«Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.» (Притчи 12: 10).
Хотелось бы обсудить тему животных и отношение к ним в христианстве. Первый вопрос, касающийся животных – это вопрос может ли душа животных быть бессмертной? Насчёт этого нет однозначного ответа, существуют разные точки зрения среди святых отцов православной Церкви. Некоторые святые отцы считают, что животные смертны, в отличие от человека. Другие же святые отцы считают, что души животных также бессмертны, как и у человека. Вот на этой точке зрения хотелось остановиться поподробнее. Столь ли малозначительны животные по сравнению с человеком? И могут ли они тоже обладать бессмертной душой?
Материальный мир является образом, отражением мира невидимого, духовного. Так как в Библии много раз приводятся такие примеры, как например, царь Тирский, является образом дьявола: «сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты.» (Иез. 28: 11-12). «От красоты твоей возгордилось сердце твоё, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор.» (Иез. 28: 17). Человек был создан по образу и подобию Божию: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.» (Быт. 1: 27). Мы читаем в Библии, что в духовном мире, в частности в книге Иезекииля и в книге Откровения Иоанна Богослова, упоминается о животных: «а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, – и таков был вид их: облик их был как у человека». (Иез. 1: 5). «И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; перед престолом – море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола – четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.» (Откр. 4: 5-7). Земные животные, возможно, являются отражением животных духовного мира.
Господь создал животных раньше человека, и они также являются душой живой. «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.» (Быт. 1: 24 -25). А человека Он поставил над ними владычествовать. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. (Быт. 1: 26). “Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило судьбу мира <…> и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил её, подпала суете, нестроениям и страданиям”. Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Также святитель Лука приводит строки из Библии: «Нетленный Твой дух пребывает во всем.» (Прем 12: 1). Значит, если нетленный Дух Божий прибывает во всём, то в животных пребывает тоже нетленных дух. Ещё очень обнадёживают слова Апостола Павла: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего её, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне.» (Рим. 8: 19-22). В книге Исаии говорится о Царстве Божием, которое ожидается и на земле (Новая земля): «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.» (Исаия 11: 6).
Животные не согрешили, в отличие от человека и чисты перед Творцом, они живут просто перед Богом. Животные послушны Создателю. Например, в житие святой Марии Египетской упоминается, как лев помог вырыть могилу святой Марии Египетской после её кончины, старцу Зосиме, при этом лев был кроткий и послушный, как ягнёнок. Господь заботится не только о человеке, но и о животных, об этом есть упоминания в Священном Писании. В частности, Господь Иисус Христос говорит: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6: 26). И ещё пример: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего». (Мф. 10: 29). Также есть такие примеры и в Ветхом Завете, в частности, в книге Иова Господь говорит ему: «Знаешь ли ты время, когда рождают дикие козы на скалах, и замечал ли роды ланей? можешь ли расчислить месяцы беременности их? и знаешь ли время родов их? Они изгибаются, рождая детей своих, выбрасывая свои ноши; дети их приходят в силу, растут на поле, уходят и не возвращаются к ним. Кто пустил дикого осла на свободу, и кто разрешил узы онагру, которому степь Я назначил домом и солончаки – жилищем?» (Иов. 39: 1-6). «Твоею ли мудростью летает ястреб и направляет крылья свои на полдень? По твоему ли слову возносится орел и устрояет на высоте гнездо своё? Он живёт на скале и ночует на зубце утесов и на местах неприступных.» (Иов 39: 26-28). В книге Бытия, когда Господь решил навести потоп на землю, Он позаботился и о животных, сказав Ною, чтобы он взял в ковчег по паре разных видов: «Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых.» (Быт. 6: 19-20). Ещё в книге Числа описывается эпизод, когда Господь заступился за ослицу, которая останавливала своего хозяина Валаама, который ехал проклясть Израиль: «И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать тебе, потому что путь твой не прав предо Мною». (Числа 22: 32).
А какова природа на земле и разнообразие трав, растений и видов животных, вся природа прекрасна! И особенно в тишине, на природе чувствуется присутствие Духа Божиего, Который даёт жизнь всему. Это образ Царствия Небесного. В природе везде чувствуется Рука Создателя, Творца, Который создал такой прекрасный мир. Утро сменяет ночь, весна сменяет зиму, солнце, радуга сменяют дождь, тучи: всё это образы, отражение духовного мира, в котором также бывают разные периоды, например, за Великим постом наступает Пасха (Воскресение Христово). «Господи, хорошо гостить у Тебя: благоухающий воздух, горы, простертые в небо, воды, как беспредельные зеркала, отражающие золото лучей и легкость облаков. Вся природа таинственно шепчется, вся полна ласки. И птицы и звери носят печать Твоей любви. Благословенна мать земля с ее скоротекущей красотою, пробуждающая тоску по вечной отчизне, где в нетленной красоте зовут: Аллилуиа.» Отрывок из акафиста «Слава Богу за всё. Исходя из этого всего, Господь заботится о животных и даёт им всё необходимое для жизни: «Ты послал источники в долины: между горами текут, поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою. При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос. Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу.» (Псалом 103: 10-14). «Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил; на них гнездятся птицы: ели – жилище аисту, высокие горы – сернам; каменные утесы – убежище зайцам. Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад.» (Псалом 103: 16-19). Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. (Псалом 103: 24). «И продолжал Господь и сказал Иову: будет ли состязающийся со Вседержителем ещё учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему.» (Иов. 39: 31-32).
По поводу жертвоприношений в Ветхом Завете. Эта была своеобразная форма поклонения, которую понимал ветхий человек того времени, так как весь мир лежал во зле, совершались человеческие жертвоприношения среди язычников и Израиля, когда они поступали по примеру язычников: «и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило» (Иер 7: 31). А жертвоприношения были угодны Богу, но как доброе произволение человека, который хотел этим угодить Богу: «И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принёс во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своём: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал.» (Быт. 8: 20-21). На самом деле не этих жертв желает Господь: «Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною; не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет её. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня». (Псалом 49: 8-15), «Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путём своим, тому явлю Я спасение Божие». (Псалом 49: 23), «ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы её; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.» (Псалом 50: 18-19). В Новом Завете совершается Бескровная Жертва или Евхаристия (Причастие Тела и Крови Христовой).
Бог любит всё своё творение и заботится о нём: «Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил» (Прем 11: 25). Соответственно, если христианин призван быть образом и подобием Божием и Его сыном, то он призван к тому, чтобы любить не только людей, но и животных и всё творение. «Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд.» (Лк. 6: 36), «совлекшись ветхого человека с делами его, облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его.» (Кол. 3: 9-10). Святые любили не только людей, но и животных, например, Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле. К Преподобному Серафиму Саровскому приходил медведь, и он кормил его, как известно из его жития. К этому же призваны и все христиане. Опять же здесь уместно, сказать о том, что не должно поклоняться животным, но и жестокость неуместна. О животных нужно заботиться, как о братьях наших меньших: кормить, поить, лечить. Если человек взял животное, то надо не забывать, что «мы в ответе за тех, кого приручили» — цитата из сказки «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. А забота о бездомных животных – это проявление милосердия, и животные очень благодарны людям, которые кормят их. Животные бывают очень верными друзьями человеку. Ведь, животные беззащитные, особенно бездомные, они нуждаются в нашей помощи. Как можно пройти мимо бездомного маленького котёнка или щенка? Позаботиться о таких милых созданиях, это желание, исходящее из милостивого сердца, именно такое сердце хочет видеть в нас Бог: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.» (Мф. 5: 7).
Ещё хотелось бы поговорить о следующем. Есть заповедь: «Не убивай.» (Исх. 20: 13). Но здесь не указывается о том, что не убивать, именно человека. А сколько животных в мире убивают. Как полезны посты, в которых не употребляется мясо животных! Многие монахи вообще не употребляют мясо или употребляют редко, из-за того, чтобы не участвовать в убийстве животных на земле и по слову Апостола Павла: «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.» (1-е Кор. 8: 13). Ещё многих животных убивают из-за меха, норок, например, хотя – норковые шубы – это всего лишь роскошь. «Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!» (Прит. 31: 30-31). Хочется, чтобы животные меньше страдали. Давайте будем заботиться о братьях наших меньших, ведь они тоже радуют нас и служат нам.
«Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это. Не бойтесь, животные, ибо пастбища пустыни произрастят траву, дерево принесет плод свой, смоковница и виноградная лоза окажут свою силу. И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде.» (Иоиль 2: 21-23).