Видимо, не скоро я оставлю тему 8 Марта. Обсуждали недавно ситуации поздравления с праздником одноклассниц моим сыном с мамами других детей. Кто-то просто вздыхал, ахал и не верил, что такое могло произойти, обвиняли меня в преувеличении или даже придумывании ситуации. Другие делились своим опытом поздравления детей противоположного пола, а потом и не только истории поздравления, но и вообще где и как им пришлось столкнуться с неожиданной реакцией детей.
- Все идет из семьи, - сказала Наташа (дальше рассказ от лица Наташи). – А вот семьи сейчас разные. И никогда не угадаешь ни по внешнему виду, ни по манере разговора, ни по каким признакам, что за человек перед тобой, пока не попадешь с ним в «скандальную» ситуацию. И в большинстве случаев оказывается, что родители выучили мантру «мой ребенок самый лучший, я его в обиду не дам, порву любого за своего ребенка». И они даже не стремятся вникнуть в суть проблемы, разобраться в причине возникшей ситуации, а уж тем более не хотят приложить усилий по ее корректному разрешению, зато орать будут громко. И чем громче, тем сильнее веря в свою правоту. А дети потом начинают копировать их поведение. А самое смешное, что начинают верить, что в любой ситуации надо орать и чем громче, тем больше шансов на успех. Для младенца такое поведение норма. Но вот для людей постарше уже нет. А мозгами часть родителей, даже на крутых машинах, ответственных должностях, остались младенцами.
В прошлом году мой сын пошел в первый класс. Мы не стали ничего придумывать, подали документы в школу, к которой относились по прописке. Конечно, мы хотели попасть в класс к определенной учительнице, но не попали. Она брала только тех, кто ходил к ней на подготовительные курсы (и то не всех), а мы не успели к ней записаться. Попали в другой класс. Обычная учительница: не молодая и не старая, не чрезмерно заслуженная, но с опытом работы. Про нее отзывались, что она умеет держать дисциплину в классе, дает хорошие знания, работает по сложной программе. На первом собрании учительница сразу предупредила, что выбранная программа не простая, что слабым детям потребуется помощь родителей. К слову, в школе набирались классы с более простой программой. И двое родителей из нашего набора сразу же попросились перевести их в другие классы. Им тут же пошли навстречу.
Первый скандал разразился в конце сентября. Учительница провела первую диктовку. Я сейчас уже не помню. Выполняли какие-то действия в рамках программы. Учительница раздала работы детям, а в группе класса написала, что на самом деле родители должны увидеть в этих работах, что должны были освоить дети. Я посмотрела. Особых проблем не увидела и занялась своими делами. А потом, посмотрев в телефон, обомлела. Там был миллиард сообщений. Смысл их сводился к тому, что какие могут быть диктовки в начале первого класса, мол, первый класс учится без оценок, следовательно, и проверять знания нельзя у детей. Вот перейдут деточки во второй класс, тогда и начнете. Энтузиазма этой мамы хватило на то, чтобы не только писать в чате, но и пойти в школу, дойти до директора, доказывая всем, что программа составлена неверно, что учитель не имеет право так себя вести, что своими проверками знаний она формирует комплекс неполноценности у детей, что наносит им непоправимую душевную травму. Да, ее ребенок не справляется с заданиями. Но это не проблема ребенка, а проблема учителя. Это учитель должен приложить дополнительные усилия и заинтересовать ребенка, вложить в его голову необходимые знания, добиться желания ребенка учиться. Под напором этой мамы было проведено внеплановое родительское собрание, где перед родителями трясли томами образовательных программ, рекомендованных Министерством образования, утвержденных на педсоветах. Отдельно объясняли и показывали, какие именно и когда утверждены проверки знаний. Вот толку, правда, не было.
В конце концов учительница объявила, что уходит из школы, что ей надоел этот цирк, и что пускай теперь мама сама учит весь класс по своей методике. На том собрании учительницу прорвало, и она при всех высказала, что ребенок в принципе не готов к учебе, что не умеет слушать и слышать, что ему говорят, он совершенно не умеет ориентироваться на листе бумаги, не считает нужным стараться и проявлять прилежания. А маме вместо того, чтобы воевать со школой, имеет смысл заняться своим ребенком, так как если он не научится быть учеником, то дальше проблем станет только больше.
Родители дружно взвыли и взбунтовались. Прошло только две четверти и посередине года уходит учитель! Еле уговорили ее остаться. Она все равно ушла в конце года.
Пришла другая во второй класс. Ситуация повторилась. Опять претензии к учителям, что они все делают неправильно, что недорабатывают, что завышают требования. Во второй четверти выставили оценки. У ребенка «гениальной мамы», как прозвали ее за глаза родители, одни тройки, а англичанка и вовсе выставила неудовлетворительно. Единственная двойка в четверти в классе. И опять крик на весь класс, что научить не умеют, что убивают веру в себя у ребенка, что всем в школе не хватает компетенции. Учительница спокойно достает тетради ее ребенка и так же спокойно говорит:
- Позволю себе так же публично вам ответить. Ваш ребенок до сих не научился правильно оформлять свои работы, а вы не считаете нужным ему в этом помочь.
- Смотрите на содержание, а не на форму, - вскипает мама.
- Скажете это в паспортном столе, когда принесете оформленную с нарушениями анкету на загранпаспорт, - спокойно говорит учитель. – Ребенок до сих пор путает написание букв, переставляет в слове буквы, меняет слога местами. Кстати, цифры в числе он то же путает. Может быть, вам стоит начать заниматься со своим ребенком, а не только ругаться в школе с учителями?
А на это 8 Марта один мальчик из класса подарил своей соседке по парте резинку для волос. Казалось бы, мелочь. Но разразился очередной скандал. Ребенок «гениальной мамы» орала на весь класс, обзывала и мальчиков и девочек, ругалась такими словами, что сапожник не владеет таким лексиконом. Потом в чате продолжился скандал о неправильном воспитании мальчиков родителями, потому что они проигнорировали ребенка «гениальной мамы» и претензии к родителям девочки, что они растят из нее стерву, попирающую права других детей.
В итоге дети теперь дружно шарахаются от этого ребенка, а мы ждем очередную волну возмущения в чате. А если встретить эту маму вне школы, то она очень добрая, милая, обходительная, всегда с радостью раздает советы и делится личным опытом по любым вопросам, всегда активна и обходительна. Но попробуйте что-то сказать о том, что не соответствует ее представлению о правильности, попытайтесь защитить школу и признать требования учителей законными и разумными, получите такую головомойку, что второй раз не захочется с ней разговаривать. И все это называется «бороться за права ребенка». А теперь и ребенок так же активно включается в борьбу за права, вместо того, чтобы включаться в учебу.
Наташин рассказ меня не сильно удивил в свете последних событий, но заставил задуматься. А ведь и на самом деле в большинстве своем дети копируют поведение родителей, копируют их привычки и повадки. Естественно, не только личный пример определит, каким вырастет ребенок, но он задает направление развития ребенка. И вот такая яростная борьба явно не идет на пользу ребенку, превращая его в неврастеника и отвращая от него ровесников. Конечно, такой ребенок в итоге в одиночестве не останется, но вот вопрос: а нужна ли такая компания и куда она приведет самого ребенка? Вряд ли адекватно воспитанный ребенок попадет в такую компанию или долго продержится в ней. Хотя, может, я просто тешу себя ложными надеждами.