…школа — это гораздо больше, чем просто «обучение» .
Сосредоточенное внимание на новеньких блестящих ноутбуках и Wi-Fi маскирует многие проблемы онлайн-обучения. Оно просто не подходит для всех предметов или для всех учеников.
Мы уже почти неделю повторяем прошлогодний печальный эксперимент по дистанционному обучению, и уже появляются некоторые прежние серьезные проблемы. Во-первых, многие школьные руководители и учителя работают над тем, чтобы сделать этот опыт как можно более позитивным для учеников. Родители сообщают, что школы, которые в прошлом семестре не выдавали практически никаких материалов, предоставляют больше контента как онлайн, так и оффлайн, а учителя говорят об огромных усилиях, которые были вложены в планирование и проведение уроков одновременно в классах и для учеников, занимающихся на дому.
Увы, отчеты о результатах дистанционного обучения во время последнего карантина на сегодняшний день задокументированы и рисуют мрачную картину. Аманда Шпильман, главный инспектор Ее Величества по образованию, заявила, что дистанционное обучение «не заменяет» классное обучение и факты свидетельствуют о значительном расширении образовательного неравенства во время последнего карантина в Великобритании как с точки зрения неравенства между теми, кто имеет доступ к ноутбукам, Wi-Fi и занятыми, и свободными от работы родителями, так и между государственным и частным секторами.
Продолжающиеся расхождения
Пока рано делать выводы, но есть симптомы, которые указывают на то, что эти расхождения будут продолжаться. Как пишет один из родителей: “Моя семилетняя дочь учится в приличной государственной школе, и у них есть онлайн-платформа обучения. И большую часть работы они делают за час. Моя 17-летняя падчерица учится в частной школе. Она должна быть одета в школьную форму и сидеть перед ноутбуком на онлайн-уроках, которые проходят по тому же графику, что и в школе».
Несмотря на героические усилия учителей и школ, на правительственном уровне, по-видимому, не было предпринято достаточных усилий для смягчения последствий в свете опыта таких уроков прошлого года. Различные «догоняющие» схемы Министерства образования были тихонько сокращены или просто не выполнены, программа репетиторства продлена с одного до двух лет, субсидии на ноутбуки для школ урезаны.
Разговоры о блестящем новом оборудовании в любом случае игнорируют тот факт, что компьютеры должны быть современными, а родители продвинутыми юзерами, чтобы обеспечить нормальное обучение для детей, а во многих семьях условия серьезно ограничены. Как сказала одна мама: «Я провела большую часть дня, распечатывая бумажные копии работы, чтобы было легче читать, бегая между логинами двоих детей в попытках понять, что им обоим нужно было сделать в течение дня, и плача! Я чувствую просто невероятную вину».
Отвлекающие маневры
Действительно, акцент на ноутбуках — это значительный отвлекающий маневр, отводящий внимание от лежащих в основе педагогических и даже философских проблем, которые не могут решить никакие новые технологические устройства. Хотя смешанное обучение может работать, для его успешного функционирования необходимо хорошо продуманное и поддерживаемое онлайн-обучение; эксперты говорят о важном различии между «онлайн-преподаванием» и онлайн-обучением.
Однако эти лучшие схемы очень далеки от нынешнего предложения Министерства образования, которое в основном полагается на Oak Academy (это организация, предоставляющая онлайн-классы и ресурсный центр в Великобритании, а учителям бесплатные уроки и ресурсы для учащихся в возрасте от 4 до 16 лет – прим. ред. ), или эквивалентных провайдеров для трансляции уроков, не проводя для учителей надлежащей подготовки для проведения эффективных онлайн-уроки. Это эквивалент XXI века Открытых Университетских уроков, которые транслировали по телевидению в шестидесятые годы; немного похоже на то, чтобы посоветовать детям просто посмотреть кучу выступлений Ted Talks ( американский частный некоммерческий фонд, известный прежде всего своими ежегодными конференциями – прим. ред.).
Однако еще более фундаментальным является заблуждение, на котором ненадежно балансирует весь этот эксперимент. Дистанционное обучение просто подходит не для всех предметов и не для всех учеников. Точно так же образовательный и социальный дефицит, вызванный закрытием школ, гораздо сложнее, чем предполагает язык, используемый Министерством образования, когда речь идет о «переходе на дистанционное обучение».
Проблемы, поднятые родителями, включают в себя то, что детей просят делать уроки у экранов компьютеров по предметам, которые по определению должны проходить оффлайн: кулинария, наука, музыка. Возможно, было бы хорошо, если бы этот элемент дополнял практические аспекты более широкого опыта обучения.
Но без установленной цели этого эксперимента экраны как таковые не используются. «Я вижу, как скучно моим детям» — это уже через три дня обычная родительская жалоба.
Уроки в реальности
Дистанционное обучение также явно не подходит для многих или, вероятно, большинства детей младшего школьного возраста, а также для уязвимых детей (не все из которых, согласно сообщениям, учатся в школе). Любой родитель маленьких детей расскажет вам, как трудно увлечь ребенка через экран, и это хороший пример, демонстрирующий сложность проблем; для британского Управления по стандартам в сфере образования или Министерства образования уроки Zoom могут считаться положительным опытом, но реальность показывает, что это не так, особенно для малышей, которые легко устают от одного и того же формата. При онлайн-обучении они теряют интерес к предметам, которые весело и увлекательно проходят вживую, в классе.
А еще есть экранное время. Еще год назад долгое сидение за компьютером было анафемой для многих родителей; да и само правительство было всецело за то, чтобы дети проводили меньше времени, сутулясь перед телевизором, смартфоном или игровой консолью. Но где же оценки вреда? Где же доказательства того, что кто-либо из ответственных лиц предпринял какие-либо попытки решить эти проблемы?
Оставляя в стороне споры о качестве и равенстве дистанционного образования, нужно отметить, что школа — это гораздо больше, чем просто «обучение» . Школа – это социализация, игра, физические упражнения, соревнования, эмоциональная поддержка, физическая забота, а иногда даже убежище от жестокого обращения — все это имеет решающее значение для развития ребенка и не может передаваться через экран. Это неудобная истина, которую люди, что жонглируют конкурирующими политическими приоритетами пандемии, возможно, предпочли бы не замечать, но этот провал значительно ослабляет уровень образования и развития детей.
Перевод материалов Daily Telegraph, Антонина Марченко
Читайте больше материалов на нашем сайте