Есть автомобили, которые неуловимо ускользают из истории. Вчера их были тысячи, сегодня десятки, а завтра только воспоминания.
ЗиЛ -133ГЯ по прозвищу «Крокодил», машина-недоразумение, появившаяся от безысходности, сборище явных плюсов и не упоминаемых минусов. В середине 60-х годов завод имени Лихачева направил свой потенциал на развитие нового безкапотного грузовика. В 1972 году свет увидел проект ЗиЛ-170, но плановая экономика это не буржуазная доктрина – кто сделал тому и принадлежит. Партия приказала передать все наработки на новый перспективный завод на Каме. Передали, а сами остались у разбитого корыта. Партия требовала новые мощные машины. ЗиЛ -130 не справлялся, заводу пришлось строить ЗиЛ-133. Он напоминает старшего собрата, но это не совсем так.
130-й был слабоват, поэтому раму растянули до 9 с лишним метров, сзади воткнули два ведущих моста и удлинили морду, чтобы поставить более мощный мотор и все. Но так автомобили не проектируют, от этого конструкция получилась сырая с множеством огрехов.
Подвеска. Спереди на полуэллиптических рессорах с задними скользящими концами и амортизаторами, задняя рессорная балансирная с шестью реактивными штангами. Случайно или специально у грузовика получилась хорошая развесовка, что помогает на бездорожье. Тормоза воздушные. Тут везде воздух. Многие системы управляются воздухом.
Есть предохранитель от замерзания воздушной системы тормозов. Работает он просто и гениально. Заливается спирт, он находится в замкнутой системе. Также есть некий фитиль, через который спирт испаряется. Воздушная система прогоняет воздух через фитиль, он обогащается парами спирта, спирт смешивается с конденсатом и не дает ему замерзать при низких температурах. Конденсат оседает в стакане. Зимой надо стакан этот сливать. В народе пошли более легким путем и стали заливать туда тосол. Он также создает незамерзающий конденсат. Спирт сушит резинки, а тосол более жирный и как бы смазывает их. Да и спирт лишним не бывает, ему можно найти более «полезное» применение.
Отличительная особенность 133-го – длинный капот, благодаря которому он и получил кличку « крокодил». Под капотом 8 -цилиндровый V-образный двигатель КАМАЗ-740. Рабочий объем 10850 куб. см, мощность 210 л. с. при 2600 об/мин, крутящий момент 650 Нм при 1600 -1800 об/мин. Особенность этого двигателя в том, что головка блока и клапанная крышка на каждом горшке своя. Давайте восстановим историческую справедливость, все, что называется КАМАЗ, разработано на ЗиЛе, инженеры ЗиЛа родоначальники и это надо помнить.
«Коллектив московского автозавода имени Лихачева один из инициаторов движения за превращение 1980 года в год ударного труда. Более 6000 автозаводцев обязались выполнить личные пятилетки к ленинскому юбилею. Успешно решается на предприятии задача, поставленная Леонидом Ильичем Брежневым, выпускать продукцию отвечающую передовым достижениям мирового автомобилестроения. На сборочном конвейере новый ЗиЛ грузоподъемностью 10 тонн, двигатель дизельный, значительно уменьшающий расход топлива. Создатели этой машины применили много конструктивных и технических новшеств, которые облегчают эксплуатацию грузовика, повышают безопасность движения. Народное хозяйство страны получило еще один мощный, надежный, быстроходный грузовой автомобиль». (Из советской хроники)
Кабина внутри ничем не отличается от 130-й, хотя это она и есть. Стильная, плавные линии, крашеный металл – это совершенство 70-х.
Приборная панель – с левой стороны тахометр, далее температура воды, уровень топлива, спидометр, справа сверху 2 манометра давления воздушной системы переднего и заднего моста, зарядка аккумулятора, давление масла, далее контрольные лампочки и всякие переключатели от «Жигулей».
Открываем бардачок и видим, что бардачка особо то и нет – слева блок предохранителей, с правой стороны маленький «перчаточный» ящик. Пепельница – советская пепельница, такой ее уже мало кто помнит. Дворники воздушные, откручиваешь регулятор и они еле-еле машут, чем быстрее едешь, тем быстрее они работают. Система выключения двигателя тоже воздушная – кнопка под ногой, нету воздуха в системе, глушишь включением скорости.
Автомобиль степенный, неспешный, не манёвренный – огромная черепаха. Максимальная скорость около ста километров в час. Огромный руль лежит практически на коленках и он настолько большой, что пузатым дядькам пузо натрет, а высоких сгорбит. Обзорность – мертвые зоны большие, длинный капот как прицел, и кто там под колесами щемится не узнать, пока не придавишь. Пятиступенчатая КПП КАМАЗовская, но мы помним кто их разработал. И вообще по ходовой много чего от татарина. КПП с делителем, флажок делителя находится на ручке переключения передач. Делитель помогает в сложных дорожных условиях, включается он или при выжатом сцеплении, или на нейтралке.
У 133-го есть одна отличительная хорошая черта, у него очень хороший накат. Лучше, чем у КАМАЗов и МАЗов, может быть за счет аэродинамической формы, но это факт. Накатом под горочку идет бодро, это экономит топливо. Но надо без фанатизма. Здесь есть хорошая табличка, что запрещено отключать двигатель на спусках, чтобы в системе не пропал воздух.
«Крокодилы» выпускали с 1979 по 1992 год, а ЗиЛ-133Г40 с улучшенной кабиной и другим мотором вплоть до 1999 года. Способность «Крокодила» везти 10 т и тянуть вплоть до 11 т выручала народное хозяйство, но приходили более дерзкие и резкие родственники из Татарии и вытесняли их. Зил-133ГЯ был незаменим на строительстве, установка на шасси кранов, стрел и прочий машинерии была оправдана. «Крокодил» прожорлив, 25-30 литров на сотню в легкую, штатного бака на долго не хватает. Надежность и живучесть машины зависит только от хозяина.
А может и хорошо, что все наработки и проектную документацию передали на КАМАЗ, где сейчас ЗиЛ. Может руководство советской страны было намного дальновиднее, чем нам кажется.
Если статья для Вас оказалась интересной, полезной или просто помогла скоротать время ставьте лайки, оставляйте комментарии, делитесь в соцсетях, подписывайтесь на канал.