Найти тему
Политически несерьёзно

Армейские "чумари" и "самозванцы" - кто такие...

Чумарь – человек много разъезжающий.
/армейский сленг/
На фото. Поезд едет, вагон качается...
На фото. Поезд едет, вагон качается...

Прочитал у товарища зарисовку об "отдельной роте охраны и сопровождения воинских грузов" так называемых ротах (батальонах) "чумарей".

В ВС СССР и РФ были и есть штатные отдельные батальоны - роты по охране и сопровождению военных грузов по железной дороге.

Но в армии кроме "чумарей" были ещё "самозванцы". Это когда армейские части снаряжали свои караулы для охраны и сопровождения грузов и штатные "чумари" из оРОСВГр, при встречах на путях - дорогах звали их "самозванцами".

Автор несколько раз был таким "самозванцем", снаряжался начкаром в караул по сопровождению и охране боевой техники. Личный рекорд девятнадцать дней в дороге по рельсам, когда же прибыли в часть, несколько дней земля под ногами "качалась".

Вообще у военных с железной дорогой всегда была дружба. Автор даже в армию попал в воинском эшелоне, который шёл с Дальнего Востока в Прибалтику, собирая "рекрутов" для службы в ВС. СССР. Пункт назначения эшелона был дислокация 44 учебной воздушно-десантной дивизии (Гайджунай, ЛССР). Ныне это соединение 242 учебный центр ВДВ (Омск)

Эшелон останавливался в областных центрах страны расположенных на Транссибирской магистрали, забирал призывников и, неспеша (из Новосибирска до Литвы ехали шесть дней) двигался на Запад. В итоге по моим прикидкам до семи тысяч, а может и больше, рекрутов собрали в эшелон по Транссибири.

В частности в Новосибирске-Главном воинский эшелон принял 59 призывников (в том числе и автора) и четверых "покупателей" (старлея и трёх сержантов из инженерно-саперного батальона).

Нашей команде достался целый плацкартный вагон. Кормили нас два раза в день (по уставу). В составе эшелона было две теплушки с полевыми кухнями и продскладом. Было весело и грустно, немного украдкой водки и вина, ещё свои продукты (домашние пироги), закупка на станциях, и встречай ВДВ:

Будущие десантники едут. Последний мирный призыв в армию Советского Союза!

Но тогда об этом никто не догадывался.

К слову, когда подавали эшелон к перрону на погрузку, то оцеплялся сразу караулом из десантников... Скорее для серьёзности (войскового порядкУ) ведь у нас в те времена и мысли не было уклоняться от службы в армии.

Нашей Советской армии!

В вагоне был проводник, но убирались за собой мы сами. Назначался наряд, который следил за порядком. А автора даже старшим средь "рекрутов" старлей назначил, высунулся дурачок неразумный. Не знал второй принцип армии:

Инициатива "любит" инициатора!

В конце пути старший лейтенант, как оказалось, командир учебного водолазного взвода сказал автору, мол, я тебя к себе во взвод забираю. Автор тут же представил себя уже ихтиандром-диверсантом.

Но, увы, допуск, оформленный в военкомате, не позволил стать водолазом, а вот связистом Воздушно-десантных войск - да. Но это уже другой рассказ.

На фото из группы части в ОК. С такими бойцами мы сопровождали воинские грузы. Иногда.
На фото из группы части в ОК. С такими бойцами мы сопровождали воинские грузы. Иногда.

Вспомнилось. Начальник караула "самозванцев". Сопровождаю технику связи (две Р-140) части из военного ремонтного завода. Всё как обычно. Теплушка, платформа, три бойца. Охраняем, спим, кашеварим и... И проблема дрова.

Остановка, часового на платформу выставил, лениво курю, зеваю и оглядываюсь на стоящий рядом грузовой поезд... И подавился, и волосы вздыбились.

Наверху загруженной пиломатериалом лесовозной платформы мой боец доски на дрова заготавливает. И как мне показалось от него рукой подать до контактной линии. И страшная в простоте мысль:

Убьет током нахрен (растение)!

Спокойным ( не знаю как не закричал) голосом говорю:

Абдукаримов (до сих пор помню фамилию), присядь и спускайся ко мне, я нашел дрова.

Тот непонимающе оглянулся на меня и присел. Тут я уже матерным криком:

Ложись ...! Ползком с вагона!

Боец упал и ползком вниз. Наказывать нельзя в карауле, но внушение сделал крепкое всем, не лезть туда, куда Макар телят не посылал.

А через пару дней долгая остановка в Ж.Д. тупике города спутника Волгограда Волжском. Рядом оказался навалом склад старых шпал. Мы полтеплушки шпалами забили. Одно плохо: вонючие, но горят хорошо. А уже когда ехали по Каракалпакии начали продавать их на остановках по 5 -10 рублей за штуку. Себе на еду... Правда, купить там, в магазинах было практически нечего. Вот где нищета была... И время стояло середина 80-х годов.

PS. Для предложений и общения пишите на ivan.parshikoff2013@yandex.ru. Или на странице автора есть чат "С дивана об армии" .