Как известно, согласно исламу, Аллах создал человека из глины и вдохнул в него от своего Духа. В какой-то момент воздух дошел до носа и нашел выход через ноздри. Поэтому в эту же минуту первый человек на Земле чихнул. Именно после чихания человек произнес свои первые слова. Теперь их повторяют все мусульмане.
Создание мира и наместника
Священная книга мусульман, Коран, гласит: «Аллах создал землю за два дня... Он воздвиг над землей незыблемые горы... Потом он обратился к небу, которое было дымом... Он сотворил их семью небесами за два дня и внушил каждому небу свои обязанности...» (Коран 41 [61]:9-12). На седьмом небе, как пишет Наталья Виноградова в издании «Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры», Аллах создал рай, а ниже первого – ад. Выше же седьмого неба находится трон Бога.
Проделав все это и населив Землю, Аллах решил поставить в мире своего наместника. Однако, как отмечает в своей книге «Религиозная антропология», Ксения Ермишина, достойного наместника среди уже созданных существ не нашлось. Именно поэтому Аллах и сотворил человека. Всевышний Аллах одарил человека, сделанного из «звонкой глины», разумом и волей, тем самым даровав ему некоторое превосходство над многими другими творениями. Кроме того Всевышний наделил человека бессмертием, вдохнув в него от своего святого Духа.
Первый чих на Земле
Как указывает в своей книге «Ислам и права человека в диалоге культур и религий» Леонид Сюкияйнен, в отличие от других созданий человек обладает и еще только ему присущим качеством, поскольку «Милостивый сотворил человека, обучил его речи ясной» (55:1-4). Впервые, по мусульманским верованиям, человек заговорил тогда, когда Аллах вдохнул в него от Духа своего. Этот дух проходил в тело, и оно становилось плотью и кровью. В какой-то момент дух дошел и до носа.
Как пишет в издании «Ибн Сина» Б.Я. Шидфар, воздух нашел выход через ноздри человека, и тот чихнул. При этом человек произнес свои первые слова. Он сказал: «Хвала Всевышнему!». А Аллах ответил ему: «Да воздаст тебе Аллах благом!». По мнению верующих, эта история доказывает, что чувство благодарности Богу является естественным состоянием человека в любой жизненной ситуации. «Будьте благодарны Мне и не будьте отрицающими Меня!» (сура «Аль-Бакара», аят 152).
Мусульманский этикет
Вообще, как утверждает И. С. Раимов, автор издания «Обычаи и приличия в исламе», со ссылкой на сподвижника Пророка Мухаммада Абу Хурайру, Аллах не любит, когда зевают, но любит, когда чихают. Именно поэтому зевоту необходимо подавлять или прикрывать рукой рот, а после чихания следует воздать благодарность Всевышнему. Мусульманин, присутствующий при чихании другого человека и услышавший от него слова благодарности Богу, должен сказать: «Да помилует тебя Аллах!» (Аль-Бухари 6226).
Примечательно, что Эльмир Кулиев, автор издания «Булуг аль-марам», пишет, что, согласно Абу Хурейре, у мусульманина есть несколько обязанностей перед своими собратьями: «Отвечать на приветствие, навещать больного, провожать погребальные носилки, принимать приглашение и желать блага чихнувшему». Стоит отметить, что сподвижник Пророка Мухаммада Абу Муса велел не обращаться с мольбой к Аллаху в том случае, если чихающий не воздал хвалу Всевышнему (Муслим 2992).