Прочитав Серотонина, я могу только перефразировать Чеслава Милоша и сказать, что другого Мишеля Уэльбека не будет. Жалуя на этот роман, я не собираюсь указывать на какую-либо избыточность в его написании, которая сама по себе была бы вторичной, потому что не замечать этого - все равно что заблудиться, скажем, из Ястарни в Хель. В «Серотонине» есть даже что-то новое, важное, но с долей скепсиса, что для меня совершенно непонятно. Уэльбек добавляет еще одного смертельного врага к и без того дежурным демонам западноевропейской цивилизации - депрессии. Отсюда, возможно, отход от политической и идеологической литературы, которая, несомненно, была «Покорностью», после прочтения которой у меня сложилось впечатление, что французский писатель не сказал ничего важного.
«Серотонин» - это роман интимного признания. Дневник печали, нарушенный убеждением, что самым печальным является мир вокруг нас, неудачная работа Бога и место, где мы создали, как признает главный герой книги, лица ада для нашего собственного удобства. В этой формальной процедуре Уэльбек не удивил бы ничем новым, но я надеялся, что название заставит его тщательно проанализировать проблему, которую не могут исследовать ни терапевты, ни психиатры, ни социологи, хотя человечество уже произвело целый ряд антидепрессантов. обеспечение так называемого нормального функционирования, над которым, очевидно, издевается главный герой книги - и в этом он прав. Если бы «Серотонин» отошел от всего второстепенного в Уэльбеке, это могла бы быть интересная книга. Интересно, но не очень хорошо. С литературной точки зрения последняя работа соавтора прекрасной книги «Враги общества» предполагает действительно серьезную аварию на работе.
Несчастный главный герой книги не пытается спросить, что сделало его несчастным, а пытается доказать тезис о том, что прошлое убивает человека. И там он также смотрит - скорее в темноту - по причинам, по которым сегодня он должен принять определенную специфику, которая мешает ему получить какое-либо сексуальное удовлетворение. И это будет очень важно. И снова мы получаем картину мужчины из Уэльбека, который судит о достоинстве женщины по тому, как он поддерживает свой пенис губами, насколько гибкое его влагалище и что может предложить ее задница. Я действительно не хочу анализировать, серьезно ли это или иронично, и если да, то какой процент этой иронии содержится во всей этой навязчиво повторяемой сфере тем. Я также не хочу удивляться, насколько все это сексистское или женоненавистническое, что должно служить символически и что выражать между предложениями. Я просто хочу отметить, что все это просто мерзко и пора, наконец, кому-то сказать это. Как мужчина, я говорю на все это: хватит.
Кроме того, 46-летний Флоран-Клод несет на себе всю боль существования мира, который давно собирался уничтожить, но держится, возможно, благодаря тому, что также характерно для главного героя - он боится самоубийства, боится смерти. Все повествование будет построено вокруг противостояния смерти, а также особого поклонения самому процессу умирания. Родители главного героя взяли ответственность за жизнь в свои руки. Сам он никого не обременяет своими проблемами, но выстраивает очертание прошлого времени, в котором появились люди, и обстоятельств, которые его формируют, как есть сегодня. Беспомощный мужчина, хоть и готовый ко всему, на любую возможность. Кроме того, чтобы просто исчезнуть из жизни, хотя на самом деле исчезнуть некому, Мишель Уэльбек создает такую структуру романа, в которой есть целая галерея людей, с которыми он общался, более или менее важных для главного героя, и они должны рассказать о том, кем он стал. Умно, но все равно не очень интересно. Не только потому, что герой может сочувствовать. В основном потому, что он невероятен - такую дозу цинизма с такой большой потребностью в любви трудно представить среднему мужчине, и все же Флоран-Клод хочет, чтобы его считали посредственным. Исключительно грустно, но это другое дело.
Несмотря на возмутительный способ представления женщин, разговоров о женщинах и превращения их в элементы, придающие динамизм этой прозе, здесь обнаруживается особая сложность отношений между мужчиной и женщиной. Когда главный герой драматически рассказывает о том, как он потерял свою великую любовь, он не только ласковый, но и очень убедительно, как будто не из книг этого автора. Поэтому «Серотонин» удивителен фрагментарностью. Также, когда он прямо показывает, что его герой готов отпустить зло и не сообщать ни о каких обнаруженных действиях педофилов. Сама идея Флорана-Клода о физическом исчезновении может также интересно развить метафору названного дефицита серотонина и быть разумным изображением депрессивного состояния. Но это уже не совсем получается. Не только потому, что, говоря о депрессии, Уэльбек, кажется, изображает только Индивидуализируя своего персонажа - предположим, что он это делает, и что мы не помним, о чем он писал в своих ранних романах, - он не индивидуализирует свое психическое заболевание. По сути, ничего не диагностируется, но вся эта книга, по сути, представляет собой проблему «укажи и щелкни», возможно, сознательно избегая какого-либо диагноза. И поэтому его трудно разобрать. Не очень достоверный, но и слабый с лингвистической точки зрения. Поэтому следует признать, что при чтении множества двойственных мыслей, однако, чаша весов в пользу горечи смещается в сторону разочарований. Возможно, кто-то также захочет принять хорошее успокоительное, думая, что так пишет один из ведущих современных французских писателей.
Предположение о том, что главный герой не может создать никаких межличностных связей, кажется важным. Однако, к его удивлению, все, чем он стал, возникает из отношений - хороших или плохих, но всегда напряженных. Это его друзья решают предпринять шаги, на которые у него самого никогда не хватало смелости. Они эмоционально сжигают себя в жизни и отдают ему пепел этих костров. Интересно, но этот пепел все еще показывает невротика-эгоцентрика, которому, возможно, поставлен точный диагноз, или, возможно, он убедился, что если - как сказала его возлюбленная - никто не будет счастлив в сегодняшней Европе, невозможно вести себя иначе, чем остальные . Уэльбек хочет заклеймить консерватизм, но также показать, к какому вреду он приводит, если захватывает слишком много людей. И в этот момент он уже повторяет предположения и фантазии о развращенности и коллапсе мира, в котором все-таки есть свои правила, хотя некоторые пытаются сделать Уэльбека пророком, а «Серотонин» - отличное доказательство его склонности к поднимите большую шумиху вокруг средней книги. Название уже делает свое дело. Несмотря на множество недостатков, «Серотонин» будет прочитан, потому что вы должны это знать, он по-прежнему важный писатель, не так ли?