пачку с банковской лентой) новеньких пятирублёвых банкнот 1991 года, отсчитал себе пять бумажек, остальную пачку отдал шахтёру. Довольный удачей, что так быстро поменял старые деньги на новые, шахтёр собрался уходить, пряча купюры в карман. Меняла его остановил:

– Ты не торопись. Пересчитай лучше деньги.

Шахтёр махнул рукой:

– Да я верю. Чего их пересчитывать?

Меняла запротестовал:

– Нет-нет, пересчитай. Деньги счёт любят.

Шахтёр согласился и принялся пересчитывать полученную от менялы пачку пятирублёвых банкнот образца 1991 года. Чтобы надолго не задерживаться и поскорее уйти от компании коротко стриженных ребят, шахтёр быстренько перелистал тугую пачку хрустящих купюр и... недосчитался двух листов. Не хватает в сумме десяти рублей. Второпях наверно обсчитался. Заново пересчитал, но по-прежнему в пачке было только 93 банкноты вместо 95-и. Меняла со своими товарищами стоит рядом, наблюдает за шахтёром. Однако сколько бы он не пересчитывал деньги, их количество оставалось неизменным. Наконец шахтёр заявляет:

– Двух штук не хватает.

Меняла то ли удивился, то ли обрадовался:

– Я же говорил, что деньги пересчитывать надо. Дай-ка я посчитаю.

Без тени сомнения шахтёр вернул меняле пачку денег, тот их пересчитал и кивнул головой, промолвив:

– Верно, двух штук не хватает.

Достал из кармана две купюры, положил их сверху на пачку и отдал шахтёру. Не пересчитывая вновь пачку, шахтёр сунул деньги в карман и поехал домой. Теперь-то что их считать? Пересчитывали несколько раз – не хватало двух бумажек. Меняла прибавил к пачке недостающие две купюры и теперь их 95 штук (5 штук – маржа за обмен).

Дома шахтёр отдал новые деньги жене, она их пересчитала и удивлённо спрашивает:

– А где ещё пять банкнот?

Шахтёр объясняет:

– За каждые сто рублей в обмен дают 95 рублей, а 5 рублей менялам в карман идут.

Жена возражает:

– Это понятно. Я спрашиваю, где ещё 25 рублей – 5 банкнот по 5 рублей?

Шахтёр удивлённо переспросил:

– Как где? У тебя в руках.

В ответ жена протянула пачку мужу:

– Считай.

Шахтёр пересчитал и замер в изумлении – вместо 95-и купюр теперь в пачке было только 90 штук. Может, в кармане остались? Сунул руку в карман, но он был пуст. Муж растерянно развёл руками:

– Ну не знаю я, когда этот гад умудрился 5 банкнот умыкнуть. Было 93 листа, он сверху положил 2 штуки, должно получиться 95, а на деле осталось только 90.

История быстро облетела шахту и менял в центре города старались обходить стороной. Потом стало известно, что никакого «шокового» обмена больше не планируется, а старые деньги будут выводиться из обращения по мере их поступления в банковский сектор.

-4