Найти тему

Способности — это врожденное или приобретённое?

Один из самых сложных вопросов, на который пытается ответить психология, это происхождение способностей: являются ли они наследственными или формируются в течении жизни?

На этот вопрос нельзя дать точного ответа и на основе жизненного опыта. С одной стороны, говорят, что, например, музыкантом нужно родиться, а с другой, что «талант — это 1% способностей и 99% пота».

Показательным является эксперимент, который наглядно демонстрирует, как неоднозначен может быть ответ на поставленный вопрос.

В исследовании крысам был предложен лабиринт, который им необходимо было пройти. Животных разделили на две группы на основе их результатов: группу более успешных (или «умных»)  и менее успешных (или «глупых»). Затем производили скрещивания крыс по выделенным группам. К 6 поколению число ошибок в прохождении лабиринта у «глупых» сильно возросло, а у «умных», соответсвенно, сильно снизилось.

То есть, мы можем говорить о генетических предпосылках к проявлению тех или иных способностей.

-2

Однако эксперимент на этом не закончился. Теперь «умных» крыс поместили в среду, где они не могли тренироваться и активно действовать. После, когда их помещали в лабиринт, они действовали на уровне «глупых» крыс. Более того, выращенные в богатой для развития среде «глупые» крысы показывали результаты «умных крыс» из нормальной среды. Таким образом, невозможно отрицать и значение условий среды для формирования способностей.

-3

Итак, у способностей существуют генетические предпосылки. Мы не знаем, в чём именно они состоят и насколько большую роль играют, но факт того, что склонность к определённым способностям передаётся по наследству, существует. Однако то, насколько проявляются эти способности, зависит от условий развития человека. Неблагоприятная среда, травмирующая  ребёнка в период его становления, препятствует раскрытию способностей. Также и излишние принуждение или давление со стороны окружающих может «блокировать» развитие способности. Когда же внешние ситуации соответсвуют внутреннему развитию ребёнка и совпадают с его потребностями, а мотивация естественна, то способность достигает наивысшего развития.