Как в отсутствии необходимого финансирования трижды выиграть и дважды почти выиграть «серебряный молочник».
История команды Emirates Team New Zealand , действующего владельца Кубка Америки, всегда была связанна с инновациями. Представители маленького островного государства, с момента начала охоты за Кубок Америки, всегда вызывали у всех не только чувство зависти за свои гениальные находки, двигавшие парусный спорт в новую эру, но и чувство страха от того, «что эти Киви, снова что-то придумают». Команду Новой Зеландии сокращённо прозвали Киви, в честь нелетающей беззаботной птички с длинным клювом, являющейся символом острова.
До 1983 года, в котором австралийцы на яхте Australia II впервые за 132 года выиграли Кубок Америки у команды США, прервав таким образом самую длинную победную серию в мировом спорте, никто и не мог себе представить, что маленькая Новая Зеландия может сравниться с США в спортивном мероприятии, в котором доминируют технологии и деньги.
Но австралийцы показали для всех пример того, как изобретение «Т-образного киля» может победить размер банковского депозитау соперника, и уже в следующем розыгрыше Кубка Америки New Zealand Challenge впервые дебютировала в борьбе за знаменитый «серебряный молочник». И сразу же заявила о себе, компенсировав отсутствие денег и технологий – инновациями.
1987 год. Старт Киви, открывший эру пластика.
Команда Новой Зеландии впервые в истории розыгрыша кубка построила свои 12-метровые яхты из стекловолокна, а не из алюминия. Эта выходка настолько потрясла соперников, что ветеран Кубка Америки Деннис Коннер, проигравший Австралии в 1983 году, обвинил команду Новой Зеландии в жульничестве.
Несмотря на все неурядицы, «Plastic Fantastic» KZ7 сумела пройти практически через все ряды претендентов, выиграв 37 из 38 матчей. И только в финале Louis Vuitton Cup победная поступь «киви» была остановлена будущим владельцем Кубка Америки - Деннисо Коннером. Но следующая глава в Кубке Америки стала одной из тех, которые создают интриги вокруг серебряного кубка и делают его легендарным! И опять в центре внимания оказалась Новая Зеландия.
1988 год. На 90 футовой громадине против катамарана американцев.
Не желая ждать следующие четыре года, сгорающие от нетерпения неугомонные новозеландцы, воспользовавшись юридической лазейкой в тексте дарственной, по которой кубок передавался на хранение в яхт-клуб Нью-Йорка с формулировкой: «ежегодная регата яхт-клуба претендента должна проводиться на море …». Прицепившись к слову «ежегодная», новозеландцы потребовали немедленного реванша в 1988 году. Киви бросили вызов яхт-клубу Сан-Диего, отказавшись от выбранных в то время стандартом розыгрыша яхт 12-метрового класса, и возвратившись практически к истокам Кубка Америки, где каждый строил то, что мог и как хотел, и критерием победы была только скорость. Новозеландцы построили 90 футового карбонового монстра по проекту знаменитого конструктора Брюса Фарра.
KZ 1 представлял собой огромную яхту с корпусом из углеродного волокна с крыльями, выступающими из палубы, как у авианосца. Яхта настолько была перегружена парусами, что даже при слабом ветре команде из 30 человек приходилось сидеть на крыльях, откренивая яхту, чтобы держать лодку в более- менее вертикальном положении. Про качающиеся кили тогда еще никто не знал.
Но надо отдать должное и сопернику: американцы тоже ответили достойно, выставив против Киви катамаран с жестким парусом, аналогом самолетного крыла. Впервые в истории Кубка на старте сошлись два типа парусных судов: киви на гигантской 90-футовой лодке против Conner's Stars & Stripes, гораздо меньшего, но более быстрого катамарана с жесткими крыльями. Как и ожидалось, на воде победил катамаран, после последовала затяжная судебная тяжба. В конечном итоге Новая Зеландия проиграла, но именно тогда были заложены технологии, применяемые в современных гонках.
После всех юридических склок, менеджмент кубка подправил формулировки проведения соревнований, заодно отправив на свалку истории 12-метровые яхты. Им на смену родились правила класса Кубок Америки.
1992 год. Новый старт в новом классе яхт. Яхта с дыркой в киле и без пера руля едет быстрее многих.
К 1992 году Новая Зеландия была уже признанной силой, с которой нужно считаться. Это признание совпало по времени с рождением новых яхт класса America’s Cup. Новые правила класса было ограничительными, задавали главные размеры, вес, площадь парусов, но давали разработчикам достаточно свободы в принятии решений при конструировании, чтобы повлиять на ходовые качества яхты.
И снова всех удивили парни с острова в Тасмановом море. Новая Зеландия построила короткую, широкую и легкую яхту по чертежам Брюса Фарра с необычным килем с дырой посередине, полным отсутствием пера руля и выступающим вперед бушпритом. NZL20 была названа «лодкой на стероидах». Под управлением Рода Дэвиса они вышли в финал Louis Vuitton Challenger. Но склочные итальянцы перевели в очередной раз парусные гонки в судебные споры, разгоревшиеся по полной, когда итальянские соперники из Il Moro di Venezia развернули кампанию против инновационного киля и бушприта.
И в финале вся Новая Зеландия, ведущая в серии 4 к 1, с ужасом и неверием в происходящее наблюдала, как итальянцы, обойдя новозеландцев с итоговым счетом 5-4 выиграли и Louis Vuitton Cup и право бороться за Кубок Америки.
На последних гонках кубка команду Новой Зеландии возглавил ставший уже тогда легендой киви - Питер Блейк, который и привел новозеландцев в следующем розыгрыше к победе.
1995 год. Кубок Америки номер раз
Питер Блейк изменил название команды на простое Team New Zealand . Серебряный папоротник стал элементом логотипа команды, а затем мастерским
PR ходом, - каждый болельщик мог посадить у входа в свой дом логотип команды, поливать и ухаживать за ним. Наряду с киви, команду прозвали All Blacks, видимо играя на созвучие Black – Blake . Лодки, как и командная форма, стали черными, а вся команда сконцентрировалась на тщательной проработке конструктива яхт.
Во главе яхтсменов встал шкипер Рассел Куттс, который собрал воистину звездную команду яхтсменов-гонщиков, а вездесущий Питер Блейк сосредоточился на том, чтобы заручиться спонсорской поддержкой и сделать все возможное в поиске денег. Маркетинговая кампания команды Новой Зеландии 1995 года широко описана в учебниках по спортивному менеджменту, рассказывая, как добиться завоевания старейшего и самого неуловимого спортивного трофея при отсутствии должного финансирования.
Вся страна сидела приклеенная к своим телевизорам, пока команда Новой Зеландии сметая всех на своем пути, во главе сэром Питером Блейком и его знаменитыми «счастливыми красными носками» на борту Black Magic NZL32, не добралась до Кубка Америки.
Киви убедительно выиграли серию Louis Vuitton Cup и продолжили путь к победе в Кубке Америки, разгромив команду Денниса Коннера Stars & Stripes со счетом 5: 0. Когда новозеландцы пересекли финишную черту в Сан-Диего, телевизионный комментатор Питер Монтгомери произнес фразу, ставшую знаменитой: «Кубок Америки – это теперь Кубок Новой Зеландии!»
Продолжение следует...