Я бы многое отдал, чтобы в мои 14-16 лет у меня в руках оказался "Хлеб с ветчиной". Но к сожалению, об этой книге я узнал гораздо позже и совершенно случайно. Как-то шёл через студенческий городок, впереди меня оказались несколько парней лет 18-ти, один из них эмоционировал о какой-то книге. До меня долетали обрывки фраз: "там как будто всё про мою жизнь", "я просто офигел" и пр. Я слегка замедлил шаг и услышал незнакомое для меня название - "Хлеб с ветчиной". Сразу загуглив и прочитав несколько рецензий, я не расстаюсь с этой книгой уже несколько лет.
Эта книга о переходе из сурового мира детства в суровый мир взрослых. И ключевая особенность в том, что процесс этот примерно одинаково жесток и беспощаден везде и всегда. И у американского подростка Генри Чинаски из семьи немецких эмигрантов 30-40-х, и в постсоветском детстве моих сверстников и, наверное, у многих других.
Такой откровенности и детализации о детском мире я еще не видел ни где, ни у Горького, ни у Кинга. Но при этом это точно не чернуха или ужастик, это честная автобиография в талантливой художественной обработке ("На девять десятых факта одна десятая выдумки, чтобы всё расставить по местам"). Те вещи, которые в моем детстве казались мне странными и непонятными, которые я считал, что могли произойти только со мной и только в моем "необычном" окружении, я долго носил с собой и не мог ни с кем поделиться. И только добравшись до этой книги, понял - это было обычное детство, и оно выглядит именно так.
На страницах романа есть все узнаваемые атрибуты многих семей, в т.ч. мало приглядные. Склочные родственники, которые перманентно ненавидят друг друга, но при этом постоянно общаются, потому что "так надо". Отец, который говорит "ребенка должно быть видно, но не слышно". В этой семье ребенок это один из обязательных атрибутов внешне счастливой жизни, которую необходимо постоянно демонстрировать точно так же как престижную работу, дом с зеленой лужайкой и автомобиль. Даже когда Отец теряет работу, то по-прежнему каждое утро выезжает на машине куда-то и возвращается в одно время вечером, чтобы соседи видели, что у него все в полном порядке. А внутри дома постоянное насилие и унижения до тех пор, пока Генри не окрепнет, чтобы постоять за себя.
А также все подробности взаимоотношений внутри подростковых коллективов, с дружбой и драками, с богатыми и бедными, сильными и слабыми. И выход в мир взрослых с первой работой и попытками самостоятельной жизни.
Ну и конечно же не будем забывать о других, кстати более известных, книгах Буковски, которые не менее художественно и не менее узнаваемо протоколируют дальнейшее развитие и становление Генри Чинаски. "Фактотум" о поиске себя, Абсурдистский "Почтамт" о работе в системе и "Женщины" о различных проявлениях любви и дружбы.