Найти тему
Артхив

«Масленица» Кустодиева

Сегодня знаменитые Кустодиевские «Масленицы» - достояние нации, признанный образчик подлинно народного, но оттого не менее очевидного искусства.

Масленица (Масленичное катание). Борис Михайлович Кустодиев, 1919
Масленица (Масленичное катание). Борис Михайлович Кустодиев, 1919

Однако при жизни художника праздничный перезвон бубенцов нередко тонул в гвалте сердитых голосов – не все Кустодиеву «было масленицей».

Балаганы. Борис Михайлович Кустодиев, 1917
Балаганы. Борис Михайлович Кустодиев, 1917

Разумеется, Борису Кустодиеву приходилось сталкиваться не только с всеобщим восхищением. Одни критиковали его за то, что он будто бы подражает Репину, находились и те, кто пенял его портретам на «недостаток репинского психологизма». Но самую яростную критику вызвала «Масленица», написанная Кустодиевым в 1916-м.

Когда Петербургская академия художеств приобрела картину за 1700 рублей, несколько членов совета вышли из его состава в знак протеста против
«покупки малограмотного кустодиевского лубка» .

Масленица. Борис Михайлович Кустодиев, 1916
Масленица. Борис Михайлович Кустодиев, 1916

Кустодиев в это время был прикован к постели после очередной операции на позвоночнике, «Масленицу» он писал по памяти. Работа над картиной была для него возможностью вновь пережить любимый праздник, почувствовать свист ветра в ушах, не вставая с кровати. Кустодиев считал, что нашел для своей картины правильную и искреннюю интонацию. И тяжело переживал критику.

К счастью, за любимого ученика вступился сам Репин, пришедший от «Масленицы» в восторг. Но лучшим «адвокатом» Кустодиева стал Александр Бенуа, писавший:
«Настоящий Кустодиев - это русская ярмарка, пестрядина, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями. Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость».

Оригинал статьи размещен по адресу
artchive.ru