-Мама, смотри, какой день красивый!
Летний день не по-северному хорош. Высокое небо отдает сказочной лазурью. Солнце палит нещадно. Оно ослепляет. Многочисленные воробьи разрезвились и расчирикались в листве растущей под окном рябины.
Открываю окошко, и вместе с летним воздухом в комнату врываются шум улицы и ароматы растущей рядом зелени.
Мама по-детски радуется хорошему деньку. Она усаживается поближе к льющемуся из приоткрытого окна свежему потоку воздуха и словно купается в нем, подставляя лицо едва уловимым дуновениям ветерка.
Сегодня ей легко и радостно. Весь день мама какая-то умиротворенная, спокойная. Даже в ее воспоминаниях нет обычной печали…
В начале 60-х маме на работе впервые выделили путевку в дом отдыха в Сочи. Она договорилась со свекровью, что та встретит нас в Москве и заберет внуков на пару недель в Рязань, а сама мама из Москвы отправится на юг.
У бабушки в столице жили сестра и брат. Родом они все из Серпухова, так что обосновались неподалеку...
Для меня эта поездка была полна неожиданностей и странностей.
Первое, что сразило почти наповал - это холодильник. В квартире у тети Ани был холодильник! Невероятная вещь из сказки! Он стоял около двери, довольно урчал временами, потом ненадолго затихал. Белый,загадочный, непонятный…Сам включался, сам выключался...
И еще балкон. Я впервые в жизни оказалась на балконе! Мой любопытный нос касался верха ограды, так что я хорошо видела Москва-реку и широкий проспект за нею. Далеко-далеко внизу ездили крохотные машинки, какими-то муравьями казались идущие люди.
Мне стало страшно. В животе от ужаса похолодело и защекотало, и уже никакого удовольствия не было разглядывать Кремль с его стенами и башнями. Братишке, похоже, тоже было не по себе. Ночью красный свет звезд волновал и тревожил…
Зато утром мы пошли в зоопарк. Для нас с братом это было невероятным чудом и удовольствием, если бы только мама не решила увековечить нас на фотографии с пони!.. Сначала брата посадили на спину этой смирной маленькой лошадки, а я “держала” ее за узду. Потом усадили меня, а он стоял рядом. И никто не мог убедить нас, что лошадка добрая и смирная!…
А еще в программе дня был Мавзолей.
Мы еле движемся вместе с людьми в гигантской очереди. Для нас, детей, это что-то непонятное, мучительное: нельзя побегать, посмеяться.. Вокруг все серьезны и молчаливы…
Вот торжественно и строго вытянувшиеся солдаты в красивой форме у входа… Ступеньки… Прохлада… Постамент с ложем, где покоится Ленин…
И неудержимо хохочущие при выходе люди, оглядывающиеся на нас.. Какой-то седой человек, похожий на сельского учителя, что-то говорит маме, а она быстро-быстро идет, почти бежит, буквально тащит нас за руки. Старается поскорее покинуть Красную площадь...
МАМИНЫ РАССКАЗЫ
Происшествие в Мавзолее
В тот год я впервые на юг поехала. Татьяна Петровна нас в Москве встретила и сказала, что ее сестра Анна пригласила погостить у нее несколько дней. У меня в запасе была пара дней, и я с удовольствием приглашение приняла.
Нас с Анной Петровной еще твой отец познакомил. Очень она мне нравилась. Умная, добрая, тактичная…
Вечером пришел еще их брат, Петр. Он служил в Большом театре. Голос от природы ему достался очень красивый. И хотя музыке он не учился, слух имел хороший и голос отменный. Вечер провели чудесный…
На следующий день я с вами в Мавзолей пошла.
Очередь через всю Красную площадь тянулась и, казалось, совсем не движется.
В те годы побывать в Москве и не посетить Мавзолей было чем-то немыслимым. Все стремились побывать там. Многие по убеждению шли, ведь нас верными ленинцами воспитывали. Кто-то шел, чтобы подтвердить что ли факт своего визита в столицу, кто-то просто из любопытства, в чем никогда бы не признался…
Подошла наша очередь. Около самого входа стоят солдаты роты почетного караула. Совсем такие, как по телевизору показывают: серьезные, строгие, перед собой глядят, не шелохнутся. Форма только другая у них тогда была…
Заходим в зал. Здесь уже офицеры в почетном карауле стоят.
Медленно проходим мимо тела Ленина.
Траурная негромкая музыка звучит, все торжественно, тихо, сдержанно и печально... И тут ты:
-Мама,- говоришь громким шепотом, - мам… А когда Хрущев умрет, его тоже сюда, рядом с Лениным, положат?
Лицо стоявшего в карауле офицера, мимо которого мы как раз проходили, покраснело...Глаза от еле сдерживаемого смеха чуть из орбит не выскакивают… Шедшие рядом люди странно поперхнулись… Так дико и нелепо слова твои прозвучали, что у всех реакция одна была…
На выходе из Мавзолея уже все хохотали… Представляешь? Вот картинка была: люди из Мавзолея выходят и смеются так, что вся Красная площадь дрожит…
Я скорее вас схватила, бегом по площади несусь, только бы поскорее исчезнуть оттуда...А тут пожилой мужчина в костюме парусиновом, видимо, поддержать и успокоить меня хотел, что-то из истории Кремля рассказывать начал. Только я кроме свиста ветра в ушах уже ничего не слышала…
А самый-то перец в том, что Анна Петровна, военврач, работала в больнице Кремля, а муж ее, Виктор, офицер, состоял в службе охраны того же Кремля….И жили они в Доме на Набережной…
Понравился рассказ? Спасибо за лайки, подписывайтесь.