Найти тему
Olga Volkova

8 Этапов развития личности согласно теории Эрика Эриксона.

Источник: Яндекс. Картинки.
Источник: Яндекс. Картинки.

В соответствии с трудами известного американского психоаналитика Эрика Эриксона, путь, ведущий нас к состоянию искомой и желанной человеческой целостности проходит семь, отличительных по своей структуре, этапов.

А целостность , в свою очередь, является завершающим восьмым пунктом в этом занимательном путешествии.

1. Итак, изначальной точкой отсчёта тропы, ведущей нас по пути здорового человеческого развития, есть - рождение и закрепление нами базисного доверия.

Для того, чтобы данный критерий сформировался, необходимо существование некоторых важных и незаменимых условий!

Это, прежде всего, присутствие на самом раннем этапе нашего развития (возраст от 0 до 1 года) достаточно хорошей материнской заботы и любви, той матери, которая способна максимально откликаться на наши первоначальные физические и эмоциональные потребности для создания комфортных условий нашего существования, например, утоление чувства голода, желание быть сухим и чистым, и всё это - желательно и необходимо вовремя, без длительных задержек.

Наша #мать или лицо, ухаживающее за нами, таким образом либо способствует зарождению нашего доверия, либо нет, к огромному сожалению.

2. Вторым возрастным этапом является формирование автономности, которая активно восстаёт против чувства стыда и сомнения.

Что это значит?

На данном этапе (возраст от 1 года до 3-х лет) ребёнок учится ощущать и контролировать свой организм, он стремится к самостоятельности и независимости: Я сам! Но, в случае неспособности справиться со своими детскими трудностями он в слезах побежит, разумеется, к матери за получением успокоения и поддержки, и хорошая мать вовремя её предоставит.

Данная стадия при умеренной и постепенной скорости развития даёт начало развитию наших волевых качеств. Здоровому развитию ребёнка непременно способствуют только те родители, которые сами с уважением относятся к личностным границам других и не отказывают в помощи слабым. Ребёнок учится на примере своих родителей.

Правильное воспитание при наибольшем внимании и поддержке матери на данном этапе развития закладывает фундамент для формирования таких важных личностных качеств, как способность к самовыражению и к сотрудничеству с другими.

3. Третий переход на нашем пути - оформление такого качества, как инициативность.

В возрасте от от 3-х до 6-ти лет ребёнок продолжает активно познавать мир. Подавление детской инициативы непременно приведёт к образованию в будущем скованности и развитию разрушительного чувства вины. Напротив же, избыточное проявление инициативы, что впоследствии может сопровождаться нарушением чужих личностных границ, вызовет в дальнейшем крах: полное отсутствие чувства вины. А это значит, что высокая степень эгоизма обеспечена: поглощение самим собой и пренебрежение другими.

Благодаря такому качеству, как #инициативность (в здоровом виде, без вреда для других людей!), человек способен решительно идти вперёд, умело справляясь с жизненными трудностями.

4. Четвертым этапом нашего занимательного пути является внедрение и развитие трудолюбия.

Итак, на данном этапе (возраст 6-12 лет) запускается в ход механизм идентификации (распознавания). Сейчас начинается процесс школьного обучения и различных дополнительных занятий: спорт, музыка, танцы, шахматы и многое другое. И основная задача здесь для родителей - помочь своему ребенку определиться среди множества увлечений. И только тогда, при выборе решения ребёнок начинает постепенно отождествлять (сопоставлять) себя с определённой группой, таким образом постепенно идентифицируясь, т.е. устанавливая сходство с ней. Он стремится на тренировки, участвует в соревнованиях, проявляя свои способности.

В случае неуспешного результата в процессе длительного времени может сформироваться чувство неполноценности. Но сдаваться не нужно, необходимо иcкать и пробовать выражать себя в других областях.

5. Пятая возрастная стадия - Идентичность против смешения ролей.

Эта фаза (12-19 лет) характеризуется процессом полового созревания. Если на предыдущем этапе #ребёнок ещё только учился овладевать знаниями и умениями, осваиваясь в более широком кругу окружающих его людей, пытался заниматься поиском друзей, стараясь выстроить с ними товарищеские отношения, то именно сейчас, на стадии отрочества и юности

его прежде всего заботит то, как он выглядит в глазах других в сравнении с его собственным представлением о себе, и как связать роли и навыки, развитые и ценимые ранее, с прототипами дня сегодняшнего... "Детство и общество" Эрик Эриксон.

Стараясь обрести чувство уверенности, он стремится быть похожим на других, выбранных им успешных подростков, вступая с ними в группы. Таким образом процесс автономности и идентификации продолжает свой путь, берущий начало в детстве, только уже в направлении поиска нового чувства тождественности (схожести).

6. Следующий этап - это формирование такой особенности, как близость.

На данной стадии (20-25 лет) такое качество, как идентичность, является уже приобретенным и укоренённым, и следующим признаком является стремление выстраивать качественные, близкие отношения с другими (например, интимного характера). Только при успешном прохождении предыдущих стадий человек готов любить по-настоящему, не требуя ничего взамен и сохраняя при этом #верность своему партнёру.

7. Формирование генеративности является следующей стадией развития.

Генеративность включает такие понятия как продуктивность и креативность, следуя рассуждениям Э. Эриксона.

На этом возрастном этапе (26-64 года) человек познаёт, что такое #забота о других (но, только идущая от сердца, с любовью). Это, когда он стремиться по-настоящему помочь в развитии своим детям или другому подрастающему поколению, направляя их по правильному пути. Такой человек не поглощен собой, он готов разделить свои знания и умения без особого принуждения и поучений.

8. Целостность, как завершающий этап формирования личности (от 65 лет).

Пройдя успешно все предыдущие семь стадий, развив таким образом в себе такие качества как любовь и верность, заботу о других, происходит окончательное укрепление своего внутреннего состояния, дающего гармонию и #целостность . Такой человек понимает, что жизнь прожита не зря, и он без паники относится к процессу старения. Я думаю, что каждому человеку хотелось бы встретиться в своей старости с такой добродетелью, как #мудрость .

Если вам была полезна эта статья, то поставьте лайк!

Заранее благодарна!