Найти тему

Русский народ в борьбе за передовую культуру. Часть 6

Продолжаем публикацию. Правописание оригинала сохранено.

Начало книги "Великий Русский Народ" - здесь:

https://zen.yandex.ru/media/id/5e72555bb22d3c6dcc1e62f6/velikii-russkii-narod-vvedenie-60493738013fe76fa3cec4d0

https://zen.yandex.ru/media/id/5e72555bb22d3c6dcc1e62f6/liubov-russkogo-naroda-k-svoei-rodine-i-ego-borba-za-svoiu-svobodu-i-nezavisiost-chast-2-6049e615752e6e35d12ebffe

https://zen.yandex.ru/media/id/5e72555bb22d3c6dcc1e62f6/obrazovanie-edinogo-russkogo-gosudarstva-i-rol-moskvy-v-sobiranii-russkih-zemel-chast-3-604a0f2365a3ff11013b22ab

https://zen.yandex.ru/media/id/5e72555bb22d3c6dcc1e62f6/boevye-tradicii-russkogo-naroda-i-sozdanie-russkogo-voennogo-iskusstva-chast-4-604a1a6447ab35453280bb94

https://zen.yandex.ru/media/id/5e72555bb22d3c6dcc1e62f6/russkii-narod-v-borbe-protiv-ugnetatelei-chast-5-604a6ee847ab3545323056b9

-2
-3
Анна Михайловна Панкратова. Академик АН СССР.  Из русской рабочей семьи. Родилась в Одессе. Ученица М. Н. Покровского, тесно связанная с ним всей своей деятельностью. В 1937 году возглавила кафедру истории СССР Саратовского государственного университета. В 1939 году публично отмежевалась от Покровского, осудила его взгляды, выступив в роли популяризатора партийных решений в области исторической науки. С 1939 по 1947 год - заместитель директора Института истории АН СССР.
Анна Михайловна Панкратова. Академик АН СССР. Из русской рабочей семьи. Родилась в Одессе. Ученица М. Н. Покровского, тесно связанная с ним всей своей деятельностью. В 1937 году возглавила кафедру истории СССР Саратовского государственного университета. В 1939 году публично отмежевалась от Покровского, осудила его взгляды, выступив в роли популяризатора партийных решений в области исторической науки. С 1939 по 1947 год - заместитель директора Института истории АН СССР.

Делительная борьба русского народа против чужеземных захватчиков и против царизма усиливала патриотические чувства русского народа. Эти чувства любви к Родине и к свободе находили своё яркое отражение в русской на­циональной культуре.

Боевое и революционное историческое прошлое рус­ского народа определило национальные черты его куль­туры — свободолюбие, патриотизм, отсутствие нацио­нальной ограниченности, глубокую идейность.

Идеи борьбы за свободу и процветание России, идеи величия русского народа и его передовой исторической роли проходят красной нитью через все произведения русской культуры.

-5

Русский народ прошёл в своём культурном развитии большой и сложный исторический путь. Уже культура Киевской Руси стояла на уровне культуры передовых стран Европы того времени. Принятие в X веке христиан­ства приобщило Русь к культуре сильнейших европейских держав. Но это не привело к подчинению Руси идейному и политическому влиянию Запада или Византии. Визан­тийские мастера, по указанию киевских князей, строили на Руси храмы, каких не было ни в Византии, ни на Западе. Киевский собор св. Софии поражал своей гран­диозностью, строгими пропорциями, роскошной мозаичной отделкой. Киевские иконописцы в XI веке распро­странили своё высокое искусство по всей Руси. В церк­вах, монастырях и княжеских дворцах создавались биб­лиотеки, в которых хранились лучшие произведения ми­ровой науки и литературы того времени.

Но столетия монгольского ига сильно затормозили развитие русской культуры и привели к культурному от­ставанию Руси от Европы. Новый расцвет русской куль­туры начался лишь после свержения татарского ига. Объединение русского народа вокруг Москвы способст­вовало быстрому развитию культуры во всех её формах и проявлениях.

Во времена царствования Ивана III и Василия III за­метно повысилось самосознание русского народа. С наи­большей яркостью оно проявилось в политической лите­ратуре и публицистике. Выдающиеся русские писатели поднимали вопросы, волновавшие тогда всех русских лю­дей: о судьбах русской земли, её месте в истории, её исто­рической миссии.

Большого успеха достигли в то время живопись и архитектура. В Москве оформилась русская художествен­ная школа, высшим представителем которой был гени­альный русский художник Андрей Рублёв. Прекрасными памятниками русской архитектуры являются кремлёв­ские дворцы и храмы.

На ещё более высокую ступень культурного развития русский народ поднимается в XVI веке, в период цар­ствования Ивана IV. Иван Пересветов — автор смелого плана государственных преобразований, митрополит Макарий — писатель и организатор ряда значительных мероприятий в области культуры, посольский дьяк Иван Михайлович Висковатый — знаток художественной ико­нописи, наконец, сам Иван IV были образованнейшими людьми своей эпохи. Крупным событием в истории рус­ской культуры XVI века явилось книгопечатание. Со­здатели первой русской типографии Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец были выдающимися мастерами сво­его дела.

К XVI веку относится возникновение нового рус­ского художественного стиля — шатровой архитектуры, органически связанной с русским народным искусством.

Первым из таких памятников является церковь в селе Коломенском под Москвой — одно из самых замеча­тельных творений русского художественного гения, по­ражающее гармонией и красотой своих законченных форм. Шатровый стиль достиг своего высшего совершен­ства в соборе Василия Блаженного. Этот собор был по­строен русскими зодчими Постником и Бармой. Он пред­ставляет собой сложную конструкцию из девяти церквей, из которых центральная - имеет высоту 47 метров. Ма­стера, строившие этот собор, основывали свои расчёты на высшей математике и механике.

Намного обогнала Западную Европу русская артиллерия XVI и начала XVII века. Во второй половине XVI века в Москве были замечательные мастера пу­шечно-литейного дела — Дубинин, Чохов, Осипов и дру­гие. Нарезные пушки появились в России раньше, чем на Западе.

Больших успехов добились в то время русские люди в области географических открытий и путешествий. В XV веке русские послы были в Иране. Тверской купец Афанасий Никитин совершил отважное путешествие за «три моря»; на 25 лет раньше португальского путешест­венника Васко-де-Гама он побывал в Индии и оставил ценнейшие записи о своём хождении за три моря.

В 1496 году из Белого моря в Северный океан вышли четыре ладьи с русским посольством во главе с дьяком Григорием Истомой, которое Иван III отправил в Данию. Следуя вдоль Мурманского побережья, посольство до­стигло западных берегов Норвегии, откуда направилось в Данию. По этому пути и раньше отправлялись посоль­ства на Запад. Этим же путём, открытым русскими, прибыла в Россию и первая торговая экспедиция англи­чанина Ченслера.

В XVII веке началось энергичное продвижение рус­ских в Сибирь. Русские мореходы в 1610 году достигли реки Енисея, спустились до устья и построили здесь укреплённый Енисейский острог [Примечание: Крепость] (позднее — город Ени­сейск). Вскоре была открыта река Лена, на которой был основан Ленский острог (позднее — город Якутск), ставший опорным пунктом для продвижения русских море­ходов к берегам Северного Ледовитого океана и Охот­ского моря. Одной из первых пришла по реке Лене в Ле­довитый океан экспедиция тобольского казака Ивана Реброва. В 1636 году из Енисейска вышла для «прове­дывания пути» по Ангаре на реку Лену экспедиция ка­зачьего атамана Ильи Перфирьева, которая дошла до реки Амур. Ещё более значительную экспедицию на Амур организовал «казачий голова» Василий Поярков. Эта экспедиция, отправившаяся на судах летом 1643 года из Якутска по Алдану, с большими трудностями и ли­шениями, потеряв больше половины отряда, достигла устья Амура и отсюда направилась вдоль Охотского моря. На этом пути ею был открыт остров Сахалин. Экспедиция Пояркова продолжалась три года.

Почти в то же время совершили свой исторический по­ход вокруг северо-восточной оконечности Азии казак Се­мён Дежнев и промышленник Федот Алексеев. В июне 1646 года Дежнев и его спутники предприняли поход в Ледовитый океан по реке Колыме. Два года они проби­вались через льды к морю. Двигаясь вдоль берегов на восток, Дежнев обогнул Чукотский полуостров и в 1648 году открыл пролив, который отделяет Азию от Америки. Крайний северо-восточный пункт Чукотского полуострова получил впоследствии название мыса Деж­нева. Экспедиция Семёна Дежнева, как и Василия Пояр­кова, не раз терпела крушение, попадала в шторм, пере­носила голод и холод, но никакие трудности и препят­ствия не остановили мужественных и энергичных русских «землепроходцев».

В середине XVII века новую экспедицию на Амур предпринял казак Ерофей Хабаров, составивший на су­дах отряд в 70 «охочих людей».

Во время экспедиции Хабарова и затем сменившего его Онуфрия Степанова часть казаков достигла полу­острова Камчатки.

В 1696—1700 годах специальный поход на Камчатку предпринял Владимир Атласов с партией казаков. Ему удалось достигнуть Тихого океана, открыть Алеутские острова и побывать на Курильских островах. Выход рус­ских к Тихому океану дал возможность начать освоение Дальневосточного края и проложить пути для новых замечательных открытий в XVIII веке.

Стремление Петра I покончить с изолированностью России от Запада и вывести её на мировую арену имело прогрессивное значение и отвечало общенациональным интересам всего русского народа.

Основной задачей Русского государства было бы­стрыми темпами освоить новые достижения европейской культуры. В социальных и экономических условиях фео­дально-крепостнической России начала XVIII века Пётр I не останавливался, по определению Ленина, «пе­ред варварскими средствами борьбы против варварства» [Примечание: В. И. Ленин, Соч., т. 27, стр. 307.].

Пётр I отдал всю свою неиссякаемую энергию, все свои силы и способности на то, чтобы вывести Россию в первые ряды мировых держав. Лихорадочными темпами он проводил свои реформы, строил заводы и фабрики, пы­таясь выскочить, как говорит товарищ Сталин, из рамок отсталости.

Передовые представители русской нации оценивали роль Петра как великого русского патриота. Знаменитый русский критик Белинский писал: «Пётр был полным выражением русского духа, и если бы между его натурою и натурою русского народа не было кровного родства,— его преобразования, как индивидуальное дело сильного средствами и волею человека, не имели бы успеха».

Русская культура в конце XVIII и в начале XIX века развивалась в условиях перехода нашей страны от фео­дализма к капитализму. Этот переход сопровождался складыванием русской народности в нацию. Националь­ное сознание русского народа быстро росло, а его любовь к отечеству становилась более сознательной. Она была проникнута страстным стремлением преобразовать Рос­сию, превратить её в передовую страну. Борьба за про­свещение стала общей программой всех передовых людей России. Разум человека признавался той силой, которая должна была вывести Россию на путь свободы и про­гресса. Великий русский поэт Пушкин в замечательных стихах выразил преклонение передовых людей перед си­лой разума и просвещения:

Как эта лампада бледнеет

Пред ясным восходом зарниц

Так ложная мудрость мерцает и тлеет

Пред солнцем бессмертным ума.

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Русская духовная культура в XVIII веке сыграла огромную роль в формировании русской нации и нацио­нального сознания. В литературе, в живописи, в музыке, в театральном искусстве изображалась русская жизнь, русские люди, русская природа. Каждый русский человек мог понять и почувствовать при помощи произведений искусства величие своей Родины и мощь своего народа. Русская наука и искусство, проникнутые передовыми идеями, выдвигали русский народ в области духовной жизни на передовые позиции.

Во второй половине XVIII века во всём блеске раз­вернулся гений первого русского учёного Михаила Ва­сильевича Ломоносова. По известному выражению Пуш­кина, Ломоносов был «первым нашим университетом». Не было ни одной области знания, где бы он не сказал своего слова. Ломоносов оставил множество имеющих огромнейшее теоретическое и практическое значение работ по физике, химии, астрономии, астрофизике, геологии, минералогии, атмосферному электричеству, метеорологии, географии, геофизике. Философские работы Ломоносова были вершиной в развитии материализма середины XVIII века не только в России, но и в других странах.

Величайшее значение имеют открытые им законы со­хранения вещества и сохранения энергии, которые легли в основу материалистического объяснения природы. За­падная буржуазная наука стремится первый закон при­писать французскому учёному Лавуазье. Но в то время, когда Ломоносов открыл этот закон, Лавуазье было че­тыре года. Теперь документально доказано, что Лавуазье был знаком с трудами Ломоносова. Закон сохранения энергии приписывают Мейеру, который жил в XIX веке и знал об открытии Ломоносова из популярной брошюры Эйлера.

Ломоносов явился основателем первой в мире научно- исследовательской и учебной химической лаборатории, он положил начало новой науке — физической химии. Ломо носов занимался проблемами научного мореплавания и изучения Арктики; он был изобретателем и конструкто­ром многочисленных приборов и инструментов. Ломоносов первый разработал атомистическую теорию газов, открыл атмосферу у планеты Венеры, первый создал карту про­изводительных богатств страны, был основоположником русской мозаики.

Своими гениальными исследованиями Ломоносов обо­гатил и другие отрасли знания. Он создал глубоко пат­риотический труд по русской истории, опровергнув пре­словутую норманскую теорию, заложил основы новой русской поэзии, явился создателем научной грамматики русского языка. Великий русский критик Белинский счи­тает, что начало русской литературы заложил Ломоносов. Он называл его Петром Великим в литературе.

Как и другие передовые русские люди, Ломоносов воз­мущался теми, кто пренебрегал русским языком и не це­нил его величия. Он говорил: кажется невероятным, что некоторые природные россияне «больше к чужим языкам, нежели к своему, трудов прилагали».

Ломоносов неутомимо боролся с засилием в Академии наук иностранцев, особенно немцев, которые клеветали на русский народ, отрицая его талантливость и великую историческую роль.

По инициативе Ломоносова в 1755 году в Москве был учреждён первый в России университет, ставший вскоре крупнейшим научным центром.

«Честь российского народа требует,— писал Ломоно­сов,— чтобы показать способность и остроту его в науках и что наше отечество может пользоваться собственными силами не только в военной храбрости, и в других важ­ных делах, но и в рассуждении высоких знаний».

Ломоносов был пламенным патриотом, он горячо любил свой народ и глубоко верил в его великое будущее. Эта мысль ярко отражена в его стихах:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих,

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих!

О ваши дни благословенны!

Дерзайте, ныне ободренны,

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать!..

Русские вельможи, раболепствуя перед иностранщи­ной, не сумели оценить гений Ломоносова. Его труды в условиях царизма долгое время находились в полном заб­вении. Но передовые люди России высоко ценили вели­кого русского учёного и патриота. Чернышевский писал о нём: «Ломоносов страстно любил науку, но думал и за­ботился исключительно о том, что нужно было для блага его родины. Он хотел служить не чистой науке, а только отечеству» [ Примечание: Н. Г. Чернышевский, Избранные философские сочинения, т. I, 1950, стр. 576]. Гениальные исследования и открытия Ломо­носова, которые намного опередили западноевропейскую науку, получили всеобщее признание только в советскую эпоху. Имя Ломоносова, сына холмогорского рыбака и первого русского академика, теперь известно каждому со­ветскому школьнику и каждому образованному человеку во всём мире.

Из среды русского народа в XVIII веке, даже в усло­виях крепостнического гнёта, вышло много замечательных новаторов в науке, литературе и искусстве. Талантливый изобретатель Иван Петрович Кулибин проявил свои твор­ческие способности в области механики. Его часы с сюр­призами, преподнесённые Екатерине II, и большая модель одноарочного моста через Неву были замечательными изобретениями того времени. Знаменитый математик Эйлер подтвердил все расчёты Кулибина по постройке этого моста. Но заполонившие Академию немцы высмеяли проект русского изобретателя и не допустили его осу­ществления. Выдающимся изобретением Кулибина был также оптический телеграф, сигналы которого передава­лись днём семафорами, а ночью — факелами. Через год после того, как Иван Кулибин изобрёл оптический теле­граф, появилось первое описание телеграфа братьев Шапп, опубликованное в 1794 году. Принцип сигнализа­ции у Кулибина и братьев Шапп общий, но механизмы аппарата у Кулибина разработаны удачнее и проще. Те­леграфный код, придуманный Кулибиным, был совершен­нее, чем у братьев Шапп.

В царской России никт о не заинтересовался откры­тием Кулибина, и его проект был сдан в архив. Впервые телеграф в России был поставлен только 40 лет спустя. Работы по устройству телеграфа производил сотрудник Шаппа инженер Шато, которому царское правительство заплатило 120 тысяч рублей за секрет телеграфа и уста­новило 6 тысяч годовой пожизненной пенсии.

Другим гениальным механиком из народа является Иван Ползунов. В 1763 году он изобрёл первую в мире машину, действующую сило й пара, но она так же, как и изобретение Кулибина, не нашла применения в крепостни­ческой России. Только 21 год спустя англичанин Джемс Уатт изобрёл такую же паровую машину, какая была изобретена Ползуновым.

В конце XVIII века русская наука выдвинула и пере­довых философов. Исключительную роль в развитии рус­ской революционной мысли сыграл философ-революцио­нер А. Н. Радищев. Появление в 1790 году его небыва­лой по смелости книги «Путешествие из Петербурга в Москву» было не только общественным, но и крупным научным и культурным событием. «Радищев — рабства враг»,— писал о нём Пушкин. Во всех своих литератур­ных произведениях Радищев выступал как пламенный патриот своей родины, боровшийся за свободу и просве­щение русского народа. Любовь к русскому народу нашла своё отражение во всех его произведениях. В одном из проникновенных стихотворений Радищев писал:

О, народ, народ преславный!

Твои поздние потомки

Превзойдут тебя во славе

Своим мужеством изящным,

Мужеством богоподобным,

Удивленье всей вселенной,

Все преграды, все оплоты

Сокрушат рукою сильной,

Победят... природу даже,—

И пред их могущим взором,

Пред лицем их озарённым

Славою побед огромных

Ниц падут цари и царства.

Русская духовная культура всегда была самостоя­тельна. Она имела прочною национальную основу и не растворялась в культуре других народов.

Деятели передовой русской культуры осуждали и вы­смеивали низкопоклонство перед культурой Запада, кото­рое было широко распространено в высшем дворянском обществе в XVIII и начале XIX века. Русская сатира, басня, комедия, в особенности сатирические произведения Фонвизина, Крылова, Грибоедова и других замечатель­ных русских писателей и поэтов того времени, имели боль­шое общественное значение. В них передовые люди страны выступали в защиту национального достоинства и чести русского народа, против клеветников, которые утверж­дали, будто русский народ неспособен к самостоятельной жизни, к самостоятельному мышлению, к развитию на­циональной культуры. Комедия Фонвизина «Бригадир» обличала не только невежество и надругательство кре­постников-помещиков над людьми, но и их пресмыкатель­ство перед иноземцами. В комедии Крылова «Урок доч­кам» высмеивалось дворянское восхищение всем инозем­ным. Обличение низкопоклонства перед иностранщиной особенной силы достигло в гениальной комедии Грибо­едова «Горе от ума».

В страстном монологе Чацкого по поводу «французика из Бордо» вылился гневный протест самого Грибоедова и многих передовых русских людей против рабского подра­жания иностранцам.

Чацкий рассказывает, что этот французик, приехав в Россию, увидел, что для иностранцев здесь «ласкам нет конца».

Ни звука русского, ни русского лица

Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями, Своя провинция. Посмотришь, вечерком

Он чувствует себя здесь маленьким царьком.

Чацкий борется за самостоятельную национальную культуру. Его главная мечта —

Чтоб истребил господь нечистый этот дух

Пустого, рабского, слепого подражанья.

Таким образом, русская литература начала XIX века с огромной силой поставила вопрос о национальном до­стоинстве русского человека.

Передовые деятели русской культуры, критикуя угод­ливое пресмыкательство перед Западом, предлагали брать из западной культуры только то, что полезно и необходимо для России. «Пора нам перестать восхи­щаться европейским,— писал Белинский,— потому только, что оно не азиатское, но любить его, уважать его, стре­миться к нему потому только, что оно человеческое, и на этом основании всё европейское, в чём нет человеческого, отвергать с такой же энергией, как и всё азиатское, в чём нет человеческого».

Герцен, близко соприкоснувшийся с европейской жизнью в период французской революции 1848 года и после неё, первый увидел признаки вырождения европей­ской буржуазной культуры. Он видел в России и русском народе передовую силу общественного развития.

Величие и самостоятельность русской национальной культуры отмечал и Чернышевский. «Не знаем, со времён фонвизинского Иванушки существовали ли на Руси люди,— писал он,— которым всё в Западной Европе было бы восхитительно, которые воображали бы, что французский язык — единственный порядочный язык на свете, что на Западе все люди счастливы, что на Западе нет многого дурного и отвратительного. В наше время из людей сколько-нибудь образованных нет ни одного, кото­рый бы считал Западную Европу земным раем».

Пламенным защитником самостоятельности и достоин­ства русской культуры был и соратник Чернышевского Добролюбов. Он остро критиковал как тех, кто подобо­страстно относился к европейской культуре, так и тех, кто подобно славянофилам полностью отгораживался от её достижений.

Пробуждение национального самосознания в широких слоях русского народа усилило его интерес к «политиче­ским наукам» и в частности к философии и истории.

Русская революционно-демократическая философская наука середины XIX века, славными представителями ко­торой являются Герцен, Белинский, Чернышевский, Доб­ролюбов, Писарев и другие, сыграла огромную роль в развитии передовой философской мысли. До распростра­нения марксизма в России эти великие мыслители ближе всех подошли к научному объяснению мира. Их материа­листическая философия расчистила почву для победы марксизма в России.

В. И. Ленин, характеризуя Чернышевского, писал: «Чернышевский — единственный действительно великий русский писатель, который сумел с 50-х годов вплоть до 88-го года остаться на уровне цельного философского ма­териализма...» [Примечание: В. И. Ленин, Соч., т. 14, стр. 346.].

На произведениях Герцена, Белинского, Чернышев­ского, Добролюбова, Писарева воспитывались целые по­коления революционеров.

Великие основоположники марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс высоко ценили передовых русских учёных- демократов. Это видно из письма Энгельса, написанного им в 1884 году русской эмигрантке в Лондоне Е. Паприц:

«...Вы несправедливы к Вашим соотечественникам. Мы оба, Маркс и я, не можем на них пожаловаться. Если некоторые школы и отличались больше своим револю­ционным пылом, чем научными исследованиями, если были и есть различные блуждания, то, с другой стороны, была и критическая мысль и самоотверженные искания чистой теории, достойные народа, давшего Добролюбова и Чернышевского. Я говорю не только об активных рево­люционных социалистах, но и об исторической и крити­ческой школе в русской литературе, которая стоит беско­нечно выше всего того, что создано в Германии и Фран­ции официальной исторической наукой» [К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XXVII, стр. 389.].

Большое значение в воспитании русского народа имела разработка вопросов истории России.

Русский историк Н. М. Карамзин в 1818 году выпу­стил первые книги своей многотомной «Истории государ­ства Российского». У автора этого труда были реакцион­ные взгляды на ход развития исторического процесса, но всё же он впервые дал систематическое изложение исто­рии России, и русские люди с громадным интересом зна­комились с великим прошлым своей Родины. Отмечая за­слугу Карамзина в этой области науки, А. С. Пушкин писал, что он открыл историю России, как Колумб Америку.

Вслед за Карамзиным историю нашей Родины разра­батывали и другие русские учёные. Самым выдающимся историческим трудом второй половины XIX века был многотомный труд знаменитого русского историка С. М. Соловьёва «История России с древнейших времён».

Русские учёные интересовались как прошлым, так и настоящим и будущим своей страны. Они изучали не только историю, но и естественные богатства России.

Грандиозные пространства России от Балтики до Ти­хого океана и от Арктики до Чёрного моря русские гео­графы нанесли на карты, включили в географические ат­ласы, исследовали при помощи научных экспедиций.

В 1819—1821 годах русская экспедиция Лазарева, пробившись сквозь льды, вышла к берегам Антарктиды, открыв раньше других путешественников южный мате­рик. С тех пор по всему Тихому океану появились острова с русскими названиями: остров Суворова, остров Кутузова, мель «Берегись» и другие.

Экспедиции Пржевальского, Певцова, Потанина, Коз­лова, Миклухи-Маклая и других русских учёных внесли неоценимый вклад в мировую науку, изучающую про­сторы и богатства земли.

Творческая мысль русских учёных поднималась до величайших вершин во всех областях знания.

Ещё гениальный Ломоносов заложил основы многих естественных, точных и гуманитарных наук. Ломоносовым началась русская наука, но она им не закончилась. Преодолевая многочисленные препятствия со стороны правящих кругов феодально-крепостнической России, русские учёные достигли выдающихся успехов. Продолжатели Ломоносова также были просветителями русского народа и новаторами в науке. Труды профессора Казанского университета гениального математика Н. И. Лобачевского создали эпоху в истории геометрии, дали совершенно новое представление о пространстве. Знаменитый матема­тик Сильвестер назвал Лобачевского «Коперником гео­метрии».

Но работы Лобачевского не получили в царской Рос­сии признания. Некоторые столичные журналы даже вы­смеяли их.

В условиях крепостнической страны судьба множества открытий и изобретений, как и их авторов, была печальна. В 1802—1803 годах русский физик В. В. Петров открыл электролиз — основу современной электрохи­мии — и электрическую дугу. Дуга давала не только свет, но и большое тепло. Петров открыл, что в паре с уголь­ком металлический электрод даёт яркое пламя, от кото­рого металлы мгновенно расплавляются. Так выдающийся русский ученый осуществил первую электрическую плавку металлов. Он был пионером электрического освещения, электрометаллургии и электросварки, первый указал пути практического использования электричества. Но эти заме­чательные открытия не были признаны в царской России. И творцом дуги был объявлен англичанин Гемфри Дэви, открывший её восемь лет спустя после Петрова.

В 1834 году русские крепостные механики-инженеры Е. А. и М. Е. Черепановы построили на Урале первый русский паровоз оригинальной конструкции, но правящие классы крепостнической России не оценили их изобрете­ния, предпочитая ввозить паровозы из-за границы.

В 1836 году русский учёный Б. С. Якоби открыл гальванопластику и аккумулятор. Он построил первый электродвигатель, его электрическая лодка возила пассажиров по Неве. Но и это изобретение было забыто.

После отмены крепостного права для развития рус­ской науки создались более благоприятные условия. Но царский режим продолжал душить таланты русских лю­дей и не давал возможности учёным и изобретателям осу­ществлять их творческие идеи.

Русский изобретатель П. Н. Яблочков создал первую в мире дуговую электрическую лампу. Но эта лампочка, не найдя признания в России, в 1876 году осветила мага­зины и улицы Парижа. Французы назвали первый в мире электрический свет «русским светом». Изобретатель же его умер на родине в одиночестве и нужде.

Ещё в 1873 году, за семь лет до появления эдисонов­ской лампы, русский изобретатель А. Н. Лодыгин изо­брёл электрическую лампу накаливания с угольным стержнем, помещённым в баллон, из которого был выка­чан воздух. Американский учёный Эдисон, познакомив­шись с опытами Лодыгина и с образцом его лампы нака­ливания, стал работать над усовершенствованием этого изобретения, и лодыгинская электрическая лампа, более удобная для практического применения по сравнению с лампой Яблочкова, вошла в историю не с именем её изобретателя Лодыгина, а с именем Эдисона.

В 1895 году русский физик А. С. Попов изобрёл первый в мире радиотелеграф. Это великое открытие не было использовано царским правительством. Предприим­чивый итальянец. Маркони похитил изобретение А. С. По­пова и выдал его за своё. Попов выступил в русской и иностранной печати с обвинением Маркони в плагиате: схема Маркони являлась точным воспроизведением его собственной. Несмотря на то, что авторство Попова было тогда же установлено, в иностранной науке до сих пор считают Маркони первым изобретателем беспроволочного телеграфа.

Россия была родиной авиации. Выдающийся русский учёный, математик и механик, профессор Николай Его­рович Жуковский разработал теорию полёта на аппарате тяжелее воздуха. Жуковский, «отец русской авиации», как назвал его В. И. Ленин, первый создал основы современ­ной аэродинамики и авиации, но его работы нашли прак­тическое применение только после Великой Октябрьской социалистической революции. Советская власть предоста­вила выдающемуся учёному все условия для плодотвор­ной научной деятельности.

Непризнанным оставался до Октябрьской революции и крупный русский изобретатель инженер К. Э. Циолков­ский, первый в мире сконструировавший цельнометалли­ческий дирижабль и разработавший конструкцию ракеты для исследования мировых пространств.

Наукой в царской России должна была руководить Императорская академия наук. Но её состав подбирался главным образом из таких учёных, которые отличались своей «благонадёжностью». Эти люди были оторваны от народа и чужды ему. Великий русский химик Д. И. Мен­делеев был почётным членом многих академий за грани­цей, но в Императорской академии наук места ему не на­шлось.

В 1869 году Менделеев сформулировал гениальный закон: «Свойства элементов находятся в периодической зависимости от их атомного веса». В соответствии с этим законом он составил «Периодическую таблицу элементов», которой пользуются сейчас во всём мире. Гениаль­ное открытие Менделеева определило всё дальнейшее развитие химии. Свойства тех элементов, которых в таблице нехватало, были точно предсказаны Менделе­евым и найдены впоследствии.

Менделеев занимался самыми разнообразными обла­стями естествознания, вопросами развития техники и промышленности. Он был горячим сторонником строи­тельства в России фабрик и заводов, оснащённых пере­довой техникой. В индустриализации страны он видел, выход из вековой отсталости. Менделеев считал Россию «спящим великаном, пора пробуждения которого на­ступила».

Но Менделеев уже не был учёным-одиночкой, как Ло­моносов. Он являлся представителем мощного научного движения, поставившего Россию XIX века на одно из первых мест в мировой науке.

В ряду мировых учёных находится и основатель рус­ской школы физиологов И. М. Сеченов. Его знаменитая работа «Рефлексы головного мозга» впервые объясняла психическую деятельность человека физиологическими законами. Сеченов на многочисленных опытах показал, что нервная система, мозг есть основа сознания, деятель­ности органов нашего Ч-ела. Если умирает нервная си­стема, всякая душевная жизнь прекращается, следова­тельно, не существует бессмертия души. Царская Россия наложила на этот гениальный труд арест, заявив, что он «подрывает религиозные верования и нравственные на­чала». Создание И. М. Сеченовым учения о рефлексах головного мозга, писал другой великий русский учёный И. П. Павлов, является гениальным взмахом русской научной мысли, «...первой победой русской мысли в обла­сти физиологии, первой самостоятельной, оригинальной работой, сразу внесшей важный материал в физио­логию». Открытие Сеченова составило целую эпоху в науке.

Революционером в науке был также знаменитый рус­ский учёный-биолог И. И. Мечников. Мечников сделал ряд блестящих открытий, явившихся ценным вкладом в мировую науку. Почти 30 лет Мечников работал над проблемой жизни и смерти организмов. Мечников пришёл к крайне важному заключению, что животные невос­приимчивы к болезни, когда фагоциты (этим греческим Слоном он назвал «пожирающие клетки» — белые кровяные шарики в организме) немедленно уничтожают болез­нетворных микробов. Это учение сыграло выдающуюся роль в борьбе против различного рода инфекций.

Последовательным и решительным дарвинистом был знаменитый русский учёный Климент Аркадьевич Тими­рязев. Своими научными трудами в области физиологии растений он открыл дорогу дарвинизму в русской агро­номии. Тимирязев принадлежал к тем учёным, которые умеют сочетать теорию с практикой, науку — с обще­ственной жизнью. Последовательный революционный де­мократ, защитник материализма в науке, сторонник пере­довых идей в обществе, Тимирязев целиком отдал себя служению народу. Ещё до революции он прямо и открыто заявил о своих глубоких симпатиях к трудящимся. «В ми­ровой борьбе, завязывающейся между той частью чело­вечества, которая смотрит вперёд, и тою, которая роковым образом вынуждена обращать свои взоры назад, на знамени первой будут начертаны слова: «Наука и демо­кратия — сим победишь»»,— так писал Тимирязев в своей статье «Наука и демократия».

Выдающимся естествоиспытателем, великим преобра­зователем природы был И. В. Мичурин. Его учение яв­ляется высшим этапом в развитии биологической науки. Оно вооружает практиков научными методами улучшения существующих и выведения новых сортов сельскохозяй­ственных культур и пород животных. «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у неё,— наша за­дача»,— учил И. В. Мичурин.

Эту задачу в наше время успешно осуществляют мно­гие тысячи мичуринцев во главе с академиком Т. Д. Лы­сенко.

Таким же новатором в науке и горячим русским пат­риотом был знаменитый русский физиолог И. П. Павлов, имя которого товарищ Сталин поставил в ряду гениев русского народа.

И. П. Павлов является создателем современного ма­териалистического учения о высшей нервной деятельно-

сти. Гениальные работы Павлова в области кровообраще­ния, пищеварения, его исследования деятельности коры больших полушарий мозга составляют фундамент совре­менной медицины, биологии и психологии.

Великий русский учёный И. П. Павлов страстно любил свою Родину, свой народ. Все свои научные ра­боты он связывал с мыслью о пользе своего отечества, о благе народа, со стремлением возвеличить русскую науку. Он говорил: «Что ни делаю, постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему отечеству».

В. И. Ленин отмечал «совершенно исключительные научные заслуги академика И. П. Павлова, имеющие огромное значение для трудящихся всего мира». Товарищ Сталин назвал И. П. Павлова «великим исследователем и мировым учёным».

Выдающиеся русские учёные, творцы русской науки поражали мир своим ясным умом, смелостью и новизной своих идей, неутомимым трудолюбием и терпением, помо­гавшим им искать и постигать истину.

Творческий гений русского народа проявлял себя во всех областях культуры. Но наибольшего величия и силы он достиг в развитии русской литературы. Уже XVIII век, давший плеяду таких имён, как Ломоносов, Державин, Фонвизин, Радищев, Крылов, Новиков и другие, выдви­нул русскую литературу на одно из первых мест в мире. Ещё более поразил весь мир невиданным в истории раз­витием художественной литературы в России XIX век. Великий писатель Максим Горький отмечал, что «ни одна из литератур Запада не возникала к жизни с такой си­лою и быстротой, в таком мощном, ослепительном блеске таланта... Нигде на протяжении неполных ста лет не по­являлось столь яркого созвездия великих имён, как в России».

Но и в этом «созвездии великих имён» была звезда первой величины — А. С. Пушкин, один из величайших поэтов мира, родоначальник новой русской литературы. В творчестве Пушкина воплотились свободолюбие и та­лантливость русского народа, его протест против всего косного, рабского, мешающего свободному развитию.

«Общий голос нарёк его рюским национальным, народ­ным поэтом»,— писал Белинский о Пушкине.

Замечательную характеристику Пушкину дал его современник, выдающийся русский писатель Николай Ва­сильевич Гоголь: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, ни­кто из поэтов наших не выше его и не может более на­зваться национальным: это право решительно принадле­жит ему. В нём, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал всё его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, мо­жет быть, единственное явление русского духа: это рус­ский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет».

Пушкин был создателем русского литературного языка и новой, великой русской художественной литературы. «Поэт, до сего дня никем не превзойдённый ни в красоте стиха, ни в силе выражения чувства и мысли, поэт — ро­доначальник великой русской литературы»,— так говорил о нём Горький. Создав «Евгения Онегина», эту «энцикло­педию русской жизни», Пушкин явился основоположни­ком художественного реализма в русской литературе. Пушкин выступил также родоначальником русской исто­рической повести. В «Капитанской дочке» он проявил себя не только как великий художник, но и как учёный- исследователь. Трагедией «Борис Годунов» Пушкин дал образец русской исторической драмы. Своими лириче­скими стихами он, по словам Тургенева, «первым водру­зил могучей рукою знамя поэзии глубоко в русскую землю».

Произведения Пушкина являются совершенными по форме и глубоко идейными по содержанию. Мелким, узко личным темам Пушкин противопоставляет новые, общественные задачи, имеющие большое национальное значение. «И в этом-то,— указывал Добролюбов,— за­ключается великое значение поэзии Пушкина: она обра­тила мысль народа на те предметы, которые именно должны занимать его, и отвлекла от всего туманного, призрачного, болезненно-мечтательного, в чём прежде поэты находили идеал красоты и всякого совершенства».

Произведения Пушкина проникнуты любовью и сочув­ствием к угнетённым и ненавистью к тиранам. Мрачные картины жизни крепостнической страны вызывали гнев поэта. В оде «Вольность» Пушкин призывал к уничтоже­нию самодержавия. Стихотворением «Деревня» он гневно клеймил «барство дикое», которое «присвоило себе на­сильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца».

Пушкин был великим русским патриотом. Он гор­дился своим народом, пламенно любил свою Родину, меч­тал о том времени, когда русский народ будет свободным, просвещённым, идущим впереди всех других народов. «Освобождение Европы придёт от России»,— уверенно говорил Пушкин.

Творчество Пушкина близко не только русскому на­роду, но и всем народам, населяющим нашу страну. Великий русский поэт глубоко верил, что настанет такое время, когда его произведения будут достоянием всех народов России, и они с благодарностью вспомнят о нём:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Гневное бичевание Пушкиным пошлой придворной среды вызвало смертельную ненависть врагов великого поэта.

Последние годы жизни Пушкина прошли в мучитель­ной атмосфере доносов, клеветы и травли. В 1837 году Пушкин был убит на дуэли бежавшим из Франции от революции 1830 года проходимцем Дантесом, поддержан­ным самим царём Николаем I. Убийство Пушкина вы­звало негодование русских людей. Огромные толпы на­рода пришли поклониться праху поэта.

О смерти Пушкина скорбели передовые люди всех европейских стран. «С печалью я услышал о смерти Пуш­кина... Поистине — это потеря не только для России, но и для всего мира»,— писал его английский переводчик.

Друг Пушкина, знаменитый польский поэт Мицкевич, в некрологе о Пушкине писал: «Ничто не заменит Пуш­кина. Только однажды даётся стране воспроизвести человека, который в такой высокой степени соединяет в себе столь различные качества».

Блестящий французский писатель Проспер Мериме, для того чтобы прочесть Пушкина в оригинале, изучил русский язык и написал рлд статей, в которых прослав­лял Пушкина.

Гениальное творчество Пушкина вдохновляло таких выдающихся писателей Запада, как Флобер, Золя, Гон­кур. Переводы его произведений на чешский, болгарский, немецкий и французский языки появились ещё при жизни поэта. Во всех европейских странах и в особенно­сти в славянских подчёркивалось, что Пушкин — не толь­ко великий русский национальный, но и интернациональ­ный поэт. Его вклад в мировую литературу отмечают и поныне передовые люди всех стран. Целиком оправдались пророческие слова Белинского: «Пушкин — уже не зна­комство России с Европой, но Европы с Россией».

Высоко ценили Пушкина Маркс и Энгельс. Они вос­хищались не только художественными достоинствами его произведений, но и глубоким социальным содержанием, пониманием исторической закономерности явлений обще­ственной жизни. П. Лафарг в своих воспоминаниях о Марксе писал: «Когда Марксу было уже 50 лет, он при­нялся за изучение русского языка и, несмотря на труд­ность этого языка, настолько овладел им через каких- нибудь шесть месяцев, что мог с удовольствием читать русских поэтов и прозаиков, из которых особенно ценил Пушкина, Гоголя и Щедрина». Известна большая любовь к Пушкину В. И. Ленина. Имя Пушкина И. В. Сталин назвал в числе величайших имён, составляющих славу и гордость русского народа.

После Пушкина русская литература, оплодотворённая его гением, развивалась небывалыми темпами. Поднялись такие талантливейшие русские писатели, как Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Тургенев, Гончаров, Салтыков- Щедрин, Достоевский, Лев Толстой, Чехов, Максим Горький и многие другие. Гений Пушкина оказал могучее воздействие на развитие литературы братских народов нашей страны — на творчество украинского пи­сателя Шевченко, казахского писателя Абая, азербайд­жанского — Ахундова, грузинского — Церетели, армянского — Абовяна, латвийского — Райниса и многих дру­гих. Могучий и всесторонний расцвет литературы вто­рой половины XIX века был связан с дальнейшим раз­витием русской нации, с ростом национального сознания русского народа.

Преемник Пушкина М. Ю. Лермонтов, один из самых любимых поэтов нашей страны, считал своим главнейшим долгом служение Родине. В поэмах «Мцыри», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Демон» и в романе «Герой нашего времени» он создал образ гордого, свободолюбивого чело­века, который не хочет подчиняться гнёту и насилию.

Мятежный «мцыри» Лермонтова знал «одну, но пла­менную страсть» — любовь к свободе. Лермонтовские поэмы, стихи и романы полны горячей и проникновенной любви к Родине, ненависти к самодержавному строю.

В стихотворении «На смерть поэта» Лермонтов откры­то обвинял царизм в убийстве великого поэта Пушкина, славы и гордости русского народа. За это Лермонтова со­слали на Кавказ.

Реалистические традиции Пушкина продолжал Н. В. Гоголь. «Давно уже не было в мире писателя, ко­торый был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России»,— говорил о Гоголе Чернышевский.

В произведениях Гоголя «Ревизор» и «Мёртвые души» правдивая картина крепостнической России достигает не­бывалой силы и выразительности. Герцен писал о гро­мадном впечатлении, какое произвели на русских людей «Мёртвые души» Гоголя: ««Мёртвые души» потрясли всю Россию. Подобное обвинение необходимо было совре­менной России. Это — история болезни, написанная ма­стерской рукой».

В «Ревизоре», «Мёртвых душах» Гоголь дал галерею ярких образов и картин, в которых заклеймил Русь дво­рян-крепостников, отсталость страны, взяточничество и продажность чиновников, их тупость, невежество и само­дурство. Не пощадил Гоголь и самодержавия. «Всем до­сталось, а мне больше всех»,— со злостью заявил Ни­колай I на просмотре «Ревизора». Показывая Чичикова, Плюшкина, Собакевича, Манилова, Хлестакова, Гоголь в то же время видел впереди новую Русь и тосковал по ней, призывая: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чуд­ного, прекрасного далека тебя вижу!»

Широкое полотно, рисующее чиновничью и поме­щичью Россию перед реформой, показывает Гончаров в < ноих романах «Обыкновенная история» и «Обломов». Роман «Обломов» явился беспощадным обличением всего крепостнического строя.

В 50-х годах выступил «великий писатель земли рус­ской» — Лев Николаевич Толстой. Его гениальные про­изведения «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскре­сение» показали, как говорил Ленин, «несравненные картины русской жизни». В величайшем творении русской литературы — романе «Война и мир» — нарисована кар­тина героической борьбы русского народа за свою неза­висимость.

Рисуя в основном пореформенную полукрепостническую Россию, Л. Н. Толстой, как указывал В. И. Ленин, «сумел поставить в своих работах столько великих вопро­сов, сумел подняться до такой художественной силы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе» [Примечание: В. И. Ленин, Соч., т. 16, стр. 293.].

Ленин указывал, что в творчестве Толстого отрази­лись глубокие социальные противоречия, и называл его художественные произведения «зеркалом русской рево­люции». Вместе с тем он оценивал эти произведения как «шаг вперед в художественном развитии всего челове­чества».

В 50-х годах выступила целая группа русских писа­телей-разночинцев революционно-демократического на­правления во главе с Чернышевским, Добролюбовым1 и Некрасовым. Все они были решительными и последова­тельными борцами против крепостничества и самодержа­вия. Органом1 революционной демократии стал журнал «Современник», руководимый Чернышевским.

Чернышевскому принадлежит почётное место в рус­ской литературе. В знаменитом романе «Что делать?» Чернышевский показал передовых людей своей эпохи, нарисовал картину будущего социалистического обще­ства. Центральный образ героя романа Рахметова, вся жизнь которого была посвящена служению народу, стал любимым образом революционной молодёжи.

Вождь болгарского пролетариата Г. Димитров писал о том, какое огромное впечатление произвёл на него в молодости роман Чернышевского. «Моим любимцем был в особенности Рахметов. Я ставил себе целью быть твёр­дым, выдержанным, неустрашимым, самоотверженным, закалять в борьбе с трудностями и лишениями свою волю и характер, подчинять свою личную жизнь интересам великого дела рабочего класса».

Чернышевский был великим русским патриотом, страстно любившим свою Родину и горячо верившим в её славное будущее. «Содействовать славе не преходя­щей, а вечной своего отечества и благу человечества, — писал Чернышевский,— что может быть выше и вожде­леннее этого?»

Чернышевский, этот выдающийся учёный и един­ственно оригинальный экономист своего времени, как го­ворил о нём К. Маркс, был одним из предшественников русской революционной социал-демократии.

К славной плеяде великих русских революционно- демократических писателей принадлежит и великий са­тирик М. Е. Салтыков-Щедрин, который весь свой та­лант, всю силу своего ума, всю свою энергию отдавал борьбе против угнетения и эксплуатации народа. Салты­ков-Щедрин беспощадно боролся против крепостниче­ской власти и дикого произвола помещиков. Он ненави­дел капитализм, вскрывал и высмеивал самодержавие и помещичье-капиталистический строй. Созданные Салты­ковым-Щедриным бессмертные образы тупиц и невежд в виц-мундирах, бюрократов-чиновников, царских коло­низаторов, ханжей и лицемеров, хищников-эксплуатато­ров стали нарицательными именами.

Великий сатирик беспощадно высмеивал правящие классы России, не признававшие своего отечества, лакей­ски пресмыкавшиеся перед буржуазным Западом. Он пи­сал, что царские сановники считали отечество «лишь ме­стом для получения присвоенных по штатам окладов».

В знаменитой «Истории одного города» Щедрин дал непревзойдённую сатиру на царское самодержавие, на весь самодержавный строй. В «Господах Головлёвых» он создал бессмертный образ Иудушки Головлёва, поме­щика-крепостника, гнусного ханжи, лицемера, алчного скопидома.

Перед самой смертью Салтыков-Щедрин написал «По­шехонскую старину», в которой мастерски разоблачал крепостнический строй России, жестокое самодурство и произвол помещиков-крепостников.

С огромной силой своего таланта Салтыков-Щедрин разоблачал также и западную буржуазию с её лживой демократией.

«Щедрин,— писал В. И. Ленин,— классически вы­смеял когда-то Францию, расстрелявшую коммунаров, Францию пресмыкающихся перед русскими тиранами бан­киров, как республику без республиканцев» [Примечание: В. И. Ленин, Соч., т. 11, стр. 384. ].

Все произведения Салтыкова-Щедрина пронизаны го­рячей любовью к русскому народу, болью за его рабское положение, желанием вывести его к свободе и свету.

О роли Салтыкова-Щедрина в истории русской лите­ратуры А. А. Жданов в своём докладе о журналах «Звезда» и «Ленинград» говорил: «...Лучшая традиция советской литературы является продолжением лучших традиций русской литературы XIX века, традиций, соз­данных нашими великими революционными демократа­ми — Белинским, Добролюбовым, Чернышевским, Салты­ковым-Щедриным, продолженных Плехановым и научно разработанных и обоснованных Лениным и Сталиным» [Примечание: Доклад т. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград стр. 26 ].

Выдающуюся роль в развитии русской литературы сыграли и такие художники слова, как Островский и Успенский, показавшие русскому народу его классовых врагов в самом неприкрытом виде.

В конце XIX и начале XX века на общественно-литературную арену выступил замечательный сын русского народа, великий пролетарский писатель Максим Горь­кий, имя которого вскоре стало известно не только всей нашей стране, но и всему миру.

Слава и популярность Горького были настолько велики, что уже в 1902 году он был избран почётным

академиком Российской академии наук. Но царь Нико­лай II был возмущён этой «дерзостью» и приказал вычеркнуть имя Горького из списка академиков. В знак протеста против исключения Горького из числа акаде­миков знаменитые русские писатели А. Чехов и В. Ко­роленко опубликовали заявление о том, что они слагают с себя звание академиков.

Горький отдал делу рабочего класса, делу пролетар­ской революции весь свой талант. Он вложил в свои про­изведения горячую любовь к народу, огромную веру в его светлое будущее. Никто до Горького и после него не про­славил в своих произведениях труд так, как это сделал Горький. В. И. Ленин высоко оценил Горького. «Нет сомнения,— писал В. И. Ленин,— что Горький — громад­ный художественный талант, который принес и принесет много пользы всемирному пролетарскому движению».

В произведениях Горького отражены героические дела, стремления и чувства самого передового и революцион­ного рабочего класса — русского рабочего класса, самые передовые идеи современности.

Произведения Горького звали к борьбе, к подвигам, к победе. Его знаменитая «Песня о Буревестнике» зву­чала пламенным призывом к революции. «Пусть сильнее грянет буря!» — писал Горький, прозванный «Буревест­ником революции». Беспощадно разоблачая гнусный капиталистический мир, нанося сокрушительный удар мещанству во всех его проявлениях («Фома Гордеев», «Враги», «Васса Железнова», «Мещане», «Городок Окуров» и др.), Горький создал впервые в мировой литера­туре замечательные образы революционных рабочих, та­кие, как Павел Власов, Ниловна, Андрей Находка, Син­цов, Кутузов, машинист Нил и др.

Одним из самых выдающихся произведений Горького является повесть «Мать», в которой дана широкая кар­тина участия рабочих в революции.

Горький следовал классическим традициям передовой русской литературы и поднял эти традиции на новую, высшую ступень. Горький, как и все великие русские пи­сатели, глубоко любил, понимал и ценил русский народ. «Я вижу русский народ,— писал он,— исключительно, фантастически талантливым».

Горький глубоко верил в великое будущее русского народа. «Верь в свой народ, создавший могучий русский язык, верь в его творческие «силы. Помогай ему подняться с колен, иди к нему, иди с ним»,— писал Алексей Макси­мович.

После Великой Октябрьской социалистической рево­люции Горький стал певцом освобождённого труда и творчества советского народа. Своими художественными и публицистическими произведениями он внёс великий вклад в дело строительства социалистического общества, в дело воспитания советского человека.

«Моя радость и гордость,— говорил М. Горький в дни десятилетия Советской власти,— новый русский человек, строитель нового государства».

Наряду с его дореволюционными произведениями ве­личайшим вкладом в мировую литературу являются такие книги, как «Дело Артамоновых», «Жизнь Клима Сам­гина» и др. Горький был другом Ленина и Сталина, и его лучшие произведения написаны под их личным влия­нием, при их дружеской помощи.

С огромной силой своего художественного слова, начи­ная с 1906 года и до последних дней жизни, Горький разоблачал американский империализм, истинную сущ­ность его «демократии» и «цивилизации». В своих памф­летах он раскрывал лживость легенды о благополучии и процветании в Америке, об американском образе жизни. Беспощадную борьбу с буржуазным мракобесием Горький считал важнейшей задачей своей деятельности и деятель­ности всех писателей. На весь мир прозвучали гневные и требовательные слова Горького: «С кем вы, мастера культуры?»

Историческое значение Горького глубоко вскрыл В. М. Молотов в речи от имени партии и правительства по поводу безвременной гибели великого писателя:

«По силе своего влияния на русскую литературу Горь­кий стоит за такими гигантами, как Пушкин, Гоголь, Тол­стой, как лучший продолжатель их великих традиций в наше время. Влияние художественного слова Горького на судьбы нашей революции непосредственнее и сильнее, чем влияние какого-либо другого нашего писателя. Поэтому именно Горький и является подлинным родоначальником пролетарской, социалистическом литературы в нашей стране и в глазах трудящихся всего мира.

Своими особыми путями пришёл великий художник Максим Горький в ряды бойцов за коммунизм. Вошёл он в наши ряды ещё до революционного подъёма 1905 года, но уже с развёрнутым знаменем буревестника революции...

Величие Горького в том, что его светлый ум, близость к народу и самоотверженный гигантский труд над освое­нием достижений культуры человечества сделали его без­заветным другом трудящихся и великим вдохновителем борьбы за дело коммунизма...

Горький — великий сын великого народа» [Примечание: «Правда» от 21 июня 1936 г.].

Высоко ценили Горького прогрессивные писатели за­рубежных стран. «Он живое воплощение своей эпохи,— говорил о Горьком Мартин Андерсен-Нексе. — С его по­мощью миллионы людей, всё угнетённое человечество приобретает голос, чтобы никогда уже более не стать без­гласным».

«Великим светочем, открывающим новые пути всему миру», называет Горького Анри Барбюс.

На примере выдающихся русских писателей видно, ка­кой огромный вклад внёс русский народ в мировую куль­туру.

Идейное богатство русской литературы поражало Европу, которая во второй половине XIX века уже пере­живала идейный распад.

Начиная от великого Пушкина, идейное и художе­ственное воздействие русской литературы на литературу Запада всё возрастало. Во второй половине XIX века огромной популярностью среди европейских писателей пользовался И. С. Тургенев. Французские писатели Жорж Занд, Альфонс Додэ, Эмиль Золя, Мопассан счи­тали Тургенева великим мастером слова и своим учите­лем. В надгробном слове над прахом Тургенева поэт Ренан сказал: «В Тургеневе жил целый мир. Племя сла­вян, выступающее теперь на первый план в истории на­родов, представляя собой феноменальное явление, вопло­щается в этом великом художнике. Тургенев был сыном своей отчизны, но по манере чувствовать и производить он принадлежал всему человечеству».

Известная французская писательница Жорж Занд го­ворила Тургеневу: «Все мы должны пройти через Вашу школу».

Ещё большее влияние на мировую культуру оказал Л. Н. Толстой. Французский писатель Ромэн Роллан говорил о могучем' воздействии Льва Толстого на духов­ную жизнь Европы: «Это были как бы врата, раскрытые в безбрежную вселенную, великое разоблачение жизни. Никогда ещё подобный голос не раздавался в Европе».

Толстой был наиболее известным писателем, его про­изведения переводились на все языки мира. Французские писатели говорили, что Толстой — это «величайший из учителей».

Огромное влияние Горького ещё при его жизни при­знавали крупнейшие, писатели западных стран — Мартин Андерсен-Нексе, Джек Лондон, Теодор Драйзер, Ромэн Роллан, Анри Барбюс, Юлиус Фучик, Иоганнес Бехер и многие другие.

Особенно значительна была роль русской литературы в деле идейного формирования писателей славянских на­родов.

Таким образом, передовая русская литература имела большое международное значение. Её реализм и высокая идейность являлись образцом для передовых писателей всего мира. Русская литература была тесно связана с ре­волюционным движением своей страны. Русские писатели показывали пример любви к своему народу. Им были близки нужды и страдания народа. Передовые русские деятели культуры не только не воспевали, но страстно осуждали и разоблачали капиталистических хищников, мещанство, поповщину, все язвы самодержавного строя помещичье-капиталистической России.

Глубоко прогрессивные идеи русского народа нахо­дили своё отражение не только в науке и литературе, но и в искусстве. В литературе первым выразителем нацио­нальных идей был Пушкин, в живописи — Венецианов, в музыке—Глинка. Венецианов впервые показал простую русскую жизнь, чисто русский пейзаж. До этого живопись давала пышные и эффектные, но далёкие от реальной жизни картины.

В 60-х годах XIX века в изобразительном искусстве широкое распространение получили демократические идеи. Протестуя против реакционного направления в искусстве, группа выпускников Академии художеств основала «Това­рищество передвижных художественных выставок». Ху­дожники-передвижники отстаивали русское националь­ное, глубоко народное и реалистическое направление в искусстве. Обличение язв общественного строя, правди­вое и сочувственное изображение народной жизни были основной творческой задачей передвижников.

Организатором и руководителем передвижничества был выдающийся художник И. Крамской. К «передвижни­честву» примкнули крупнейшие художники 60—80-х го­дов: Перов, Репин, Васнецов, Суриков, Маковский, Ге, Мясоедов, Савицкий.

Картины великого русского художника Репина («Бур­лаки», «Крестный ход в Курской губернии» и др.) с глу­боким реализмом и художественным совершенством изо­бражали жизнь и труд русского народа. Ряд его замеча­тельных картин посвящён революционному движению («Под конвоем», «Арест пропагандиста», «Не ждали» и др.). Картины Репина, великого мастера искусства, про­никнуты состраданием к угнетённому народу и полны веры в него.

Величайшим представителем русской исторической живописи был В. И. Суриков. Его исторические картины «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Степан Разин» и др. открыли новый этап в мировом искусстве. Выдающиеся произведения живописи на темы русского народного эпоса и русских сказок создал В. М. Васнецов. Крупнейшие пейзажисты И. Шишкин, А. Куинджи, В. Поленов, А. Саврасов создали непре­взойдённые картины богатой и разносторонней русской природы.

«Партия восстановила в полной мере значение клас­сического наследства Репина, Брюллова, Верещагина, Вас­нецова, Сурикова»,— говорил А. А. Жданов на совещании деятелей советской музыки.

Гений русского народа во всех областях науки и искусства был поистине необъятен. Ярко проявил себя нацио­нальный гений русского народа и в музыкальном творче­стве. Песня и музыка были рождены русским народом в глубокой древности и росли вместе с ним. Невиданного расцвета достигло музыкальное искусство в XIX веке. Родоначальником русской оперы и симфонической музыки был Глинка. Он создал гениальные образцы русской му­зыки. Оперы Глинки «Руслан и Людмила», «Иван Суса­нин» стали классическими произведениями не только рус­ского, но и мирового музыкального искусства.

Большой вклад в русское музыкальное творчество внес­ли композиторы 60—70-х годов прошлого века, объеди­нившиеся в музыкальное содружество «Могучая кучка». Композиторы из «Могучей кучки» во главе с Балакире­вым, Римским-Корсаковым и Мусоргским горячо любили парод и верили в его духовную силу. Оперы Бородина «Князь Игорь», Римского-Корсакова «Снегурочка», Му­соргского «Борис Годунов» и «Хованщина» впервые в оперном искусстве изображают народ в качестве главного героя произведения.

К 80—90-м годам XIX века относится расцвет твор­чества Чайковского — одного из величайших русских и мировых композиторов. Его оперы «Евгений Онегин», «Чародейка» и «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», его симфонии и романсы яв­ляются совершенными образцами музыкального искус­ства. Чайковского любят, глубоко чувствуют и понимают представители всех стран и народов.

В XIX веке вырос и русский национальный театр. Отцом русского театра, созданного ещё в XVIII веке, был сын ярославского купца Фёдор Волков. При нём театр впервые стал профессиональным. В России в то время наблюдалось увлечение театром. Это привело к созданию помещиками собственных трупп из талантливых крепост­ных актёров. Некоторые из них стали впоследствии зна­менитыми русскими артистами. Величайшим русским актёром из крепостных был Щепкин, которому удалось освободиться от крепостнической неволи лишь в возрасте 33 лет. С именем Щепкина связан расцвет Малого театра в Москве, который воплотил в себе драгоценнейшие черты национального творческого гения. В нём играли великие русские актёры — Мочалов, Садовские, Федотова, Ермо­лова, ставились лучшие русские пьесы — «Недоросль» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя, пьесы Островского. Мастера Малого театра выше всего ставили народность искусства и охраняли свою сцену от разлагающего влияния буржуазного искусства Запада. О роли Малого театра передовые русские люди говорили: «Мы учились в Московском университете, а воспитыва­лись в Малом театре».

В период подъёма национального искусства и куль­туры был создан Большой театр (в 1776 году), гордость и слава русского искусства. С именем Большого театра связаны традиции реализма, высокой идейности и под­линной народности.

Первыми актёрами Большого театра были крепостные актеры. Передовые деятели Большого театра вопреки по­литике его руководителей, раболепствовавших перед ино­странщиной и заполнявших сцену второразрядными про­изведениями западноевропейских композиторов, отстаи­вали русский репертуар, боролись за русскую музыкаль­ную культуру.

Подлинную славу Большому театру принесли великие русские композиторы Глинка, Мусоргский, Римский-Кор­саков и Бородин, бессмертные творения которых нашли в Большом театре свою сценическую жизнь. Эпохой в жизни Большого театра явились и гениальные оперы Чайков­ского. Во всех оперных постановках, особенно таких, как «Иван Сусанин», «Борис Годунов» и др., мастера Боль­шого театра показывали стойкость, мужество и героизм русских людей, их любовь к Родине и ненависть к её вра­гам. Большой театр воспитал замечательные кадры пев­цов-исполнителей и среди них таких великих артистов, как Шаляпин, Собинов и Нежданова, творчество которых было ярким выражением русского национального гения. Большой театр выдвинул на первое место в мире русский балет.

Искусство Большого театра, как и других лучших теат­ров страны, было неотделимо от всей национальной рус­ской культуры, утверждающей принципы жизненной правды, идейности и народности.

На рубеже XIX и XX веков, в 1898 году, был создан Художественный театр, сыгравший громадную роль в развитии русского и мирового театрального искусства. Основателями этого театра были К. С. Станиславский и В И. Немирович-Данченко. Почти сорок лет они рабо­тали вместе над созданием и развитием театра, основой которого стала правда чувства и переживания. Пьесы Чехова «Чайка, «Три сестры», «Вишнёвый сад», сыгран­ные замечательными актёрами Художественного театра, Положили начало той высокой театральной культуре «ху­дожников», которая до сих пор считается вершиной миро­вого театрального искусства.

Максим Горький, подводя итоги творческим достиже­ниям русского национального гения за XIX век, писал: «В области искусства, в творчестве сердца русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужас­нейших условий прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки художников слова, звуков, красок».